Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 Углубить знания об имени прилагательном как части речи.

 Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль.

 Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка.

 Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи.

 Работать со словарями.

 Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx631.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи»

Цели урока:

 1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи.

2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль.

3. Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка.

4. Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи.

5. Работать со словарями.

6. Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Сердца свободны от страстей…

 Так чудодейственно влияют

 Слова святые на людей!..

 Христос воскрес!..

 О миг священный!..

 О чудо, выше всех чудес,

 Какие были во вселенной!..

 Христос воскрес!

 Христос воскрес!

2.Актуализация знаний

- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

 - Верно – это Пасха.  

Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия  Христос вернулся к жизни – воскрес.

   Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать  « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова.  На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

     Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. 

 За семь недель до праздника православные христиане  вступают в пору Великого поста.

     Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане  идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

 Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!»  

3.  Чтение отрывка из текста И. Шмелёва «Лето Господне»:

1)Великая су(б, бб)ота, вечер. 2)В доме тихо, все прил..гли перед заутреней. 3)Я пробираюсь в зал – посм..треть, что на улице. 4)Народу мало, н..сут пасхи и куличи в картонках. 5)В зале обои розовые – от солнца, оно заходит. 6)В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. 7)Постлали пасхальный к..вёр в гостиной, с пунцовыми букетами. 8)Сняли серые чехлы с бордовых кресел. 9)На образах в..ночки из розочек. 10)В зале и в коридорах – новые красные «дорожки».11)В ст..ловой на окошках – крашеные яйца в к..рзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. 12)В п..редней – з..лёные четверти с вином: подн..сить. 13)На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! – л..жат громадные куличи, пр..крытые розовой кисейкой, – остывают. 14)Пахнет от них сла..ким т..плом душ..стым. (И. Шмелёв).

4. Беседа по тексту.

- Канун, какого праздника описан?

- Когда в этом году отмечают Пасху?

- Определите стиль текста.

- Определите тип речи данного текста.

5. Лексико-орфографическая работа.

- Найдите синонимы, обозначающие цвета. (Бордовый, пунцовый, красный).

- С какой целью автор их использует?

- В тексте встретились слова «кисейка», «лампадка». Определите их лексическое значение. (Кисея – прозрачная тонкая ткань. Кисейка (разг.); лампадка – небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами.)

- Какие запахи чувствует герой? (Сладкие)

- Что мы слышим? (Тишину).

- Какой видим свет? (Лучи заходящего солнца, лампадки).

- Какая создана картина?

6. Определение темы и цели урока.

 Беседа по тексту.

- Какие слова помогают создать красочную картину?

- Какой они части речи?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- Назовите имена прилагательные в этом тексте.

- Какие морфологические признаки у них можно выделить?

Работа с текстом

1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.

2. Укажите, какую синтаксическую функцию выполняют. (Учащиеся указывают род, число, падеж имён прилагательных).

- Какова роль прилагательных в художественном тексте?

7.Работа в группах

Команды получают задание – познакомиться с происхождением слова “Пасха”, его значениями в современном русском языке (по “Толковому словарю” С.И.Ожегова, по этимологическому словарю); узнать о пасхальных яйцах (история, традиции).

1группа

“Праздников праздник”, “Торжество торжеств”, “Святой день”, “Великий день”, “Светлый день” - так называют этот христианский весенний праздник. Веселье и радость наполняют души людей в Христово Воскресенье, Пасху. Это праздник, дающий надежду, веру в чудо.

2 группа

Еврейская пасха.

Первоначально Пасхой называли еврейский праздник, связанный с исходом израильтян из Египта. Ветхозаветная библейская легенда гласит: “Фараон не отпускал израильтян в пустыню. Господь объявил последнюю и самую тяжёлую казнь для народа египетского – смерть первенцев – от первенца фараона до первенца рабыни и всего первородного из скота. Всему народу израильскому Господь повелел заколоть ягнёнка и кровью агнца помазать косяки и перекладины дверей дома. Благодаря этому знаку ангел, умертвивший первенцев египтян, прошёл мимо домов евреев”. Название “Пасха” образовано от глагола “проходить”.

3группа

Христианская пасха.

Христианская пасха отмечается в честь чудесного воскрешения Иисуса Христа. По прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение: ангел, сошедший с небес, отвалил камень от входа в пещеру, где находился гроб с телом Христа и напугал стражников. Иисус воскрес и восстал из гроба.

