система работы над словарными словами в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Головских Ольга Борисовна

предалгаем вашему вниманию методическую разработку по работе над словарными словами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы над словарными словами в начальной школе.

В обучении русскому языку одной из ведущих является проблема развития речи учащихся, а именно, обеспечение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности.

В школьной методике преподавания русского языка обогащению лексикона учащихся способствует, прежде всего, словарная работа. Эффективность словарной работы зависит от следующих условий:

*осуществление комплексной работы над словом;

*проведение систематического лексического анализа языковой единицы;

*формирование орфографической грамотности через опору на элементы этимологического анализа;

*использование лексико – орфографических упражнений на каждом уроке русского языка;

*проведение работы над орфографической грамотностью в контексте обогащения словаря младших школьников.

        Изучение непроверяемых написаний в начальных классах можно представить в виде следующих приёмов:

  1. Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова.
  2. Приёмы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова: подбор синонимов и антонимов; наблюдение за устойчивыми оборотами. Составление словосочетаний и предложений; замена описательных оборотов отдельными словами; составление тематических групп; сочинение по опорным словам и т. д.
  3. Приёмы, направленные на запоминание написания, и на развитие речи: подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов, использование этимологической справки и т. д.

Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову:

*наблюдения за синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;

*написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета;

*деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;

*составление ребусов, этимология слова.

Этимологическая справка

Дежурный – по – французки «де жур» означает » на тот день».

Завод  от слова «водить» (в смысле «заводить» что – либо или кого – либо), поэтому старый состав слова такой: за -  приставка, -вод -  -корень.

Малина – от слова «малый», т.к. ягода состоит из множества малых ягодок.

Погода  корень такой же, как и у слова год. Имеется слово с противоположным значением – негода. Значит, по – приставка.

Спасибо  когда – то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов;  «спаси» (тебя). Бог, как исполненное благодарности пожелание.

Топор  от топать – этот глагол с ударением на первом слоге некогда значил «ударить»,»рубить». Топор – это буквально «топало».

        

Цель этой работы – научить детей не только приёмам запоминания, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приёмов.

        Для этого учитель должен ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и придумывание, вовлекать их в разные виды деятельности, предусмотренные ФГОС, подключать к запоминанию различные чувства детей, создавать на уроке условия для творчества, фантазии.

Газета  тонка, как «газ» (искусственная ткань)

?горизонт «гори», «зонт»

Комната  спрятано имя девочки – «Ната»,но почему написано с маленькой буквы?

Корабль конечно же, корабль не из «коры», если он не маленький кораблик.

Помидор – тут запоминаем гласные о и и .

Рабочий пишется как «раб».

Фамилия – нота «фа», «и» я» (сам) помогут заполнить это слово.

Шоколад – в слове живёт сладкий «шок» и напиток «кола».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами в начальной школе.

Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме....

моя работа над словарными словами в начальной школе.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в с...

Работа со словарными словами в начальной школе

Актуальность данной темы.Виды знакомств со словарными словами.Методы и приёмы работы со словарными словами.Техники для закрепления знаний....

Работа со словарными словами в начальной школе

Данный способ организации работы над словарными словами развивает у детей внимание и память, делает процесс запоминания слов увлекательным, позволяет расширять словарный запас учащихся, повышает их гр...

Работа над словарными словами в начальной школе.

Материал предлагает разнообразные виды работы для запоминания словарных слов...

система работы над словарными словами в начальной школе

предалгаем вашему вниманию методическую разработку по работе над словарными словами...

Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....