Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»
план-конспект занятия (русский язык, 4 класс) на тему
Материал для обучения написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в 4 классе. Рекомендуется провести урок накануне ДНЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА или использовать материал для проведения классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»
Образовательно-развивающие задачи:
- развивать умение работать с текстом, выделять главное, определять виды текстов и их характерные признаки;
- обучать написанию сочинения-рассуждения;
- ознакомить школьников с именами великих защитников Русской земли;
- воспитывать нравственные качества;
- прививать любовь к Отечеству;
- воспитывать у детей чувство благодарности к защитникам Отечества.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия
Слайд 1
Учитель. Недавно исполнилось 70 лет со дня освобождения г.Белева от немецко-фашистских захватчиков. На календаре февраль. Как всегда, в один из последних дней зимы наш народ отмечает праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Русская земля, кто тебя обидел? Недругам твоим прощенья нет!» (тема записана на доске)
Так было всегда! И встречали мечом
Любого, кто меч поднимает!
Чтоб в нашей стране не хозяйничал враг.
Оружье мы крепко сжимаем!
- В истории нашей страны, чьим народам приходилось часто браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу, независимость, испокон веков утвердилось уважительное отношение к защитникам Отечества, сложилась свято соблюдаемая традиция чтить их воинские заслуги и сохранять в памяти потомков их имена.
- Выполнив первое задание, вы познакомитесь с некоторыми героическими страницами военной истории нашей страны.
Задание 1. Работа в паре. Прочитайте текст. Впишите пропущенные слова:
В ХIII веке князь Александр Невский со своим войском, одержав победу в Ледовом побоище, ___________ немецких рыцарей с земли Русской. В ХIV веке русский князь Дмитрий Донской __________ вражеское войско на Куликовой поле, тем самым помог Руси в скором времени полностью освободиться от монголо-татарского рабства. В 1812 году русская армия, возглавляемая князем Михаилом Кутузовым, _______________ казавшуюся непобедимой французскую армию. В 1945 году советская армия под управлением маршала Георгия Жукова __________ нашу Родину, разгромив немецко-фашистских захватчиков.
Слова для справок: одолел, прогнал, освободила, уничтожила.
Слайд 2
У. Ребята, можно ли на основе приведенных в тексте исторических сведений согласиться со словами русского князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»? Обоснуйте свой ответ.
Выслушиваются мнения детей.
Задание 2. Рассмотрите портреты великих русских полководцев – защитников Отечества, патриотов и прочитайте их основной завет каждому из нас, ныне живущему гражданину России:
Слайды 3, 4, 5, 6 ,7
В бою с врагом ты великаном будь –
О ратной славе предков не забудь!
Слайд 8
У. К великим полководцам относится Александр Васильевич Суворов, не проигравший за всю военную карьеру ни одного сражения. Поэтому прославленные офицеры и генералы не только с честью носят на груди орден Суворова, но и на его примере учатся побеждать ненавистных врагов Отечества. Суворов был образованным человеком, и сказанные им фразы актуальны по сей день. Они стали крылатыми. Прочитайте некоторые из них.
Ученики читают:
|
У. Объясните смысл этих фраз, приведите примеры из истории.
Задание 3. Соотнесите конкретные ситуации и соответствующие им высказывания А.В.Суворова:
Во время Сталинградской битвы один из домов города обороняли целых 58 дней всего 19 храбрых солдат и при этом выжили. | «Смерть бежит от сабли и штыка храброго» А.Суворов. | |
В российской армии каждому солдату на военных учениях приходится совершать 30-километровые походы. | «Испуган – наполовину побежден». А.Суворов. | |
Как-то раз в бою дрогнули молодые солдаты перед противником и начали отступать. | «Тяжело в ученье – легко в бою». А.Суворов. |
Минутка здоровья
У. Давайте встанем и промаршируем в честь праздника защитника Отечества.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы хотим сильнее стать.
Веселее мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Задание 4. Работа с текстом
У. Перед вами карточки с текстами. Ребята, вспомните, что такое текст? Вспомните, какие виды текстов вы знаете (рассуждение, описание, повествование).
Какие признаки есть у каждого текста? (В описательных текстах рассказывается о людях, предметах, животных, событиях. К описанию можно поставить вопрос какой? (какая?, какое?, какие?). В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?. В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос почему?)
Прочитайте и определите, к какому виду относится данный текст. Выделите самое основное в нем и подготовьте рассказать о прочитанном.
Ученики работают с текстом.
Карточка 1.
