Доклад о работе со словарными словами в начальной школе
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Афанасенко Раиса Ивановна

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение так называемых словарных слов и строится это обучение на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Эти словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы и включены в «Словарь», который приводится в конце учебника «Русский язык» для 1- 4 классов и в «Рабочих тетрадях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovarnymi_slovami_v_nachalnoy_shkole.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарными словами в начальной школе

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение так называемых словарных слов и строится это обучение на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Эти словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы и включены в «Словарь», который приводится в конце учебника «Русский язык» для 1- 4 классов и в «Рабочих тетрадях».

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок, развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.                       

Один из этапов урока русского языка – словарно - орфографическая работа. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 11 класс». (Текучёв А.В.).

Цель учителя - пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок. Учителем используется немало интересных и эффективных методов работы с этими словами. Это могут быть:

- устный словарный диктант (с орфографическим проговариванием);

- разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;

- работа в парах, в группах, работа с карточками;

- подбор однокоренных слов и т.д.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

Изучая слова с непроверяемыми написаниями в 4 классе можно убедиться в том, что правописание этих слов запоминается быстро, и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.

При знакомстве с новым словарным словом работа проводится в такой последовательности:

- чтение слова с доски;

- обозначение ударения;

- выделения корня;

- нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;

- проговаривание слова вслух;

- письмо слова в тетрадь;

- разбор слова по составу;

- подбор родственных слов;

- этимологический анализ (если возможно и необходимо);

- составление с данным словом словосочетания, предложения(устно или письменно).

Работа над словарным словом на различных этапах урока

1.Введения нового слова с непроверяемым написанием.

Эффективно использовать загадку как вид упражнений, например:

Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей

интерес к рассматриваемому языковому материалу, а следовательно, создаёт

благоприятные условия для запоминания слов. Рассмотрите краткий

этимологический словарик на основе труднопроверяемых написаний, который поможет сориентироваться при выборе приёмов объяснения нового словарного слова. Например, слова:

Завод

Толкование. 1. Промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда (автомобильный завод, судостроительный завод) или разводят животных: лошадей, рыбу (конный завод, рыбоводный завод).

2. Приспособление для приведения в действие механизма.

Этимология. Слово образовалось от глагола заводить (разводить, выводить). Исторически в нём выделяется приставка за-. Завод - заводить = «место, где что либо заводят. разводят, выводят».

Однокоренные слова. Заводец, заводчик, заводчане, заводской, заводишко.

Синоним. Фабрика

Пословицы и поговорки,         Завод красен не планом, а его выполнением.

На нашем заводе брак не в моде.

Предложения.         1. Мой отец работает на заводе.

2. В магазине было много игрушек с заводом.

3. Стране свою работу сдал прославленный завод.

4. Учитель повёл наш класс на завод.

Карандаш

Толкование. Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования, черчения.

Этимология. Слово карандаш пришло к нам из тюрского языка. Первая часть слова кара означает «чёрный», а вторая даш - «камень». Карандаш - кара, даш = «чёрный камень».

Однокоренные слова. Карандашик, карандашный.

Фразеологизм. Взять на карандаш - взять что-нибудь на заметку.

Загадки.         Палочка волшебная

Есть у меня, друзья.                         Чёрный Ивашка -

Палочкой этой                                 Деревянная рубашка.

Могу построить я:                         Где носом поведёт.

Башню, дом, самолёт                         Там заметку кладёт.

И большущий пароход!

Пенал

Толкование. Длинная коробочка, футляр для храпения ручек, карандашей, перьев и других письменных принадлежностей.

Этимология. В старину писали гусиными перьями, позднее металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пенна. Поэтому и ящичек назвали пенал. Пенал - пена = «перо», «ящичек для перьев». Однокоренные слова. Пенальчик, пеналище.

Загадки.

В этой узенькой коробке                                 Портфель у меня

Ты найдёшь карандаши,                                 Не велик и не мал:

Ручки, перья, скрепки, кнопки -                         Лежит в нём задачник,

Что угодно для души.                                         Букварь и ...

Тетрадь

Толкование. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.

Этимология. Слово тетрадь произошло от греческого тетро, что значит «сложенный вчетверо». Раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали, сшивали посередине - и тетрадь готова. Тетрадь - тетра - «четвертая часть листа».

