Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»
материал по русскому языку (1 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).

 

 

 

 

Задачи урока:

·        обеспечить условия  для совершенствования техники чтения (осознанное, выразительное чтение целыми словами);

·        формирование  у детей интереса   к чтению книг;

·        развивать речь учащихся, творческое  воображение, умение работать

с  художественным текстом;

·        способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,

            создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и

навыков взаимодействия;

·        закрепить умение отличать авторскую (литературную) сказку от народной сказки, сравнивать их;

·         способствовать формированию нравственного понятия о добре.

 

 

 

 

Оборудование:

·        Учебник «Букварь», Т. М. Андрианова, 1 класс, УМК  «Планета знаний», АСТ «Астрель», Москва: 2013год;

·        Текст со сказкой Г. Цыферова «Маленький тигр»;

·        Модель «Цветик-семицветик»;

·        Карточка с пословицей;

·        Карточки с «Солнышками» и «Тучками»

·        Презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №24 города Тамбова

1 класс «Д»

Обучение грамоте «Букварь»

Урок-игра "Цветик-семицветик"

по  тексту  сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр»

И

 русской народной сказке «Сказки в сказке»

 

                                                                     

                                                                                               Паршина Т. П.,

учитель начальных классов

                                                                            МАОУ СОШ №24

2014

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).

Задачи урока:

  • обеспечить условия  для совершенствования техники чтения (осознанное, выразительное чтение целыми словами);
  • формирование  у детей интереса   к чтению книг;
  • развивать речь учащихся, творческое  воображение, умение работать

с  художественным текстом;

  • способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,

            создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и

навыков взаимодействия;

  • закрепить умение отличать авторскую (литературную) сказку от народной сказки, сравнивать их;
  •  способствовать формированию нравственного понятия о добре.

Оборудование:

  • Учебник «Букварь», Т. М. Андрианова, 1 класс, УМК  «Планета знаний», АСТ «Астрель», Москва: 2013год;
  • Текст со сказкой Г. Цыферова «Маленький тигр»;
  • Модель «Цветик-семицветик»;
  • Карточка с пословицей;
  • Карточки с «Солнышками» и «Тучками»
  • Презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

            Мы приветствуем гостей,

Дорогих  учителей!

Всех  знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых.

  • Вы  здороваетесь как?
  •   Вот  так!
  • Вы  садитесь тихо как?
  •   Вот  так!
  • Настроение,  какое?
  •   Вот такое!

(  показывают   сигнальные  карточки: «солнышко», « туча»)

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

  • К какому уроку приготовились?
  • Мы приготовились к уроку  чтения!
  • Чем бы вы хотели сегодня  заняться на уроке?
  • читать новые сказки, фантазировать…
  • Пригодятся ли вам эти умения  в жизни?
  • Будем уметь читать – будем  много знать и  правильно

                                   поступать…

  • Откуда можно узнать о новом,  интересном, полезном?..
  • О многом можно узнать из  книг.

    Сегодня все ваши желания исполнятся – мы будем учиться читать целыми словами,  грамотно и выразительно,

определять  жанры произведений,  находить главное и важное

в  сюжете, фантазировать…

  • Вспомните,  пожалуйста, о ком мы читали  вчера?

(«Медвежонок»)

  • Кто написал  произведение?

(Г.Снегирёв)

  • Каков  жанр этого произведения?

(Сказка)

  • О чем  это произведение?

(О  том,  как   Сладков  играл с медвежонком.)

  • А  в какие игры любите  играть  вы?
  • А хотите ли вы поиграть сейчас на уроке?

       Если вы  во время урока  будете  дружны и  прилежны,  то

 сумеете  ответить на трудный  для  взрослых вопрос:

  • Легко ли быть добрым?

 III. Работа над темой урока 

 На  дворе стоит зима…

В нашем классе уж  весна!

Вот расцвел цветочек нежный.

Он чудесный и прелестный!

Что же это за  цветок?

Назови его дружок!

( на доске модель цветика-семицветика)

  • Почему цветик называют семицветиком?

Число 7 – волшебное  число. Оно  приносит удачу, везение.

  • Где  вам встречалось это  число?

1. Игра «Доскажи  словечко»

Лепесток красного цвета -  игра «Доскажи словечко»

Только тот, кто очень  дружен,

Нам  в игре сегодня … (нужен)!

Раз,  два, три, четыре,… (пять)!