Детство А.Суворова
Отец Саши Василий Иванович был военным. Он знал шесть языков и дослужился до генерала. Отец много рассказывал сыну о военных сражениях. Особенно любил мальчик слушать о Петре и о войне со шведами. Подростком он запоем читал книги о походах и сражениях великих полководцев, много времени уделял изучению иностранных языков: знал немецкий, французский и другие языки.
Александр Суворов твердо решил стать военным. Но был он худеньким и очень болезненным. Юный Суворов усиленно закалял свой организм. Каждый день он обливался холодной водой, спал на сене, укрывшись плащом. Вставал рано, с первыми лучами солнца. Сначала упражнялся в беге и гимнастике, потом принимался за дела. Отец, долго не пускавший сына на военную службу, наконец, согласился. Александр Суворов начал службу простым солдатом в чине капрала. Капрал командовал отделением в 10 человек. Часто он говорил своим подчиненным: «Научись повиноваться, прежде чем будешь повелевать другими».
Карточка 2.
Суворов – теоретик и практик.
Суворов смог развить и обогатить лучшие качества русского военного искусства. Они были воплощены в книге «Наука побеждать», написанной Суворовым в 1796 году. Он сумел разработать новые формы и способы ведения войны. Их сущность Суворов выразил в формуле «глазомер», быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к его полному разгрому. Его действия сводились к принципу «увидеть - победить».
Внезапности Суворов достигал быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск.
«Одна минута, - говорил полководец, - решает исход баталии, один час – успех кампании… Я действую не часами, а минутами».
Огромное значение имели его личностные качества, демократический стиль поведения. Все современники отмечали его ораторские способности, умение говорить с солдатами. Для русских воинов он оставался отцом-командиром.
Карточка 3.
Взятие Измаила.
Измаил расположен на живописном, утопающем в зелени виноградников левом берегу Дуная, в 80 км от Черного моря. Это порт, доступный для морских судов. Время основания Измаила не установлено. С ХVI века упоминается как турецкая крепость.
Во время русско-турецкой войны в ноябре 1790 года русские блокировали считавшийся неприступным Измаил, который имел вал высотой 6-8 метров с земляными икаменными бастионами и ров шириной 12 м и глубиной 6-10 м. Русскими войсками командовал Суворов. После отказа турецкого командования капитулировать был начат штурм девятью колоннами при поддержке гребной флотилии.
После упорного сопротивления русские войска сломили сопротивление противника и овладели крепостью. Потери русских – 4 тысячи убитыми и 6 тысяч раненых, турок – 26 тысяч убитых и 9 тысяч пленных, включая раненых.
Успех был обеспечен тщательностью и скрытостью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.
Карточка 4
Завещание Суворова.
Суворов не курил и не злоупотреблял хмельными напитками. В любую погоду он ходил в караулы, охранял порученный ему пост. Так же просто жил, став генералом. Он не носил теплой одежды даже в самый лютый мороз. Узнав об этом, Екатерина IIодарила ему теплую дорогую шубу. Но Суворов эту шубу никогда не надевал, а просто возил с собой в карете.
Более всего в других странах Суворов стал известен в царствование Павла I. Когда армия Суворова после Победы над французами вернулась на Родину, Павел I приказал отдать Суворову почести, положенные самому царю. За победы в заграничных походах граф Суворов получил в России высший воинский чин – титул генералиссимуса. Ему подчинялись все войска в государстве.
Великий русский полководец не проиграл ни одного сражения. Потомкам Суворов завещал брать с него пример и быть верным своему Отечеству – России.
У. С каким видом текста вы сейчас работали? (С повествованием. Он рассказывал о жизни Суворова.)
Итак, мы выяснили, что вся жизнь Суворова подтверждает, что он является истинным патриотом своего Отечества. Думаю, что нам с вами есть чему поучиться у таких героев.
Задание 5. Составление текста
У. А теперь я предлагаю вам ролевую игру, где вы выступите в роли корреспондентов школьной газеты. Вы добывали информацию, анализировали ее, и сейчас на ее основе вы напишите заметку на тему Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»
в виде текста-рассуждения. Чем рассуждение отличается от других видов текста? (Текст должен ответить на вопрос почему?)
Кто такой патриот? (выслушать ответы учащихся)
Слайд 9
В толковом словаре Ожегова говорится так:
- ПАТРИОТ, -а, м. 1. Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п. 2.перен., чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода. || ж. патриотка, -и.
- ПАТРИОТИЗМ, -а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. || прил. патриотический, -ая,-ое.
