Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний по теме"Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ковтун Нина Петровна

Материал для обобщения знаний по теме "Глагол" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_po_teme_glagol.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол"(4класс)

 Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Глагол", закрепить орфографические и языковые умения.

Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, креативность, коммуникабельность, быстроту реакции, определение доступных объектов, способных помочь добиться лучшего результата.

Личностные: умение работать индивидуально и в группе; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели, выражать собственное мнение и аргументировать его.

План урока :

а) систематизация знаний о самостоятельных частях речи;

 б) составление учебно-научного текста на тему "Глагол";

з) употребление глаголов в прямом и переносном смысле, подбор синонимов, антонимов;

к) определение спряжения по неопределенной форме и по личным окончаниям глаголов;

л) упражнения на написание безударных личных окончаний глаголов.

б) составление учебно-научного текста на тему "Глагол";

                                       

 Ход урока

1.Систематизация пройденного материала. Дополни высказывание:

 -наша речь состоит из … (предложений),

- предложения состоят из … (слов),

-все слова относятся к той или иной … (части речи),

-части речи бывают … (самостоятельные и служебные),

-самая значительная в русском языке по количеству слов часть речи … (имя существительное)

-обозначает … (название предмета),

-отвечает на вопросы ... (кто? или что?),

-грамматические категории имени существительного: ... (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, число, падеж, склонение).

-после имени существительного мы изучали … (имя прилагательное),

- это часть речи, слова которой отвечают на вопросы ... (какой? какая? какие?...),

 -обозначают ... (признак предмета),

- имя прилагательное, в силу зависимости от имени существительного, употребляется в том же ... (роде, числе и падеже)…

-о какой самостоятельной части речи мы будем вести речь на уроке ?

II.   Определение темы урока

Я страшное дело какой деловой:

 В любые дела ухожу с головой.

 Задачи решаю, на скрипке играю,

 Сынишку соседки в коляске катаю.

Дорожки песком я в саду посыпаю,

 А после работы в тени отдыхаю.…     ( о глаголе – второй по величине группе слов нашего языка)

Вопрос: назовите, что делает глагол?  (Поет, бегает, рисует, держит, отбивает, едет, катается…)

III.   Выразительное чтение записанного на доске отрывка из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».

Уж тает снег,

бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

-  Определите тему текста. Какова роль глаголов в нем? (Передается движение природы, зрительные и слуховые впечатления.)

-  Выпишите глаголы, выделите в них окончания, определите, на какие морфологические признаки они указывают?

-Приведите примеры слов этой части речи.

- От чего зависит написание личных окончаний глаголов?

-Как определяется спряжение глагола?

(Учащиеся должны усвоить способ действия по определению спряжения глагола: а) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним: жмут— I спр.; кричат — II спр.); б) если окончания безударные, ставим глагол в неопределенной форме; в) выяснить, оканчивается ли он на -ишь или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то это глагол I спряжения.)

IV.  Запись под диктовку. Определить спряжение глаголов.(Дети читают стихотворение)

Чтоб определить спряжение,

 Посмотри на окончание.

 И еще на ударение

 Обрати свое внимание.

 Когда окончание под ударением,

 Легко ты узнаешь, какое спряжение.

 В первом спряжении пишут, поют,

 Пашут поля и железо куют,

 И во втором никогда не грустят!

 Мчатся в музеи, учиться хотят.

-Строить город, писать письмо, слышать свист, гореть в костре, спать на воздухе, держать книгу, таять на солнце.

—   Почему спряжение глаголов спать, гореть нельзя определять по неопределенной форме? В каких случаях спряжение глагола определяется по начальной форме? Почему глаголы держать, слышать относятся ко II спряжению? (Это глаголы-исключения.) Какие еще глаголы-исключения вы знаете?

—  Запомните написание начальной формы глаголов: таять, реять, веять, сеять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять— I спряжения; клеить — II спряжения

Эти слова записываются в «Словарь трудных слов».

V.   Игра «Кто больше назовет глаголов II (или I) спряжения». Обосновать свой пример.

V.  Запись под диктовку.

Подчеркнуть главные члены. Определить, какой частью речи выражены сказуемые. Над глаголами надписать число, лицо (или РОД) •

В моховых болотах ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянках краснеют гроздья рябины. Скоро настанут холода.

(По И. С о к о л о в у - М и к и т о в у.)

VI.Вывод урока:

Что мы повторили о глаголе? ( Составление учебно-научного текста на тему "Глагол")

VI1.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Глагол. Обобщающий урок." УМК "Планета знаний"

На уроке в игровой форме обощается изученный материал о глаголу: правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спр, глаголы-исключения....

конспект урока по русскому языкуОбобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова». Игра «Счастливый случай».

Обобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова».Игра «Счастливый случай». ФГОС 2 класс Программа 2100Конспект урока по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."

Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты....

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица; закрепление умений определятьвремена глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать: как изменяются глаголы по времен...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое глагол-синоним, глагол-антоним;Уметь подб...