Синяя сказка.Конспект урока русского языка в 4 классе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Биткова Елена Владимировна

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах единственного числа. Урок изучения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Торховская ООШ» Ленинского района Тульской области

СИНЯЯ

СКАЗКА

Всё только начинается!

Урок русского языка в 4 классе сельской малочисленной школы

Учитель Биткова Елена Владимировна     

Торхово, 2010г.

Вступление

        В настоящее время  в системе Российского образования широко реализуется национальный приоритетный проект «Образование», который призван модернизировать учебный процесс  в школах России. В связи с этим возникает вопрос, что можно считать новаторством.

        Основной постулат в медицине – гиппократовское «Не навреди». Этот девиз особенно актуален и для образования и воспитания подрастающего поколения. Я согласна с позицией Н.М.Белянковой (2), которая отмечает незаслуженное пренебрежение традициями старейших образовательных систем. Работа учителя по традиционным УМК: «Школа России», «Классическая начальная школа» вовсе не препятствует новаторскому подходу к образованию. Думается, что эти системы будут востребованы ещё долгие годы, так как продолжают лучшие традиции русской педагогической мысли и в то же время открыты для современных инновационных процессов.

        Главный редактор издательства «Просвещение» М.Р. Леонтьева  (6) отмечает, что «работа по УМК «Школа России» даёт высокие результаты. Существует немало убедительных свидетельств этому. Приведём выдержку из анализа результатов международного PIRLIS (Progress in International Reading Literacy Study) – 2006, организованного международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA.

        Преимущества УМК «Школа России», в частности, учебника по литературному чтению авторов Л. Климановой, В, Горецкого и др., заключаются в следующем:

  • Приоритет понимания над воспроизведением;                                                                                                      
  • Причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом;
  • Акцент на собственном аргументированном суждении;
  • Неформальный, занимательный характер вопросов;
  • Полнота средств, формирующих сложные умения;
  • Практическое совпадение авторских акцентов с проверяемыми PIRLIS  умениями».

Кроме этого, М.Р. Леонтьева  утверждает, что учебники комплекта «Школа России» уже учитывают изменения, предусмотренные стандартом второго поколения. Они предусматривают формирование универсальных учебных действий и достижение планируемых результатов, направлены на развитие коммуникативных умений детей, поддерживают совместную деятельность школы и семьи.

        На основе учебников УМК «Школа России» разрабатывались планируемые результаты обучения в начальной школе.        

К сожалению, в современной педагогической литературе часто противопоставляется традиционное (консервативное, устаревшее) и развивающее (прогрессивное, современное) обучение. С этим можно согласиться лишь тогда, когда учитель не способен принять новую роль – роль организатора познавательной деятельности учащихся. Учение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель. Оно зависит от целей, которые он ставит перед собой, от методов и приёмов, которые он использует, от умения реализовывать принципы обучения на практике.

В рамках традиционных систем могут быть успешно реализованы существующие ныне концепции развивающего обучения:

  1. Концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В.Занков, З.И.Калмыкова, П.Я.Гальперин).
  2. Концепции, учитывающие личностное развитие ребёнка (Д.Б.Эльконин –В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, И.С. Якиманская).

Грамотный учитель должен иметь чёткое представление о теоретическом и практическом опыте этих технологий. Я поддерживаю мнение коллеги Л.И. Давыдовой (5), которая считает, что полностью следовать любой из этих развивающих концепций невозможно. Я в своей работе использую то, что подходит моим ученикам.

Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.

Я работаю по традиционной системе, но пересмотрела своё отношение к традиционному обучению в пользу развивающего. Я трансформировала способы деятельности из развивающих систем в традиционную. В работе бережно стремлюсь сохранить всё лучшее из традиционных систем, соединив с принципами развивающих систем.

Эту же точку зрения поддерживает учитель Л.А. Халимончук (9) из пос. Первомайский Тульской области, победитель в конкурсе «Приоритетный проект «Образование», которая доказала, что работая по УМК «Школа России», можно добиться позитивной динамики в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Принципы построения дидактического процесса

  1. Ученики – добытчики знаний.
  2. Процесс учения – поиск.
  3. Главное в процессе обучения – альтернатива, а не образец учителя.
  4. Основные принципы обучения – доступность (мера трудности) и наглядность (дидактическая поддержка).