Давайте охарактеризуем личность патриота, каким он должен быть? Какая часть речи нам в этом поможет? (имя прилагательное). Перечислите черты характера такого человека?
Дети отвечают, а учитель записывает слова и словосочетания на доске:
Смелый, целеустремленный, храбрый, любящий Родину, хитрый, требовательный, скромный, смекалистый, готовый прийти на помощь… |
Слайд 10
У. А теперь, используя эти и другие слова, напишите заметку в газету и помните, что она не должна быть большой. Достаточно 7-8 предложений для ответа на вопрос: «Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»
Самостоятельная работа учащихся.
У. Ваши заметки мы поместим в газету. (Можно зачитать вслух лучшие работы).
Итог урока
У. Наш урок подходит к концу. Какие великие русские полководцы вам известны? Какие качества характерны для настоящего гражданина? Чему вы научились на уроке?
Закончить урок я хочу следующими строками:
Я люблю тебя, наша Родина!
Скажет каждый: «Непобедимая!»-
Потому что защитников много,
Потому что зовешься Россией.
(А.Козлова)
Литература
- Севалкина Т., Токарева М. Александр Суворов.// газета «Начальная школа», №11, 2008.
- Соловьева Т.А. Праздник мужества и чести. Москва, 2010 г.
- Книга памяти. Солдаты Победы. Тула, 2008 г.
- Толковый словарь русского языка.
- Портреты для слайдов из сети Интернет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В ХIII веке князь Александр Невский со своим войском, одержав победу в Ледовом побоище, ___________ немецких рыцарей с земли Русской. В ХIV веке русский князь Дмитрий Донской __________ вражеское войско на Куликовой поле, тем самым помог Руси в скором времени полностью освободиться от монголо-татарского рабства. В 1812 году русская армия, возглавляемая князем Михаилом Кутузовым, _______________ казавшуюся непобедимой французскую армию. В 1945 году советская армия под управлением маршала Георгия Жукова __________ нашу Родину, разгромив немецко-фашистских захватчиков.
Слова для справок: одолел, прогнал, освободила, уничтожила.
Приложение 2.
ПОРТРЕТЫ ПОЛКОВОДЦЕВ
Александр Невский
Дмитрий Донской
Михаил Кутузов
Георгий Жуков
Александр Суворов
Приложение 3
|
Приложение 4
Во время Сталинградской битвы один из домов города обороняли целых 58 дней всего 19 храбрых солдат и при этом выжили. | «Смерть бежит от сабли и штыка храброго» А.Суворов. | |
В российской армии каждому солдату на военных учениях приходится совершать 30-километровые походы. | «Испуган – наполовину побежден». А.Суворов. | |
Как-то раз в бою дрогнули молодые солдаты перед противником и начали отступать. | «Тяжело в ученье – легко в бою». А.Суворов. |
Приложение 5.
Карточка 1.
Детство А.Суворова
Отец Саши Василий Иванович был военным. Он знал шесть языков и дослужился до генерала. Отец много рассказывал сыну о военных сражениях. Особенно любил мальчик слушать о Петре и о войне со шведами. Подростком он запоем читал книги о походах и сражениях великих полководцев, много времени уделял изучению иностранных языков: знал немецкий, французский и другие языки.
Александр Суворов твердо решил стать военным. Но был он худеньким и очень болезненным. Юный Суворов усиленно закалял свой организм. Каждый день он обливался холодной водой, спал на сене, укрывшись плащом. Вставал рано, с первыми лучами солнца. Сначала упражнялся в беге и гимнастике, потом принимался за дела. Отец, долго не пускавший сына на военную службу, наконец, согласился. Александр Суворов начал службу простым солдатом в чине капрала. Капрал командовал отделением в 10 человек. Часто он говорил своим подчиненным: «Научись повиноваться, прежде чем будешь повелевать другими».
Карточка 2.
Суворов – теоретик и практик.
Суворов смог развить и обогатить лучшие качества русского военного искусства. Они были воплощены в книге «Наука побеждать», написанной Суворовым в 1796 году. Он сумел разработать новые формы и способы ведения войны. Их сущность Суворов выразил в формуле «глазомер», быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к его полному разгрому. Его действия сводились к принципу «увидеть - победить».
Внезапности Суворов достигал быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск.
«Одна минута, - говорил полководец, - решает исход баталии, один час – успех кампании… Я действую не часами, а минутами».
Огромное значение имели его личностные качества, демократический стиль поведения. Все современники отмечали его ораторские способности, умение говорить с солдатами. Для русских воинов он оставался отцом-командиром.