4группа

Пасхальные яйца.

Обычай дарить яйца в Воскресение Христово ведёт начало от Марии Магдалины, которая после вознесения Господа пришла в Рим для проповедования Евангелия. Представ перед императором Тиверием, она подала ему яйцо со словами: “Христос воскрес!”. Император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.

Это интересно

В 1842 году в Петербурге на Большой Морской улице никому не известный

ювелир Густав Фаберже открыл небольшую ювелирную мастерскую. Скромная поначалу мастерская и работы выполняла соответствующие своим размерам. Это были модные в то время золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней с пряжками. Но свступлением в дело сыновей Густава Фаберже — Карла и Агафона — мастерская расширилась.

Оба брата получили художественное образование за границей. Карл Фаберже,

который впоследствии стал главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После ее окончания он отправился в путешествие по Европе — совершенствовать ювелирное мастерство.

В 1870 году Карл Фаберже вернулся в Петербург и сразу же приложил свои

знания на практике.

В 1885 году к празднованию Пасхи Карл Фаберже изготовил самый

оригинальный сувенир, который сохранял форму традиционной народной «крашенки», но удивлял новизной воплощения идеи. Обыкновенное на первый взгляд яйцо было выполнено из золота и покрыто плотным слоем белой земли. Скорлупу можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, как в лукошке на яйцах, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тщательно, что можно было разглядеть не только невысокий гребешок или круглые птичьи глазки, но даже и самое маленькое ее

перышко.

Однако чудеса на этом не кончались. Курочка в свою очередь тоже содержала

сюрприз, и даже не один. В ней хранилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона.

Это маленькое диво было выполнено по заказу императора Александра III для

подарка жене — императрице Марии Федоровне. Сюрприз произвел самое благоприятное впечатление, и с этого времени фирма к каждой Пасхе готовила новый подарок — всегда неожиданный и оригинальный

5 группа

Пасха на Руси.

Пасха на Руси совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. Ещё во время язычества русские люди красили варёные яйца в разные цвета. Они символизировали цветы бога Ярилы, поэтому их раскладывали на траве. С приходом Христианства языческий обычай переосмыслили.

    Пришла весна – пора чудес

 Журчит родник – Христос Воскрес!                         

 Светлее в мире нет Словес-

 Воистину Христос  Воскрес.

8. Работа со словарями

9.Рефлексия

10. Домашнее задание.

- Напишите сочинение на одну из тем:

«Я готовлюсь к Пасхе»; «Пасха в нашей семье»; «Цвета Пасхи».

Синквейн  к слову Пасха

Итоговая проверочная работа по окружающему миру

Фамилия и имя учащегося _____________________________________ Дата ____________

Задание 1

Подчеркни названия животных, которые живут в степной зоне.

белка, лось, полевка, северный олень, сайгак, дятел, тюлень, дрофа, волк

Задание 2

Определи признаки, которые характерны для каждой природной зоны. Покажи их стрелками.

Какая природная зона России пропущена? _____________________________

C:\Users\MisterElf\Desktop\Новый точечный рисунок (2).bmp

 

Задание 3

Подпиши названия растений и животных, укажи стрелкой, какие из них относятся к лесной зоне.

C:\Users\MisterElf\Desktop\Новый точечный рисунок.bmp

____________       ____________     ______________        _____________        ___________________    

Лесная    зона

 

_____________    _______________        ______________     ____________          _______________

Задание 4C:\Users\MisterElf\Desktop\Новый точечный рисунок.bmp

Запишите 3–4 предложения.

а) По данным условным знакам составьте словесное описание погоды.

б) Запишите с помощью знаков: одиннадцать градусов мороза.

Задание 5

Под каждой цифрой даны две цепи питания. Подчеркни цепь питания, которая составлена верно. Подпиши природные зоны и сообщество, в которых возможны эти цепи питания.

1.

а) семена – суслик – дрофа

б) типчак – сайгак – волк

Природная зона – ___________________ .

2.

а) морошка – лемминг – песец

б) мох – полярная сова – белый медведь

Природная зона – ____________________ .

3.

а) Комар – лягушка – цапля

б) Мох сфагнум – пиявка – выпь

Природное сообщество – ________________ .

Задание 6

а) Заполни таблицу.

Событие

Год

Век

1.

Ледовое побоище

2.

Куликовская битва

3.

Крещение Руси

4.

Освобождение Руси от польских захватчиков

5.