Однокоренные слова. Тетрадь, тетрадочка, тетрадный.

Пословицы и поговорки.         В тетради не пером пишут - умом.

Тетрадь - зеркало ученика.

2. Запоминание нового слова.

Хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.

3. Первичное закрепление.

Трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить использовать тема данного урока.

4. Обобщение полученных знаний о слове.

Здесь можно использовать различные средства обучения. Грамматические игры, ребусы, кроссворды. Всё это содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.

Необходима систематическая и целенаправленная работа над словарными словами, нужно чтобы одно и тоже слово учащийся использовал 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не даёт нужных результатов. Поэтому, особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.

2. Запишите слова, начинающие на букву р (т, м, о....)

3. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

5. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.

6. Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных мест» в слове, т.е. орфограмм. Находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускает их.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

1. От данных слов образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

3. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

4. Найдите в тексте однокоренные слова.

5. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

4. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.

5. Выпишите в три столбика слова из словаря: в 1-ый - слова женского рода, во 2-ой - слова мужского рода, в 3-ий –слова среднего рода.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми.

1. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

2. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение. (Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками - аллея).

3. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания (Рисунок в книге - картинка).

4. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Лексические упражнения дают возможность детям объяснить значения слов как прямые, так и переносные, выясняется многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи»,

■     .                                                           f ■

«Одежда», «Животные» и т.д.

2. К предложенным словам подбери антонимы (весело, хорошо, девочка).

3. Назови одним словом (руководитель школы -.директор).

4. Найди в каждой строке лишнее слово. Подчеркни его (автомобиль, урожай, трамвай, самолёт).

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас, формируется навык грамотного написания словарных слов, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Систематическая работа на каждом уроке даст неплохие результаты в обучении грамотному письму.

Слово из словаря

При подаче нового слова для запоминания очень важно заинтересовать учащихся. Повысить познавательный стимул и тем самым оживить урок русского языка можно при помощи загадок и занимательных заданий.

Задания по типу «закончи стихотворение».

Массу в тысячу грамм

Называют...(Килограмм)

Ты спросишь:

«Как, дружок, живёшь?»-

Одаришь доброй вестью.

Нас водой не разольёшь –

Всегда мы всюду...(Вместе)

Солнце выглянуло вдруг –

Стало ярким всё...(Вокруг)

Веселые припевочки

Запели звонко...(Девочки)

Мне запомнить нужно это,

Получив оценку «пять»:

Как зовем мы ту часть света,

Куда уходит солнце спать. (Запад)

В моей комнате стоит

И к себе меня манит.

Если вдруг устану

Ночи ждать не стану:

Лучше лягу я бочком

И забудусь сладким сном. (Кровать)

Кто приходит первым в класс,

Моет доску он для нас,

Все растения польёт,

Мусор с пола уберёт.

Следит за порядком,

Раздаёт тетрадки? (Дежурный)

Осень краску принесла

Цвета солнца и тепла.

Цвет тот золотистый,

Яркий и лучистый. (Жёлтый)

Покупая марки,

Не пошёл на лекцию,

Потому что

пополнял

Личную...(Коллекцию)

Удивляется мой брат:

Бумеранг летит...(Назад)

- Ты, Серёга,  молодец! –

Похвалил меня...(отец)

Скажу тебе я: «Посмотри»,

А ты ответишь: «Не гляди».

Скажу тебе я: «Позади»,

А ты ответь мне...(Впереди)

Он и тёплый, он и ясный,

Денёк солнечный...(Прекрасный)

Лена с Машей возле дома

Лук сажают в лунки.

Это всё в моем альбоме

На моём...(Рисунке)

Подходит к дому Клава,

А Петр свернул...(Направо)

На краю деревни дом,

Под окном смородина.

Я родился в доме том –

Это моя...(Родина)

У меня есть дружок –

Замечательный щенок.

А с красавцем котом

Мы подружимся...(Потом)

Образование слов

Алфавит - название получилось из сложения греческих слов альфа и бета (в произношении вита).

Берег - от индоевр. брег (высота).

Берёза - от белый. Буквально: дерево с белой корой.

Беседа - без + седа (без сиденья).

