"Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Сафонова Ирина Владимировна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, с элементами методики В.Ф.Базарного (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во  втором классе по программе «Школа России»

Тема урока: «Разделительный мягкий знак»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: развивать умение различать разделительный мягкий знак в словах; упражнять в       написании слов с разделительным мягким знаком.

Личностные результаты: развитие умения понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, радоваться.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: развитие умения формулировать цель деятельности обучающихся на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; заботиться о здоровье  посредством элементов методики В. Ф. Базарного: автоматизированной системы «Бегающие огоньки», «вертушки», СУС;

Познавательные УУД: развитие умений ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: развитие умения договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, учиться работать в паре.

        Предметные результаты: развитие орфографической зоркости.

Оборудование:

  • конторки;
  • коврики;
  • «Бегающие огоньки» (по верхним углам кабинета последовательно мигающие лампы со звуковым сопровождением);
  • карточки с буквами (Д, Е, Н, Ь) для системы «Бегающие огоньки»;
  • простые карандаши;

- СУС (схема универсальных символов на потолке - комплекс геометрических фигур в виде двух эллипсов, кругов и креста);

- 2 мешочка для классификации слов;

- для классификации  карточки со словами: успех, веселье, счастье, удача;

- интерактивная доска;

- интерактивный тренаж «Учимся писать буквы»;

- эталоны (карточки с правильным выполнением задания);

- варенье в баночке и пачка печенья.

Организация деятельности обучающихся:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

  • «Вместе весело шагать по просторам» запевай!

(шагают и поют 1 куплет и припев песни)

  • Почему мы начали урок с этой песни?                                                
  • Какими вы должны быть на уроке? (Внимательными, трудолюбивыми, старательными, уважительно относится друг к другу и т. д.)
  • А для чего нам необходимо быть такими?

2.Пятиминутка чистописания (буква «ь» – интерактивный тренаж).

3. Актуализация знаний.

  • Словарный диктант: воробьи, вороны, снегири, сороки.
  • Взаимопроверка в парах.
  • Распределите слова в две группы.
  • Подчеркните  разделительный мягкий знак.
  • Кто написал слово «воробьи» без разделительного мягкого знака?
  • Зачем нужен разделительный мягкий знак?
  • Сформулируйте тему урока.
  • Сформулируйте цель урока (упражняться  в написании слов с разделительным мягким знаком).

4. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте слова, в которых есть мягкий знак.

Какую функцию  он выполняет? (показатель мягкости согласных)

5.Открытие новых знаний.

  • Потренируем слух, внимание, память, мышление, координацию тела необычным способом и прочитаем слово.

Офтальмотренажер «Бегающие огоньки».

Задача: повернуться на звук, указать рукой на загоревшийся огонек и, прочитав  буквы в заданном порядке, записать полученную комбинацию из букв…(день)

  • Запишите слово (день).
  • Какую функцию выполняет буква «ь»?
  • Что такое предложение?
  • Составьте предложение со словом «день». (Сегодня день рождения у Вовы.)
  • Запишите с комментированием.
  • Что мы можем пожелать Вове? (пожелания детей)
  • Правильно я записала слово [здаровйэ]?
  • Запишите слово «здоровье».
  • Сделайте фонетический разбор. (Ученик выполняет разбор на доске с комментированием)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу на доске:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

  • Какую функцию выполняет буква «ь» в данном слове?
  • Когда пишется разделительный мягкий знак?
  • Подчеркните буквы перед разделительным мягким знаком и после него.
  • Предположите, почему мягкий знак в этом случае называется разделительным?
  • Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный мягкий знак и в каких случаях он пишется?
  • Прочитайте вывод на стр. 114.
  • Сравните свои выводы и правило.
  • Составьте предложение со словом «здоровье». (Ребята желают Вове здоровья!)
  • Запишите с комментированием.
  • Подчеркнуть главные члены предложения.
  • Какими частями речи выражены слова? Сделать надписи над словами.
  • Что можно еще пожелать Вове?
  • Прочитайте слова на «вертушке» (успех, веселье, счастье, удача).
  • По какому признаку можно разложить слова в 2 мешка?
  • Подарим мешочки с пожеланиями Вове.
  • Выполним упражнения по СУС.

         Режим №2.  

Дети становятся в центре кабинета под схемой-тренажером и взором «оббегают» траектории в заданных направлениях. При этом они выполняют непроизвольно-сочетательные движения глазами, головой и туловищем. Примерно по 10 раз по каждой траектории («кресту», «овалам», «восьмерке»).

  • Для чего выполняли упражнения по СУС?

6. Первичное закрепление (внешняя речь).

  • Устно выполним задание  в рабочей тетради.
  • Докажите, что в выбранном вами варианте мягкий знак разделительный.
  • Какова функция мягкого знака в трёх остальных случаях? (Обозначает мягкость согласных.)    

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (внутренняя речь).

  • Самостоятельная работа: упр. 204.
  • Самопроверка по эталону (индивидуальная карточка с правильным выполнением задания).

8. Включение нового знания в систему знаний.

 № 206 (с комментированием)

9. Домашнее задание.

Записать 10 слов с разделительным мягким знаком.

10. Рефлексия.

  • Замените предложение одним словом:
  1. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
  2. Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.)

– Запишите слова.

Обозначьте орфограмму. Как она называется?

– Дарим Вове варенье и печенье. Поздравляем с днем рождения!

  • Чему учились на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Что закрепляли?
  • Что у вас получилось сегодня лучше всего?
  • В чём испытали затруднения?
  • Кто был самым внимательным на уроке? (трудолюбивым, старательным, аккуратным…)
  • Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...