Первое упоминание в летописи о Москве

б) Отметь в квадратах номера событий, с которыми были связаны эти исторические лица.

князь Владимир        , князь Александр Невский       , князь Дмитрий Донской

 Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Задание 7

Запиши географическое положение России:

Материк – ___________________, полушария – _____________      ___________ .

 

Итоговая проверочная контрольная работа по литературному чтению

Фамилия и имя учащегося ________________________________ Дата _________

Задание 1

Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где остановился, карандашом.

Ох, и золотая табакерка

Жил себе сирота Янка, сын лесника. Отец и мать у него умерли, а родных никого не было. Так и жил он один в лесу, в отцовой хатке. А чтоб было веселей, держал пёстрого котика.

Привык к нему котик. Бывало, куда хозяин идёт, туда и он.

Пошёл раз Янка собирать хворост. Ну, понятно, и котик за ним. Набрал Янка вязанку хвороста, несёт домой, а котик тащит за ним сухую веточку.

Уморился Янка, присел на пенёк отдохнуть, подумал, как тяжко жить ему на свете, и громко застонал: – Ох, ох!..

И только он так сказал – выскочил из-под пня маленький старичок с длинною бородой.

– Ты зачем меня звал, хлопец?

Посмотрел Янка в испуге на него и говорит:

– Нет, дедушка, я не звал тебя.

– Как не звал? – заспорил старичок. – Я ж не глухой! Ты два раза назвал моё имя: Ох, Ох... Теперь ты должен мне сказать, что ты от меня потребуешь.

Подумал Янка и говорит:

– Ничего мне не надо. Вот только голодный я очень. Коли есть у тебя кусок хлеба, то дай.

Ох нырнул назад под пень и тащит оттуда кусок хлеба и миску щей.

– На, – говорит, – поешь.

Наелся сирота, котика накормил и низко поклонился старичку:

– Спасибо, дедушка, за обед: давно я такой вкусной еды не едал.

Взвалил он на плечи свой хворост и пошёл веселее домой.

Прошёл день, второй, опять голод одолевает. Вспомнил Янка про старичка. «Пойду, – думает, – может, он накормит меня ещё раз».

Пришёл к тому самому месту, сел на пенёк и вздохнул:

– Ох!

Выскочил старичок.

– Что скажешь, хлопец?

Поклонился ему Янка:

– Я голодный, дедушка. Может, дал бы ты мне кусок хлеба?

Вынес ему старичок тотчас кусок хлеба и миску щей.

Так с той поры и пошло: захочется Янке есть – он и идёт к старичку.

Раз вынес ему старичок вместо обеда золотую табакерку...

(294 слова)

(Белорусская народная сказка)

Предположи, что будет происходить в сказке дальше. (Запиши 2 – 3 предложения.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 2. Какие черты волшебной народной сказки можно обнаружить в этом

фрагменте? Отметь правильный ответ.

а) Главный герой – сирота, он беден, терпит лишения;

б) наличие волшебного помощника;

в) намерение героя отправиться в волшебный, «чужой» мир»;

г) волшебный предмет.

3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4*. Найди слова, которые отличают эту сказку от русской народной, и подчеркни их волнистой линией.

Задание 2

Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

Моя корова

Наконец-то снова

Со мной моя коpова!

Она ест тpавку шёлковую,

А я кнутом пощёлкиваю.

До чего моя коpова

Весела и бестолкова!

То подпpыгнет, в нос лизнёт,

То куда-то улизнёт.

Вдpуг нашла коpова кость.

Говоpю коpове: «Бpось!»

Тут – откуда что взялось –

Раздpажение и злость!

Ощетинилась сначала,

Завоpчала, заpычала:

Мол, уйди, добpом  пpошу,

А иначе – укушу!

«Ладно-ладно, ухожу,

Я с такими не дpужу.

Ты мне больше не коpова,

А я больше не пастух.

Поигpаю в часового,

В часового на посту.

А захочешь помиpиться –

Пpиходи стеpечь гpаницу».

(М. Бартенев)


1. Как лучше читать стихотворение, чтобы точнее передать это настроение?

а) Громко, бодро, ритмично;

б) тихо, медленно, со светлой грустью;

в) сначала спокойно, ровно, не спеша, потом задорно, весело.

2. Почему это стихотворение смешное?