Богатый - от богъ (имущество).

Вокзал - от вокс + хал.л (Джейн Вокс - bXVIII в. владелица увеселительного заведения близ Лондона).

Воробей - от ворк (звук воркования), воробушек.

Ворона - от ворк (как и воробей).

Газета - первоначально так называли монету, за которую можно было купить газету (газета - от газа (сорока в Италии), так как на монете была вычеканена сорока).

Голубой - от голубь (цвета голубя).

Горох - от горх (тёртый).

Декабрь - от десять (в римском календаре декабрь - десятый месяц: год начинался с марта).

Деревня - от дерево. Буквально: место, очищенное от деревьев.

Дневник - от день.

Дорога - от дор (расчищенное место).

Железо - от g2/ (жель - камень, кость (по функции и сходству).

Заяц - от заи, зая - прыгун.

Календарь - от календы - первые числа каждого месяца в римском календаре, когда должники платили проценты.

Капуста - от капут (голова).

Колесо - от коло (круг, что-нибудь вращающееся).

Корабль - от кораб (лёгкое судно, лодка), родственное с кора, короб. Буквально: судно, похожее на плетеную посудину.

Лопата - от утраченного лапа (лист). Буквально: широкая как лист.

Малина - от маленькая (или от малан - пятно, др.-инд.).

Медведь - мед и ведает. Буквально: мед едящий или знающий, где мёд (медоед).

Народ - тот, кто народился (изначально на - приставка).

Облако - родственное обволакивать (окружать, одевать).

Огурец - от огур - зелёный.

Около - от коло- круг. Ср.: колесо.

Платок - от плат - кусок материи.

Портфель - от портер - носить.

Пшеница - от пшено, пшёнка.

Работа - от раб. Первоначально - тяжёлый, подневольный труд, рабство.

Редис - родственный слову редька. Буквально: корнеплод.

Рябина - от рябь, тот же корень у слов рябой, рябчик. Буквально: бурая, пёстрая.

Сапог - от сап - труба, голенище.

Снегирь - от снег. Птица названа так потому, что прилетает к нам с Севера вместе с первым снегом. 

К словарному слову можно оформить таблицу:

Значение слова

Воробей - маленькая птичка с коричневато-серым оперением живущая обычно близ жилых строений.

Воробьиная стая.

Воробьиное гнездо.

Воробей по лужице

прыгает и кружится. Перышки взъерошил, хвостик распушил. А.Барто

Произнеси слово правильно!

(рисунок воробья)

ВОРОБЕЙ

Однокоренные слова

Воробей

Воробушек

Воробышек

Воробьенок

Воробьиха

Воробьиный

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

С.Маршак

Я веселый воробьишка,
Серый маленький воришка.

Присматривайся к слову

Увидеть воробья. Поймать воробья. Любоваться воробьем.

Серый, молодой, старый, пугливый, маленький, шустрый, проворный, драчливый, нарядный воробей.

В воробья целиться.

В воробья попасть.

За воробьем наблюдать.

 К воробью подкрасться. К воробью подойти.

Загадки, пословицы, поговорки (сделать карман для вставок)

Когда так говорят?

Стреляный (или старый) воробей - о многоопыт -  ном человеке, которого трудно обмануть, провести.

Воробью по колено- не-

большой по глубине. неглубокий, мелкий (о ручье, озере, речке и т.п.).

Воробьиный шаг - маленький, короткий шаг

Рекомендуемая литература

1.  Бельдина Е. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. -2004. -№3. -С. 35-38.

2.   Головина Л. Использования материалов орфографического словаря па уроках русского языка в начальной школе // Начальная школа. - 2006. - № 7. -С. 49-г 51.

3.  Жовнер Е. Изучение словарных слов // Начальная школа. - 1998. - № 7. -С. 82-83.

4.  Золотых Н. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С. 9 - 16.

5.   Кармалькова Г. Как я учила детей «видеть» орфограммы» 7/ Начальная школа.-1998. - № 7. -С. 85.

6. Конкина Ю. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - № 7. - С. 25 - 28.

7. Межонова Г. Как научить ребёнка грамотно писать // Начальная школа. -2003.-№7.-С. 89-93.

8.   Сидорова С. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. -№ 10. - С. 44 - 48.

              v