Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова» по новым ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка

в 3 А классе по теме

«Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №36

имени генерала А.М.Городнянского г. Смоленска

Урок русского языка

в 3 А классе по теме

«Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова»

Учитель высшей

 квалификационной категории

                                                        Конохова

     Любовь Александровна

Смоленск 2013

Цели урока:

- способствовать развитию умения распознавать слова, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные слова, сравнивать парные согласные звуки по глухости/звонкости в проверяемых и проверочных словах; создавать условия для развития речи, ознакомления с новыми словарными словами;

- способствовать развитию умения подбирать проверочные слова;

 - способствовать формированию умения ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, выполнять ее в соответствии с изученным правилом; создавать условия для умения работать с текстом;

- формировать умение видеть орфограмму; уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

- предметные:

  • Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила при записи слов и предложений собственных и предложенных учителем; овладевают умением проверять написанное.
  • Проявляют позитивное отношение к правильности устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции.

- личностные:

  • Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Демонстрируют целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и многообразии.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

- регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания в дополнительной литературе, в учебнике;

- коммуникативные: анализируют изучаемые объекты, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят свой ответ в устной форме. Осуществляют анализ и сравнение. Используют в общении правила вежливости, проявляют инициативу и сотрудничество, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Образовательные ресурсы: таблица «Звуки русского языка», карточки для фронтальной работы, рисунки на тему «Космос».

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент):
  2. Актуализация знаний:
  1. Минутка чистописания:

- Продолжите закономерность (2 буквы, обозначающие звонкие согласные, а потом 2 глухие: зжсш, вгфк).
- Спишите пословицу:
Ошибся, что ушибся: вперёд наука.
- Как понимаете пословицу?
- Конечно, каждый из нас имеет право на ошибку, но мы будем стараться делать их как можно меньше!
– Какие орфограммы заметили?
(- Сочетание «ши»)
(- В словах «ошибся» и «ушибся» есть парный согласный
б в середине слова)
(- А ещё в слове «вперёд» тоже парный согласный , но на конце)
– Как проверить парный согласный звук в слове?
         (учащиеся вспоминают и формулируют правило)

Живут себе два брата:
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймешь ни звука:
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный,
Такой хороший звук,
И сразу два согласных 
Мы различим на слух.

  1. Постановка учебной задачи:

-Ответим на вопросы:
- Как вы думаете, над чем будем сегодня работать? Что будем проверять? (
парную согласную в корне (в середине слова), на конце слова)
-Где надо проверять? (
в корне, на конце слова)
-Как надо проверять? 

 - Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

  1. Словарная работа:

Введение в активный словарь учащихся новых словарных слов:

                                   космос         космонавт

Объяснение лексического значения слов, орфографическая работа.

Составление с новыми словарными словами предложений.

Космос - относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Мир в целом, упорядоченная Вселенная.

Космонавт - (астрона́вт), — человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.

В словарях указывают, что слово «космонавт» образовано от греческих слов «космос» (греч. κόσμος), обозначающего «упорядоченность», «строение», «мир», «вселенную», «мироздание», и «наута» (греч. ναυτα): «мореход», «моряк», «мореплаватель», «спутник».

  1. Работа по теме урока. Этап выработки осознанных умений и навыков при решении орфографических задач:
  1. - Работаем по карточке.  Нужно вставить пропущенную букву, обозначающую парный согласный звук, а для этого нужно подобрать проверочное слово. Какое слово будет проверочным?
                (Учащиеся работают в парах взаимопроверки) 
    Карточка вида: 
    коро п/б ка
    ска з/с ка
    улы п/б ка
    зага т/д ка
    ко ж/ш ка
  2. Самостоятельная работа. Исправить ошибки.

              (словосочетания  заранее записаны на доске)


Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки, блиский друк.

- На какие две группы можно разделить слова, в которых вы исправляли ошибки? По какому признаку? (сущ./прил.; орфограмма в конце слова и в середине, в корне слова)

     3. На доске слова: ЗУБКИ – ЗУБЫ

- Что можно сказать об этих словах?

- Однокоренные.

- В каком слове ошибкоопасное место?

ЗУБКИ.

- Почему?

- Согласный находится в середине слова перед суффиксом «к».

- Выбрать из ряда однокоренных слов проверочные слова.

ЗУБОК, ЗУБ, ЗУБАСТЫЙ, ЗУБНОЙ.

                               (слова записаны на карточке)

                        Дети выполняют работу коллективно.

- Кто выбрал слово ЗУБНОЙ? Докажите.

(Когда мы произносим, звонкий согласный слышится звонко потому, что после него стоит звонкий согласный.)

- Вывод: это и есть второй способ проверки слов с парными согласными. О нем мы еще не говорили.

- Давайте попробуем проверить наши слова этим способом.

(грибки - грибной; зубки – зубной; ягодки - ягодный) дубки-? => не ко всем словам!

   

 4. Динамическая пауза:

            Учитель предлагает отдохнуть, выполняя физминутку:

Я приглашаю на ЗАРЯ.КУ

Мелкие ША.КИ,

ЛЕ.КИЕ ПРЫ.КИ.

Вот и вся ЗАРЯ.КА

МЯ.КАЯ ПОСА.КА.

- Что вам встретилось в этом стихотворении?

  5. Работа над составом слова.

- Выберите схемы, иллюстрирующие состав слов:

- Назовите эти слова.

http://festival.1september.ru/articles/501462/img3.gif

6.  Подготовка к сочинению – миниатюре и написание сочинения:

- Сегодня утром у нас побывал художник – мороз.  Он подарил вам картинки, где изобразил зиму и свои любимые зимние забавы.

- Но картинки исчезли. Давайте поможем  художнику восстановить их. Для этого у нас есть слова  (заранее записаны на доске):

шапка, шубка, сапожки, пуговки, морковка, глазки, берёзка, избушка, снег, варежки, дорожка.

- А теперь расскажите художнику о зиме, о своих зимних увлечениях, используя данные слова с парными согласными. Напишите мини-сочинения.

Проверка творческих работ. Беседа по ОБЖ.

- Где же можно кататься на санках?

- Как поступить при обморожении?

7. Итоговая рефлексия:

- Давайте выберем знатоков парных согласных. Выбрать нужно одно верное утверждение.

Утверждения:

а) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял только гласный.

б) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный.

в) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял твердый согласный.

8. Домашнее задание:

- Насколько вы были внимательны сегодня на уроке, как вы подружились с парными согласными  я узнаю, когда проверю, как вы выполните дома упражнение:

 


а) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял только гласный.

б) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный.

в) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял твердый согласный.

http://festival.1september.ru/articles/501462/img3.gif

С к а . к а

Р ы . к а

С н е . к и

ЗУБОК

ЗУБ

ЗУБАСТЫЙ

ЗУБНОЙ


коро п/б ка

ска з/с ка

улы п/б ка

зага т/д ка

ко ж/ш к


http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Parnye-soglasnye-v-korne-slova/0007-007-Parnyj-soglasnyj-v-korne-slova.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 2-й класс Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"

Урок дает  представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;- учит различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами,    сопостав...

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Конспект урока русского языка в 3классе по теме: Правописание слов с безударными гласными в корне.

Конспект  урока  русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне" по новым стандартам ФГОС....

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: "«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Данный материал поможет учителям начальных классов в подготовке к уроку. Урок нацелен на формирование представления учащихся о словах с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, которые ну...

Урок русского языка во 2 классе. Тема «Правописание парных согласных в корне слов»

Урок «Правописание парных согласных в корне слов» во втором класса пятый.На уроке каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической д...