а) У героя стихотворения хорошее настроение, он прямо говорит об этом;

б) герой стихотворения играет с собакой, представляя, что это корова; несоответствие того, что описано в стихотворении, и того, как ведет себя настоящая корова, делает стихотворение смешным;

в) в стихотворении постепенно открывается несоответствие того, что описано, и того, как ведет себя настоящая корова.

3. Найди и подчеркни те слова и строчки, которые доказывают, что герой стихотворения играет с собакой.

4. Как ты думаешь герой стихотворения мальчик или девочка? Напиши, что в стихотворении помогает ответить на этот вопрос.

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

5. В первой и второй строфах соедини карандашом рифмующиеся строчки.

Задание 3

Прочитай отрывок из произведения тихо, вполголоса.

...Сначала мы прошли через песчаное поле, заросшее бессмертником и полынью. Потом выбежали нам навстречу заросли молоденьких сосен. Сосновый лес встретил нас после горячих полей тишиной и прохладой. Высоко в солнечных косых лучах перепархивали, будто загораясь, синие сойки. Чистые лужи стояли на заросшей дороге, и через синие эти лужи проплывали облака. Запахло земляникой, нагретыми пнями. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя. Гулко падали шишки.

– Великий лес! – вздохнул Лялин. – Ветер задует, и загудят эти сосны, как колокола.

Потом сосны сменились березами, и за ними блеснула вода...

– Это Ларино озерцо. Пойдем, поглядишь в воду – засмотришься.

Вода в Ларином озерце была глубокая и прозрачная до самого дна. Только у берега она чуть вздрагивала – там из-подо мхов вливался в озерцо родник. На дне лежало несколько темных больших стволов. Они поблескивали слабым и темным огнем, когда до них добиралось солнце.

– Черный дуб, – сказал Лялин. – Мореный, вековой. Мы один вытащили, только работать с ним трудно. Пилы ломает. Но уж ежели сделаешь вещь – скалку или, скажем, коромысло, – так навек! Тяжелое дерево, в воде тонет.

Солнце блестело в темной воде. Под ней лежали древние дубы, будто отлитые из черной стали. А над водой, отражаясь в ней желтыми и лиловыми лепестками, летали бабочки.

(199 слов)

(По К. Паустовскому)

1. Что автор «оживил» (то есть использовал прием олицетворения) в стихотворении?

Найди и подчеркни нужные слова и выражения одной чертой.

2. Подчеркни в тексте двумя чертами сочетания слов, с помощью которых автор передает звуки природы.

3. Какие эпитеты передают отношение автора? Подчеркни их волнистой линией.

4. С чем сравнивает автор сосны, дубы, бабочек? Подчеркни сравнения прерывистой линией.

5. Определи жанр этого текста.

а) Рассказ;

б) авторская сказка;

в) статья в научно-популярном журнале.

ВАРИАНТ -1

1. Реши примеры в столбик:

368+478 , 1000-347, 124 * 6, 245 * 14, 856:4

2. Определи порядок действий и найди значение выражения:

8*(360:90)+54:6=

3. Реши задачу:

С одного участка собрали 96 кг картофеля , а с другого в 3 раза меньше.

Весь картофель разложили в пакеты по 4 кг. Сколько получилось

пакетов?

4. Начерти прямоугольник со сторонами 6см и 4см . Найди ПЛОЩАДЬ

и ПЕРИМЕТР этого прямоугольника.

5. Реши неравенства:

5км 045м….5км 450м

12 дм…102см

3ч…300 мин.

______________________________________________________________________

ВАРИАНТ-2

1. Реши примеры в столбик:

496+347 , 1000-427, 172 * 7, 237 *15, 748:2

2. Определи порядок действий и вычисли значение выражения:

7*(720:80)+63:9=

3. Реши задачу:

В одном мешке 27 кг крупы, а в другом в 2 раза больше. Всю крупу

расфасовали в пакеты по 3 кг. Сколько получилось пакетов?

4. Начерти прямоугольник со сторонами 5см и 3см . Найди ПЛОЩАДЬ и

ПЕРИМЕТР этого прямоугольника.

5. Реши неравенства:

4кг 400г…4кг 040 г

2сут…50ч

9дм 2см…92см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Значение имен прилагательных", 3 класс

На основе анализа картинки и текста, наводящих вопросов обучающиеся приходят к выводу о роли прилагательных в речи....

конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси

конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси...

Имена прилагательные и их употребление в речи

Урок закрепления изученного материала...

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.

ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....