Принципы поиска

  1. Равенство всех участников.
  2. Добровольное привлечение к деятельности.
  3. Право на ошибку.
  4. Речевое развитие.

Проблемное обучение происходит по схеме

  1. Постановка учебной задачи.
  2. «Открытие» нового знания.
  3. Закрепление.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Контроль и самоконтроль.

Урок 89. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах единственного числа.

Цели урока.

  1. Когнитивные:
  • научиться определять дательный падеж имён прилагательных;
  • научиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в родительном и дательном падеже.
  1. Аффективные:
  • эмоционально воспринимать художественные тексты.

Оборудование.

  1. Для учителя:
  • Учебник для 4 класса «Русский язык», автор Т.Г. Рамзаева, М: Дрофа, 2009;
  • Рабочие опорные схемы по теме урока;
  • М.В. Шамота. Дидактический материал по русскому языку для младших школьников. Тула, 2000;
  • Т.Г. Рамзаева, Л.П. Савинкина. Тетрадь №2 для упражнений по русскому языку и речи. М: Дрофа, 2008.
  • Мультимедийная установка для демонстрации слайдов.
  1. Для ученика:
  • Учебник для 4 класса «Русский язык», автор Т.Г. Рамзаева, М: Дрофа, 2009;
  • Индивидуальные рабочие опорные схемы по теме урока;
  • Рабочие тетради;
  • Индивидуальные учебные задания;
  • Орфографические словари.

Ход урока.

  1. Организационный момент – 1мин.
  2. Постановка учебной задачи – 6мин.

На доске  название урока показано на мультимедийной установке (слайд 1).

Учитель (У):

  • Что мы изучаем на последних уроках русского языка? (слайд 2)
  • Что можете рассказать об имени прилагательном? (Учащиеся используют опорную схему, слайд 3).
  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Учащиеся формулируют тему на основе таблицы «Падежные окончания имён прилагательных», слайд 4).

  1. Открытие нового знания – 7мин.

Учитель (У):

  • Пользуясь схемой, определите окончания имён  прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.  Для этого используйте план исследования (слайд 5).  (Работа в группах или индивидуальная по выбору учащихся).
  • Какую особенность заметили? (Учащиеся называют окончания прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в дательном падеже, отмечают, что у прилагательных м.р. и ср.р. в Д.п. окончания совпадают :-ому, -ему, вписывают окончания в свои таблицы, учитель показывает слайд 6).
  • В каком ещё падеже у прилагательных  м.р. и ср.р. совпадают окончания? (в родительном).

  1. Гимнастика для глаз – 2мин.

  1. Закрепление – 8мин.

Диктант (к доске выходит 1 человек по желанию).

Синяя сказка.

        Синий лес. Синее небо над синей поляной. В маленьком синем домике синему комарику приснился лепесток синего василька, на котором он плыл по синему морю к сказочной синей стране.

  • Проверка работы. Вопросы учащихся по тексту диктанта. Самопроверка.
  • Задание:

1-й уровень: определить род, число, падеж всех прилагательных в тексте.

2-й уровень: найти в тексте и подчеркнуть прилагательные мужского и среднего рода в единственном числе в родительном и дательном падеже. Использовать опорную схему и таблицу окончаний.

  • Общее обсуждение работы.

  1. Физкультпауза – 2 мин. Крюки Кука, наклоны головы, дыхательные движения, движения  групп мышц верхней половины туловища.

  1. Самостоятельная работа – 7мин.

Задание для самостоятельной работы показывается на слайде 7.

1-й уровень: придумать и записать 2-3 предложения в художественном стиле, в которых имена прилагательные будут в родительном и дательном падеже.

2-й уровень: Рабочая тетрадь №2, упражнение 65.

3-й уровень: Учебник, упражнение 297.