Карточка 3.
Взятие Измаила.
Измаил расположен на живописном, утопающем в зелени виноградников левом берегу Дуная, в 80 км от Черного моря. Это порт, доступный для морских судов. Время основания Измаила не установлено. С ХVI века упоминается как турецкая крепость.
Во время русско-турецкой войны в ноябре 1790 года русские блокировали считавшийся неприступным Измаил, который имел вал высотой 6-8 метров с земляными и каменными бастионами и ров шириной 12 м и глубиной 6-10 м. Русскими войсками командовал Суворов. После отказа турецкого командования капитулировать был начат штурм девятью колоннами при поддержке гребной флотилии.
После упорного сопротивления русские войска сломили сопротивление противника и овладели крепостью. Потери русских – 4 тысячи убитыми и 6 тысяч раненых, турок – 26 тысяч убитых и 9 тысяч пленных, включая раненых.
Успех был обеспечен тщательностью и скрытостью подготовки, внезапностью действий и одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей. Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.
Карточка 4
Завещание Суворова.
Суворов не курил и не злоупотреблял хмельными напитками. В любую погоду он ходил в караулы, охранял порученный ему пост. Так же просто жил, став генералом. Он не носил теплой одежды даже в самый лютый мороз. Узнав об этом, Екатерина подарила ему теплую дорогую шубу. Но Суворов эту шубу никогда не надевал, а просто возил с собой в карете.
Более всего в других странах Суворов стал известен в царствование Павла I. Когда армия Суворова после Победы над французами вернулась на Родину, Павел I приказал отдать Суворову почести, положенные самому царю. За победы в заграничных походах граф Суворов получил в России высший воинский чин – титул генералиссимуса. Ему подчинялись все войска в государстве.
Великий русский полководец не проиграл ни одного сражения. Потомкам Суворов завещал брать с него пример и быть верным своему Отечеству – России.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Смелый, целеустремленный, храбрый, любящий Родину, хитрый, требовательный, скромный, смекалистый, готовый прийти на помощь… |
Примечание: слова и словосочетания называют учащиеся.
Варианты заметок
Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?
Из заметки Приданова Александра
Я хочу стать патриотом, чтобы сделать все для того, чтобы моя Родина процветала. Чтобы наша жизнь была ярче, красочнее. Чтобы не было войны, все люди дружили и уважали друг друга.
Я думаю, что патриот – это не тот человек, который кричит, что он герой, что он любит свою Родину, а тот, кто это на деле показывает. Я хочу служить в армии, всегда готов придти на помощь своему другу.
Я люблю свою Родину, верен ей и буду верен всю жизнь. Я хочу, чтобы мои дела доказали мой патриотизм.
Из заметки Самойленко Артема
Я хочу стать патриотом своего Отечества, потому что истинный патриот остается верен своей Родине до конца жизни.
Патриотом быть непросто. Надо быть требовательным к самому себе, как А.В.Суворов, целеустремленным и готовым прийти на помощь другим людям. Я считаю, что необходимо уважать себя и относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Истинный патриот обладает всеми лучшими качествами человека.
Чтобы стать патриотом, нужно проявлять мужество, выдержку, выносливость и обязательно любить свою Родину.
Я думаю, что настоящий патриот «говорит», что он – патриот, не словами, а делом.
Я хочу стать патриотом, потому что люблю свое Отечество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я-патриот своей страны"
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский...
Почему я хочу быть сильным
Проект "Почему я хочу быть сильным" -презентация Бахтинова Евгения-1класс...
Родительское собрание "Воспитание патриота своей Родины".
Родительское собрание "Воспитание патриота своей Родины" поможет сформировать у родителей гражданско-правовые знания; познакомить с задачами гражданского воспитания, позволяющего воспитать...
Мы патриоты своей малой Родины
Внеклассное мероприятие по истории родного края.р. п. Самойловки Самойловского района Саратовской области...
Презентация на тему: "Почему я хочу быть классным руководителем?"
Презентация "Почему я хочу бытть классным руководителем" поможет молодому, начинающему классному руководителю расставить приоритеты в воспитательной работе с детьми....
«Я — патриот своей страны Республики Казахстан»
Материал подготовила: Финк Вероника Георгиевна, Костанайская областьЦель классного часа: формирование гражданственности, казахстанского патриотизма, ответственности за судьбу свое...
Я патриот своей страны
Презентация интеллектуальной игры "Я патриот своей страны РК" для учащихся 3-4 классов...