Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»
план-конспект занятия (русский язык, 4 класс) на тему

Морозова Светлана Николаевна

Материал для обучения написанию сочинения-рассуждения  на уроках русского языка в 4 классе. Рекомендуется провести урок накануне ДНЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА или использовать материал для проведения классных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»

Образовательно-развивающие задачи:

- развивать умение работать с текстом, выделять главное, определять виды текстов и их характерные признаки;

- обучать написанию сочинения-рассуждения;

- ознакомить школьников с именами великих защитников Русской земли;

- воспитывать нравственные качества;

- прививать любовь к Отечеству;

- воспитывать у детей чувство благодарности к защитникам Отечества.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия

Слайд 1

 Учитель. Недавно исполнилось 70 лет со дня освобождения г.Белева от немецко-фашистских захватчиков. На календаре февраль. Как всегда, в один из последних дней зимы наш народ отмечает праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Русская земля, кто тебя обидел? Недругам твоим прощенья нет!» (тема записана на доске)

            Так было всегда! И встречали мечом

            Любого, кто меч поднимает!

            Чтоб в нашей стране не хозяйничал враг.

            Оружье мы крепко сжимаем!

- В истории нашей страны, чьим народам приходилось часто браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу, независимость, испокон веков утвердилось уважительное отношение к защитникам Отечества, сложилась свято соблюдаемая традиция чтить их воинские заслуги и сохранять в памяти потомков их имена.

 - Выполнив первое задание, вы познакомитесь с некоторыми героическими страницами военной истории нашей страны.

 Задание 1. Работа в паре. Прочитайте текст. Впишите пропущенные слова:

  В ХIII веке князь Александр Невский со своим войском, одержав победу в Ледовом побоище, ___________ немецких рыцарей с земли Русской. В  ХIV веке русский князь Дмитрий Донской __________ вражеское войско на Куликовой поле, тем самым помог Руси в скором времени полностью освободиться от монголо-татарского рабства. В 1812 году русская армия, возглавляемая князем Михаилом Кутузовым, _______________ казавшуюся  непобедимой французскую армию. В 1945 году советская армия под управлением маршала Георгия Жукова __________ нашу Родину, разгромив немецко-фашистских захватчиков.

 Слова для справок: одолел, прогнал, освободила, уничтожила.

Слайд 2

 У. Ребята, можно ли на основе приведенных в тексте исторических сведений согласиться со словами русского князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»? Обоснуйте свой ответ.

  Выслушиваются мнения детей.

Задание 2. Рассмотрите портреты великих русских полководцев – защитников Отечества, патриотов и прочитайте их основной завет каждому из нас, ныне живущему гражданину России:

            Слайды 3, 4, 5, 6 ,7

                В бою с врагом ты великаном будь –

                О ратной славе предков не забудь!

Слайд 8

 У. К великим полководцам относится Александр Васильевич Суворов, не проигравший за всю военную карьеру ни одного сражения. Поэтому прославленные офицеры и генералы не только с честью носят на груди орден Суворова, но и на его примере учатся побеждать ненавистных врагов Отечества. Суворов был образованным человеком, и сказанные им фразы актуальны по сей день. Они стали крылатыми. Прочитайте некоторые из них.

  Ученики  читают:

  1. Надо бить уменьем, а не числом.
  2. Сам погибай, а товарища выручай.
  3. Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
  4. С юных лет приучайся прощать проступки ближнего, но никогда не прощай своих собственных.

У. Объясните смысл этих фраз, приведите примеры из истории.

 Задание 3.  Соотнесите конкретные ситуации и соответствующие им высказывания А.В.Суворова:

Во время Сталинградской битвы один из домов города обороняли целых 58 дней всего 19 храбрых солдат и при этом выжили.

«Смерть бежит от сабли и штыка храброго» А.Суворов.

В российской армии каждому солдату на военных учениях приходится совершать 30-километровые походы.

«Испуган – наполовину побежден».

А.Суворов.

Как-то раз в бою дрогнули молодые солдаты перед противником и начали отступать.

«Тяжело в ученье – легко в бою».

А.Суворов.

Минутка здоровья

У. Давайте встанем и промаршируем в честь праздника защитника Отечества.

                   Раз, два, три, четыре, пять –

                   Мы хотим сильнее стать.

                   Веселее мы шагаем,

                   Ноги выше поднимаем.

 Задание 4. Работа с текстом

 У. Перед вами карточки с текстами. Ребята, вспомните, что такое текст? Вспомните, какие виды текстов вы знаете (рассуждение, описание, повествование).

 Какие признаки есть у каждого текста?  (В описательных текстах рассказывается о людях, предметах, животных, событиях. К описанию можно поставить вопрос какой? (какая?, какое?, какие?). В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?. В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос почему?)

