Открытый урок по русскому языку в 3 "Б" классе, 2013-2014 уч.г.г. Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Пономарева Оксана Валерьевна

Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 "б" КЛАССЕ

ГБОУ СОШ №281 Г. МОСКВЫ

Тема урока

 Имя существительное.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Пономарева Оксана Валерьевна, учитель начальных классов

                                                     

                                               

   

                                                         13 марта 2014 года

                                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………5-7
  2. Сценарий урока……………………………………………….8-13

           Приложение……………………………………..      

                                             

                                    Пояснительная записка

 

Современная методика обучения второму языку строится на следующих трех принципах: на принципе речевой направленности обучения, на принципе функционального подхода к явлениям языка и на принципе учета родного языка.

Ведущим методическим принципом, по отношению к которому все остальные занимают подчиненное положение, является принцип речевой направленности обучения. Он означает, что все стороны процесса обучения второму языку должны быть подчинены выработке у учащихся речевых умений и навыков. Именно  этим принципом определяется соотношение знаний и умений и навыков, которые должны получить обучающиеся языку.

Принцип функционального подхода к явлениям изучаемого языка предполагает, что из всей совокупности языковых средств,   в первую очередь должны быть усвоены учащимися те, которые необходимы для речи на данном этапе обучения. При этом отдельные стороны языка (фонетика, грамматика, лексика) не должны изолироваться друг от друга, а должны выступать в естественной взаимосвязи, в какой они функционируют в речевом процессе. Функциональный принцип обучения тесно связан с принципом учета родного языка, так как функционирование того или иного факта русского языка (звука, слова, грамматической формы) рассматривается детьми через призму родного языка. Учет явлений сходства и расхождения в родном и русском языках при опережающем обучении родному языку  может существенно облегчить процесс усвоение второго.

   

     Данный урок проводится в 3 классе в середине третьей четверти. Это второй урок в разделе «Части речи».

Тема урока: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Цели: 

  1. Развивать осознанное распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных;
  2. Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник для 3 класса, презентация к уроку - видеоурок.

Тип урока: урок объяснения нового материала.
Учебник 3 класса  «Русский язык», Иванов С.В.

Программа  "Школа 21 века"

Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная 

Количество часов в неделю – 3 часа

     На данном уроке учащиеся знакомятся с обобщенным лексическим значением имен существительных. Существительные обозначают предметы: людей, вещей, события, явления природы и т.д. С помощью вопросов кто? что? Находят имена существительные,  определяют что ни обозначают.  Разбить имена существительные на группу одушевленных и неодушевленных предметов учащиеся могут без большого.

         

         Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся.

На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности (отгадывание загадки, кроссворда, составление предложений,  текстов).

Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.

                                 Структура урока

Организационный момент – 1 мин.

Минутка чистописания– 3 мин.

 Актуализация знаний – 4 мин. Отгадывание кроссворда, словарная работа

Постановка проблемы. Открытие нового– 12 мин.

Физкультминутка – 3 мин.

 Работа по теме урока - 15 мин.

Подведение итогов урока. Рефлексия – 5 мин.

Домашнее задание – 2 мин.

Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Цели:

  1. Развивать осознанное распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных; развивать   умения употреблять слова с суффиксами;  
  2. Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска,  учебник для 3 класса, презентация к уроку - видеоурок.

           Формирование предметных умений:

  • Определять грамматические признаки имени существительного.
  • Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
  • Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
  • развивать внимание, связную речь.

Формирование УУД:

   личностные умения:      

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

    регулятивные умения:      

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

     познавательные умения:     _        

- ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

    коммуникативные умения:

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе.  

Обучающиеся с высоким уровнем подготовки получат возможность:

  • Из предметных компетенций – производить языковой анализ (начальный) слова как части речи; находить объяснение незнакомому слову с помощью толкового словаря; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
  • Из регулятивных компетенций – вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
  • Из познавательных компетенций – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
  • Из коммуникативных компетенций – с учетом цели достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру в группе или паре необходимую информацию как ориентир для построения действия.
  • Из личностных компетенций – умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка.

                                                      Ход урока:

        Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

(Дети читают стихотворение)

Раз, два – выше голова, 
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

  1. Минутка чистописания

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Послушайте загадку

На лугу растут сестрички –

Желтый глазок, белые реснички. Что это?

-Посмотрите внимательно на записанное нами слово. В этом слове в первом слоге есть буква, которая обозначает мягкость согласного звука.

- Что это за буква?

-Вспомним, как пишется буква “Е”. Из скольких элементов она состоит?

- Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки. Пишу маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начинаю писать строчную букву. Выполняю верхнюю петельку и веду вниз наклонную линию с закруглением вправо.

-  (уже написано на доске)

Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке.

Еес Ееу Еещ Еее ….

(Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”)

-Запишите эту цепочку

(пишут в тетради число)

Ромашка

 ресницы

Е

Заглавная буква “Е” состоит из 2 элементов, а строчная буква “е” состоит из одного элемента

 3. Актуализация знаний

А сейчас поработаем в парах с кроссвордом, который я вам раздам

1.Отгадывание кроссворда 

Сверху вниз: 1. Домашнее животное. 2. Инструмент для копания. 3.Страна или местность, в которой человек родился

Слева направо: 4. Игра, в которой ходят с песнями по кругу. 5.Друг, приятель,6. Ударный музыкальный инструмент.

.

о

р

о

в

о

д

р

п

д

о

в

а

р

и

щ

в

т

н

а

р

а

б

а

н

2. Запишите: Словарь

- Начиная с первого слова, спишите слова в словарик, подчеркните орфограммы, отметьте ударения  

4. Постановка проблемы.

-Посмотрите внимательно на слова.

-На какие две группы можно распределить вот эти слова? Поставьте к словам вопросы.

-К какой части речи относятся эти слова?
-Что такое имя существительное?  
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?
- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто? мы сейчас с вами узнаем, посмотрев видеоурок!

Вот мы и посмотрели видеоурок. Скажите, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.
Существительные, которые отвечают на вопрос 
кто?, называются одушевлёнными.

 Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными. 

-Тему нашего урока вы сейчас определили сами, а теперь попробуйте определить цель нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке?

- Прежде, чем начать трудиться, предлагаю немного размяться и сыграть в игру на внимание! Встаньте, пожалуйста!

Пишут, списывают с экрана слова в тетради и подчеркивают орфограммы, отмечают ударения.

Корова, лопата, родина   хоровод, товарищ,  барабан

На две группы. Слова, отвечающие на вопрос кто? и что?

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными.

Слова  мальчик, волк, петух, комар, стол, книга, зима - имена существительные

Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена

 V. Физкультминутка на внимание

- Если слово, которое я назову,  будет отвечать на вопрос «КТО?» - руки вверх, «ЧТО» - руки в стороны, если встретятся другие слова части речи, не существительные - присесть.

Стол, медведь, платье, обезьяна, шорты, шляпа, белка, стул, заяц, трамвай, тарелка, красный, играет.

VI.  Работа по  теме урока

Откройте учебники  на стр. 61, запишите: Упражнение № 1 , задание прочитает Алиса Пчёлкина

- Скажите, неодушевленными мы называем какие имена существительные?

Упражнение выполним по цепочке.

1. Первичное закрепление.

Упражнение № 2 - работа в парах

- Я прочту вам текст, а вы внимательно слушайте

- Каким сущ-ым явл. слово лист? Одушевл. или неодушевл?

- Почему о предмете, названном неодушевленным говорится как об одушевленном? Какой литературный прием использует автор? (олицетворение)

Что? песня, поле, облако, ветер, пень.

 А теперь творческое задание:

Прочитайте слова.

  • Норка          
  • Свинка
  • Шах
  • Галочка
  • Ласка
  • Собачка

Составьте 2 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

 

Составляют предложения с данными словами

 7. Итог урока. Рефлексия. (3 минуты)

- С какими понятиями мы работали на уроке?

 - Что такое имя существительное? 
- На какие группы делятся имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? 
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? 
- Что нужно сделать, чтобы отличить одушевлённые имена существительные от неодушевлённых имён существительных.

- Что показалось самым интересным на уроке?

-  Добились ли мы поставленной цели?

- Что было самым сложным?

-  Если вы считаете, что справились с задачей урока, на следующей строке тетради простым карандашом или зеленой ручкой  поставьте ! если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте ?

Имя существительное.

Ответы детей

Одушевленные и неодушевленные имена сущ.

Кто?

Что?

Правильно ставить вопросы

Ответы учащихся

8.Выставление оценок.

Домашнее задание

От слова болото + 11 слов, с.63 упр. 4

повторить правило на с. 54

или творческое задание: сочинить сказку про одушевленные и неодушевленные существительные, нарисовать одушевленные и неодушевленные существительные (выполнить на листочке формата А4)

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»Класс: 2 «Б»УМК: «Школа России»Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятиями одушевленных и неодушевленных существительны...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме:" Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

: Цель этого урока              развивать умение правильно писать безударные окончания существительных в Род., Дат., Пр. падежах....

Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...

Открытый урок по русскому языку для 2 класса на тему "Единственное и множественное число имён существительных"

Открытый урок по русскому языку для 2 класса на тему "Единственное и множественное число имён существительных".Формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа; определ...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных."

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку "Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные". 4 класс

Конспект урока предназначен для закрепления умений учащихся определять падеж имён существительных, а также для повторения особенностей несклоняемых имен существительных....