  1. Самопроверка и проверка самостоятельной работы – 4мин.

  1. Подведение итогов работы и дальнейший план работы – 2 мин.
  • Чему научились на уроке?
  • Чем займёмся на следующем уроке?

  1. Викторина по русскому языку  - 4мин. (слайд 8).
  • Как называется наука о языке, которая изучает части речи? (Морфология.)
  • Составьте 2 предложения, в одном из которых слово «дежурный» было бы именем существительным, а в другом – именем прилагательным.
  • Назовите имя прилагательное, в котором слышим только мягкие согласные звуки. (Синяя.)
  • В каком прилагательном на конце стоят сразу 3 буквы е? (Длинношеее.)
  • В каком типе текста больше других частей речи используется имя прилагательное? (Описание.)
  • Каким членом предложения обычно является имя прилагательное? (Определением.)
  • Как называется красочное определение в художественном стиле речи? (Эпитет.)

  1. Оценки за урок и задание на дом – 2мин. (слайд 9).

1-й уровень: мини – сочинение «Сказки матушки-зимы».

2-й уровень:      упражнение 303.

  1. Рефлексия. Как прошёл урок (быстро или медленно)? Что понравилось больше всего?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е. В. Арсланова. Речевое развитие младших школьников на уроках русского языка. //Начальная школа№7, 2008, с.13.
  2. Н.М. Белянкова. Традиции – основы новаторства. //Начальная школа, №7, 2008, с.76.
  3. Г.В.Ванькова. Правила русского языка в сопоставлении. //Начальная школа №2, 2009, с.21.
  4. Н.Ф. Высоцкая. Формирование орфографической зоркости  у младших школьников. Методическое пособие учителей начальных классов. ИПК и ППРОТО, кафедра ДНО и С (К) О, Тула,2004.
  5. Л.И.Давыдова. Развивающее обучение в традиционной системе. //Начальная школа №4, 2008, с.10.
  6. М.Р. Леонтьева.  «Об учебно – методическом комплекте «Школа России». //Начальная школа, №4, 2010, с.6.
  7. Л.Г. Петерсон. Традиционная школа развивающего обучения. //Школьные технологии №4, 2003.
  8. О.И. Смирнова.Текст как дидактическая единица русского языка и развития речи учащихся. //Начальная школа №6, 2007, с.93.
  9. Л.А. Халимончук. Учебный комплект «Школа России» даёт хорошие результаты». //Начальная школа №1, 2010, с.111.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Конспект урока в электронном виде.
  2. Слайды к уроку.



Предварительный просмотр:

                 Как      ?

            ч., р., п

Сущ         Прил   

Искл: И.п. и В.п.

ед. ч. м.р.:     - ий

                          - ый

 ед.ч.  мн.ч.           а-я

                               ы-и

                                                                                                                                о-е

     

Падежные окончания прилагательных

ЕД.Ч.

МН.Ч.

М.Р.

СР.Р.

Ж.Р.

И

Р

Д

В

Т

П

Падежные окончания прилагательных

ЕД.Ч.

МН.Ч.

М.Р.

СР.Р.

Ж.Р.

И

Р

Д

В

Т

П

Падежные окончания прилагательных

ЕД.Ч.

МН.Ч.

М.Р.

СР.Р.

Ж.Р.

И

Р

Д

В

Т

П

План определения безударного окончания прилагательного.

  1. Подбери существительное нужного рода в И.п. в единственном числе и прилагательное к нему.
  2. Поставь существительное и прилагательное в нужный падеж.
  3. Определи окончание прилагательного,используя опорную схему.

                  Как     ?

     ч., р., п                        

Сущ                    Прил      Искл:И.п. и В.п.

                                            м.р. ед.ч.  

     

                                             а    -   я

ед.ч.           мн.ч.             ы   -   и

                                                                                         о    -   е                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – соревнование по русскому языку. 4 класс.«Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»

Цели урока:  - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода....

Синяя сказка. Урок русского языка в 4 классе.Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа. Презентация.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода  в родителном и дательном падежах единственного числа....

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...