  Прочитайте и определите, к какому виду относится данный текст. Выделите самое основное в нем и подготовьте рассказать о прочитанном.

 Ученики работают с текстом.

Карточка 1.

   Детство А.Суворова

 Отец Саши Василий Иванович был военным. Он знал шесть языков и дослужился до генерала. Отец много рассказывал сыну о военных сражениях. Особенно любил мальчик слушать о Петре и о войне со шведами. Подростком он запоем читал книги о походах и сражениях великих полководцев, много времени уделял изучению иностранных языков: знал немецкий, французский и другие языки.

   Александр Суворов твердо решил стать военным. Но был он худеньким и очень болезненным. Юный Суворов усиленно закалял свой организм. Каждый день он обливался холодной водой, спал на сене, укрывшись плащом. Вставал рано, с первыми лучами солнца. Сначала упражнялся в беге и гимнастике, потом принимался за дела. Отец, долго не пускавший сына на военную службу, наконец, согласился. Александр Суворов начал службу простым солдатом в чине капрала. Капрал командовал отделением  в 10 человек. Часто он говорил своим подчиненным: «Научись повиноваться, прежде чем будешь повелевать другими».

Карточка 2.

 Суворов – теоретик и практик.

 Суворов смог развить и обогатить лучшие качества русского военного искусства. Они были воплощены в книге «Наука побеждать», написанной Суворовым в 1796 году. Он сумел разработать новые формы и способы ведения войны. Их сущность Суворов выразил в формуле «глазомер», быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к его полному разгрому. Его действия сводились к принципу «увидеть - победить».

 Внезапности Суворов достигал быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск.

 «Одна минута, - говорил полководец, - решает исход баталии, один час – успех кампании… Я действую не часами, а минутами».

 Огромное значение имели его личностные качества, демократический стиль поведения. Все современники отмечали его ораторские способности, умение говорить с солдатами. Для русских воинов он оставался отцом-командиром.

 Карточка 3.

  Взятие Измаила.

 Измаил расположен на живописном, утопающем в зелени виноградников левом берегу Дуная, в 80 км от Черного моря. Это порт, доступный для морских судов. Время основания Измаила не установлено. С ХVI  века упоминается как турецкая крепость.

  Во время русско-турецкой войны в ноябре 1790 года русские блокировали считавшийся неприступным Измаил, который имел вал высотой 6-8 метров с земляными икаменными бастионами и ров шириной 12 м и глубиной 6-10 м. Русскими войсками командовал Суворов. После отказа турецкого командования капитулировать был начат штурм девятью колоннами при поддержке гребной флотилии.

 После упорного сопротивления русские войска сломили сопротивление противника и овладели крепостью. Потери русских – 4 тысячи убитыми и 6 тысяч раненых, турок – 26 тысяч убитых и 9 тысяч пленных, включая раненых.

  Успех был обеспечен тщательностью и скрытостью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

 Карточка 4

  Завещание Суворова.

  Суворов не курил и не злоупотреблял хмельными напитками. В любую погоду он ходил в караулы, охранял порученный ему пост. Так же просто жил, став генералом. Он не носил теплой одежды даже в самый лютый мороз. Узнав об этом, Екатерина IIодарила ему теплую дорогую шубу. Но Суворов эту шубу никогда не надевал, а просто возил с собой в карете.

  Более всего в других странах Суворов стал известен в царствование Павла I. Когда армия Суворова после Победы над французами вернулась на Родину, Павел I приказал отдать Суворову почести, положенные самому царю. За победы в заграничных походах граф Суворов получил в России высший воинский чин – титул генералиссимуса. Ему подчинялись все войска в государстве.

  Великий русский полководец не проиграл ни одного сражения. Потомкам Суворов завещал брать с него пример и быть верным своему Отечеству – России.

 У. С каким видом текста вы сейчас работали? (С повествованием. Он рассказывал о жизни Суворова.)

 Итак, мы выяснили, что вся жизнь Суворова подтверждает, что он является истинным патриотом своего Отечества. Думаю, что нам с вами есть чему поучиться у таких героев.

Задание 5. Составление текста

У. А  теперь я предлагаю вам ролевую игру, где вы выступите в роли корреспондентов школьной газеты. Вы добывали информацию, анализировали ее, и сейчас на ее основе вы напишите заметку на тему Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»

 в виде текста-рассуждения. Чем рассуждение отличается от других видов текста? (Текст должен ответить на вопрос  почему?)

 Кто такой патриот? (выслушать ответы учащихся)

Слайд 9

 В толковом словаре Ожегова говорится так:

  • ПАТРИОТ, -а,  м. 1. Человек,  проникнутый патриотизмом. Истинный п.  2.перен.,   чего.  Человек,  преданный  интересам  какого-н.   дела,   глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода. || ж. патриотка, -и.