Начинаем  мы … (играть)!

 

2. Фонетическая  зарядка –  чистоговорка

   Лепесток  оранжевого  цвета  «Классный хор»

Ра-ра-ра  –  начинается  игра!

Ре-ре-ре – собрались уже  мы все!

Ри-ри-ри  – поиграем – раз,  два, три!

Ры-ры-ры – будем  дружными все мы!

Ро-ро-ро – победит  игре добро!

Ру-ру-ру – продолжаем  мы игру!

Ра-ра-ра – вместе смело в  путь пора!

3. Скороговорная  5-минутка

 Лепесток  жёлтого  цвета  - игра «Очень умелый язычок»

Кот ловил мышей и  рыс.

роли  лист  апустный  грыз.

 

Этапы  работы:

  • попытка  самостоятельного чтения;
  • восстановление  текста;
  • осмысление  прочитанного текста.

  • О  ком эта скороговорка?  
  • Какой   согласный звук  пропущен?

 Игра-соревнование между девочками и мальчиками:

  • чтение с удивлением (?);
  • чтение с радостью (!);
  • чтение «с талантом» ()

 

4. Работа с  текстом произведения

 

Лепесток  голубого  цвета   -  Игра «Живые картинки»

А вот кто сегодня из животных позвал нас в сказку, вы узнаете, отгадав загадки.

Кто-то на огромной кошке,
Взял и начертил полоски.
Видно, просто так, для игр,-
Долго возмущался… 
(тигр)

Послушайте следующую загадку.

Кто с усами родится? (котёнок)

  • В чём  сходство и отличие этих животных?
  • Что подсказала вам  ваша фантазия?
  • О ком будем читать?

5. Сказка  Г. Цыферова  «Маленький тигр»

Лепесток   зелёного   цвета  -  «Говори и читай»

  • Предположите, к кому из этих животных относится название сказки?  
  1. Первичное восприятие сказки

Текст читают дети с хорошим навыком чтения.

  1. Проверка первичного восприятия
  • Кто же такой «маленький тигр»?
  • Почему автор его так назвал?
  • Что значит «быть добрым»? Кого называют добрым?
  • Найдите и перечитайте последнее предложение.
  • Бывали ли случаи, когда вам было трудно «быть добрым»?

5. Физкультминутка

Лепесток   фиолетового  цвета - «Дорогою добра»            

3) Повторное чтение. Работа над содержанием текста

  • Каким был Тигр до встречи с Котенком?
  • Какие слова доказывают, что Тигр был очень сердит? Прочитайте.
  • Почему при встрече с Котенком Тигр не зарычал?
  • Чему и как Маленький тигр учил Большого тигра? Прочитайте.
  • Как Маленький тигр повел себя при встрече с Лохматым Щенком?
  • Почему он рассердился?
  • Видел ли кто-нибудь из вас, чтобы собаки и кошки жили дружно? Где? Расскажите об этом.

(Выясняется значение выражения «как кошка с собакой»)

  • Что общего заметили в поведении тигра и котенка?

Вывод: Тигр  стал добрым, потому что  Котенок научил его

замечать  хорошее  в других, но при этом научил котёнка дружить с собакой.  

         

6. Работа  в учебнике

 Лепесток  синего  цвета    -  Игра «Сказка в сказке»

  1. Чтение сказки учителем, а дети следят или слушают.
  2. Беседа по восприятию

  • Эпизоды каких сказок приснились Лисе?
  • Что общего во  всех этих сказках?
  • Что их объединяет?

7. Итог урока

1)  Центр цветка «Сердечко»   

  • Что нужно  иметь, чтобы творить добрые  дела?
  • Добрую душу и доброе  сердце.

Поздравляю  вас!

Вы вывели формулу Доброты:  Сердце  + Душа  = Доброта

 

2)  Игра «Строители»

Дети  восстанавливают  последовательность чисел, затем переворачивают

карточки, читают:

 Жизнь дана на добрые дела!

  • Как понимаете смысл данной пословицы?
  • Можно ли сказать, что она подходит к сказкам? Почему?
  • Так  легко ли быть добрым?

3)  Игра   «Доскажи словечко» 

Вы желанья  исполняли,

Выразительно … (читали),

Язычки    тренировали,

 Отдыхать … (не забывали),

И  друг  другу …  (помогали),

Вы  открытья  совершали,

Очень весело … (играли).

Большое спасибо за работу на уроке! Все молодцы!