  • ПАТРИОТИЗМ, -а,  м.  Преданность и любовь  к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. || прил. патриотический, -ая,-ое.

        

  Давайте охарактеризуем личность патриота, каким он должен быть? Какая часть речи нам в этом поможет? (имя прилагательное). Перечислите черты характера такого человека?

 

Дети отвечают, а учитель записывает слова и словосочетания на доске:

Смелый, целеустремленный, храбрый,  любящий Родину, хитрый, требовательный, скромный, смекалистый, готовый прийти на помощь…

Слайд 10

 У. А теперь, используя эти и другие слова, напишите заметку в газету и помните, что она не должна быть большой. Достаточно 7-8 предложений для ответа на вопрос: «Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»

 

Самостоятельная работа учащихся.

У. Ваши заметки мы поместим в газету. (Можно зачитать вслух лучшие работы).

 Итог урока

У. Наш урок подходит к концу. Какие великие русские полководцы вам известны? Какие качества характерны для настоящего гражданина? Чему вы научились на уроке?

 Закончить урок я хочу следующими строками:

                 

                      Я люблю тебя, наша Родина!

                      Скажет каждый: «Непобедимая!»-

                      Потому что защитников много,

                      Потому что зовешься Россией.

                                                                (А.Козлова)

Литература

  1. Севалкина Т., Токарева М. Александр Суворов.// газета «Начальная школа», №11, 2008.
  2. Соловьева Т.А. Праздник мужества и чести. Москва, 2010 г.
  3. Книга памяти. Солдаты Победы. Тула, 2008 г.
  4. Толковый словарь русского языка.
  5. Портреты для слайдов из сети Интернет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

   В ХIII веке князь Александр Невский со своим войском, одержав победу в Ледовом побоище, ___________ немецких рыцарей с земли Русской. В  ХIV веке русский князь Дмитрий Донской __________ вражеское войско на Куликовой поле, тем самым помог Руси в скором времени полностью освободиться от монголо-татарского рабства. В 1812 году русская армия, возглавляемая князем Михаилом Кутузовым, _______________ казавшуюся  непобедимой французскую армию. В 1945 году советская армия под управлением маршала Георгия Жукова __________ нашу Родину, разгромив немецко-фашистских захватчиков.

 Слова для справок: одолел, прогнал, освободила, уничтожила.

Приложение 2.

ПОРТРЕТЫ ПОЛКОВОДЦЕВ

Александр Невский

Дмитрий Донской

Михаил Кутузов

Георгий Жуков

Александр Суворов

Приложение 3

  • Надо бить уменьем, а не числом.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
  • С юных лет приучайся прощать проступки ближнего, но никогда не прощай своих собственных.

Приложение 4

Во время Сталинградской битвы один из домов города обороняли целых 58 дней всего 19 храбрых солдат и при этом выжили.

«Смерть бежит от сабли и штыка храброго» 

А.Суворов.

В российской армии каждому солдату на военных учениях приходится совершать 30-километровые походы.

«Испуган – наполовину побежден».

А.Суворов.

Как-то раз в бою дрогнули молодые солдаты перед противником и начали отступать.

«Тяжело в ученье – легко в бою».

А.Суворов.

Приложение 5.

Карточка 1.

   Детство А.Суворова

 Отец Саши Василий Иванович был военным. Он знал шесть языков и дослужился до генерала. Отец много рассказывал сыну о военных сражениях. Особенно любил мальчик слушать о Петре и о войне со шведами. Подростком он запоем читал книги о походах и сражениях великих полководцев, много времени уделял изучению иностранных языков: знал немецкий, французский и другие языки.

   Александр Суворов твердо решил стать военным. Но был он худеньким и очень болезненным. Юный Суворов усиленно закалял свой организм. Каждый день он обливался холодной водой, спал на сене, укрывшись плащом. Вставал рано, с первыми лучами солнца. Сначала упражнялся в беге и гимнастике, потом принимался за дела. Отец, долго не пускавший сына на военную службу, наконец, согласился. Александр Суворов начал службу простым солдатом в чине капрала. Капрал командовал отделением  в 10 человек. Часто он говорил своим подчиненным: «Научись повиноваться, прежде чем будешь повелевать другими».

Карточка 2.

 Суворов – теоретик и практик.

 Суворов смог развить и обогатить лучшие качества русского военного искусства. Они были воплощены в книге «Наука побеждать», написанной Суворовым в 1796 году. Он сумел разработать новые формы и способы ведения войны. Их сущность Суворов выразил в формуле «глазомер», быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к его полному разгрому. Его действия сводились к принципу «увидеть - победить».

 Внезапности Суворов достигал быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск.

 «Одна минута, - говорил полководец, - решает исход баталии, один час – успех кампании… Я действую не часами, а минутами».

 Огромное значение имели его личностные качества, демократический стиль поведения. Все современники отмечали его ораторские способности, умение говорить с солдатами. Для русских воинов он оставался отцом-командиром.

Карточка 3.

  Взятие Измаила.

 Измаил расположен на живописном, утопающем в зелени виноградников левом берегу Дуная, в 80 км от Черного моря. Это порт, доступный для морских судов. Время основания Измаила не установлено. С ХVI  века упоминается как турецкая крепость.

  Во время русско-турецкой войны в ноябре 1790 года русские блокировали считавшийся неприступным Измаил, который имел вал высотой 6-8 метров с земляными и каменными бастионами и ров шириной 12 м и глубиной 6-10 м. Русскими войсками командовал Суворов. После отказа турецкого командования капитулировать был начат штурм девятью колоннами при поддержке гребной флотилии.

 После упорного сопротивления русские войска сломили сопротивление противника и овладели крепостью. Потери русских – 4 тысячи убитыми и 6 тысяч раненых, турок – 26 тысяч убитых и 9 тысяч пленных, включая раненых.

  Успех был обеспечен тщательностью и скрытостью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

 

Карточка 4

    Завещание Суворова.

  Суворов не курил и не злоупотреблял хмельными напитками. В любую погоду он ходил в караулы, охранял порученный ему пост. Так же просто жил, став генералом. Он не носил теплой одежды даже в самый лютый мороз. Узнав об этом, Екатерина подарила ему теплую дорогую шубу. Но Суворов эту шубу никогда не надевал, а просто возил с собой в карете.

  Более всего в других странах Суворов стал известен в царствование Павла I. Когда армия Суворова после Победы над французами вернулась на Родину, Павел I приказал отдать Суворову почести, положенные самому царю. За победы в заграничных походах граф Суворов получил в России высший воинский чин – титул генералиссимуса. Ему подчинялись все войска в государстве.

  Великий русский полководец не проиграл ни одного сражения. Потомкам Суворов завещал брать с него пример и быть верным своему Отечеству – России.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Смелый, целеустремленный, храбрый,  любящий Родину, хитрый, требовательный, скромный, смекалистый, готовый прийти на помощь…

Примечание: слова и словосочетания называют учащиеся.

Варианты заметок

Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?

Из заметки Приданова Александра

   

   Я хочу стать патриотом, чтобы сделать все для того, чтобы моя Родина процветала. Чтобы наша жизнь была ярче, красочнее. Чтобы не было войны, все люди дружили и уважали друг друга.

  Я думаю, что патриот – это не тот человек, который кричит, что он герой, что он любит свою Родину, а тот, кто это на деле показывает. Я хочу служить в армии, всегда готов придти на помощь своему другу.

   Я  люблю свою Родину, верен ей и буду верен  всю жизнь. Я хочу, чтобы мои дела доказали мой патриотизм.

Из заметки Самойленко Артема

   Я хочу стать патриотом своего Отечества, потому что истинный патриот остается верен своей Родине до конца жизни.

    Патриотом быть непросто. Надо быть требовательным к самому себе, как А.В.Суворов, целеустремленным и готовым прийти на помощь другим людям. Я считаю, что необходимо уважать себя и относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Истинный патриот обладает всеми лучшими качествами человека.

  Чтобы стать патриотом, нужно проявлять мужество, выдержку, выносливость и обязательно любить свою Родину.

  Я  думаю, что настоящий патриот «говорит», что он – патриот, не словами, а делом.

  Я хочу стать патриотом, потому что люблю свое Отечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я-патриот своей страны"

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский...

Почему я хочу быть сильным

Проект "Почему я хочу быть сильным" -презентация Бахтинова Евгения-1класс...

Родительское собрание "Воспитание патриота своей Родины".

Родительское собрание "Воспитание патриота своей Родины"   поможет сформировать у родителей гражданско-правовые знания; познакомить с задачами гражданского воспитания, позволяющего воспитать...

Мы патриоты своей малой Родины

Внеклассное мероприятие по истории родного края.р. п. Самойловки Самойловского района Саратовской области...

Презентация на тему: "Почему я хочу быть классным руководителем?"

Презентация "Почему я хочу бытть классным руководителем" поможет молодому, начинающему классному руководителю расставить приоритеты в воспитательной работе с детьми....

«Я — патриот своей страны Республики Казахстан»

Материал подготовила: Финк Вероника Георгиевна,  Костанайская областьЦель классного часа: формирование гражданственности, казахстанского патриотизма, ответственности за судьбу свое...

Я патриот своей страны

Презентация интеллектуальной игры "Я патриот своей страны РК" для учащихся 3-4 классов...