"Формирование нравственной самооценки у младших школьников на уроках русского языка"
опыты и эксперименты по русскому языку (4 класс) по теме

тема эксперимента

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема эксперимента

« Формирование нравственной самооценки у младших школьников на занятиях»  в 2011-2012 учебном году МБОУ СОШ № 15.

учитель: Лебедева Елена Константиновна.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за последние годы, в т. ч. и для начальной ступени общего образования. Фундаментальным ядром начального общего образования является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развивать социально активную, нравственную, реализующую свои способности личность.

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный и самоценный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения, фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты (регулятивные УУД) освоения ООП НОО. В планируемых результатах НОО в разделе «Регулятивные универсальные учебные действия» определено, что выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя («зона актуального развития», базовый уровень освоения)и выпускник получит возможность научиться самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия («зона ближайшего развития», повышенный уровень освоения).

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний целей, которые человек перед собой ставит. Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определённый уровень притязаний, который носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, он достаточно дифференцирован, зависит от того, чем занимается ребёнок и насколько это для него значимо.

«У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя».  Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность обучающегося. Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности создаётся  в классах и в школе в целом атмосфера психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу обучающихся, я не просто оцениваю и ставлю отметку, а даю соответствующие пояснения, аргументирую их, доношу свои положительные ожидания до каждого ученика, создаю положительный эмоциональный фон при любой, даже самой низкой оценке.

Слово «оценивание» происходит от латинского глагола ‘assidere’ — «сидеть с». Именно поэтому при оценивании я сижу с учеником, делаю это с ним и для него, а не просто применяю к нему процедуру. Я уверена, что именно адекватная самооценка даёт ребенку нравственное удовлетворение, поэтому приоритет отдаю формирующему (развивающему) оцениванию, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии («зона актуального» развития ребенка) для определения ближайших шагов в направлении улучшения (выход в «зону ближайшего» развития). Формирующее (развивающее) оценивание стало для меня процессом поиска и интерпретации данных, которые ученики и я используем для того, чтобы решить, как далеко они уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Проводя социологические исследования, в процессе которых изучаются модели общения в семье, я еще раз убедилась, что на становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу «кумира семьи», в обстановке всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок этого заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям.

Отношение ребёнка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и абсолютно расходятся к окончанию начальной школы.

Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) — деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально — волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию. Неадекватная низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Самооценка у детей не остаётся стабильной. В зависимости от успехов в образовательной деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях делах они ждут только неудачи. Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. Эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. Они обязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность — эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой

Самооценка — результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, как он видит в других людях, и в то же время с тем, как он предполагает, что видят в нём другие. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности, которая является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника. Именно поэтому учителя должны знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки обучающихся в образовательном процессе.

Как провести исследование самооценки младшего школьника? Существует ряд методик: С. Я. Рубинштейн и Т. В. Дембо «Методика определения самооценки», Будасси «Определение самооценки личности», А. О. Прохорова и Г. Н. Генинг «Цвето-рисуночный тест для определения психического состояния детей младшего школьного возраста» и другие.

Мною была проведена исследовательская работа по данной проблеме, в которой принимали участие 30 обучающихся и определены уровни самооценки младших школьников.

На изучение темы «Удвоенные согласные» отводится 7 часов. На первых двух уроках дети знакомились с написанием некоторых слов с данной орфограммой. В конце третьего урока детям было предложено указать свое имя на одном из двух цветных листах. Первый (синий) — «Я умею писать слова с удвоенной согласной». Второй (оранжевый) —«У меня возникают сомнения при написании слов с удвоенной согласной». Выяснилось: уверенных в том, что они могут писать слова с удвоенной согласной оказалось 10 человек (33 %), тогда как 20 обучающихся (67 %) отнесли себя к сомневающимся и написали свое имя на оранжевом листе. На четвертом уроке детям был предложен тест, в котором использовались уже известные детям слова с удвоенной согласной. Двенадцать обучающихся (50 %) ответили на вопросы теста правильно и успешно справились с работой. Таким образом, обучающихся, уверенных в своих силах увеличилось на 21 %. По окончании урока детям было предложено снова указать свои имена на цветных листах. Количество детей, считавших, что они «умеют писать слова с удвоенной согласной» заметно выросло. На одном из следующих уроков был предложен еще один тест, в котором использовались незнакомые детям слова. Справились только пятеро обучающихся и после урока на первом (синем) листе себя указали 6 человека, а на втором (оранжевом) — уже двадцать четыре. Это помогло детям сделать вывод, что они не знают написания всех слов с удвоенной согласной, что эту тему необходимо изучать и дальше. С целью повышения мотивации на дальнейшее изучение темы детям был предложен диктант, в котором использовались изученные на уроках слова с удвоенной согласной. Количество «умеющих писать слова с удвоенной согласной» возросло до 21 человек (70 %); а тех, у кого «возникают сомнения при написании слов с удвоенной согласной» —9 человек (30 %). Мы установили, что учащиеся обследуемого класса по-разному оценивают свои знания. У 12 человек (38 %) выявлена адекватная самооценка на высоком уровне (это те, кто в ходе исследования постоянно заявляли, что «хорошо знают написание слов с удвоенной согласной» и те, кто считал, что им необходимо продолжить изучение данной темы). У 15 человек (50 %) выявлена адекватная самооценка на среднем уровне (они в начале исследования были уверены в своих знаниях, но в ходе изучения темы поняли, что их знаний и умений недостаточно). А вот у трех человек (12 %) оказалась неадекватно завышенная самооценка (они были уверены, что хорошо знают написание слов, но в диктанте допустили ошибки). Детей с заниженной самооценкой в результате исследования не выявлено.

Сложно найти правильный путь воздействия на детей с завышенным уровнем самооценки, поскольку она возникает чаще всего под влиянием оценки родителей, за счет более высокого уровня готовности к обучению до школы или в результате дополнительных занятий, проводимых в домашних условиях. Работа с такими детьми ведется исключительно индивидуально.

Для организации индивидуальной работы на уроке мы используем вариант децентрализации класса. При формировании групп детей с завышенной самооценкой объединяем в отдельный некий кластер, тем самым создаем условия, дающие каждому ребенку возможность увидеть себя и сравнить с детьми, имеющими равноценный или даже более высокий уровень реальных возможностей. Для таких детей в образовательный процесс вводятся задания повышенного уровня, позволяющие выйти из «зоны актуального» развития в «зону ближайшего» развития.

При работе с детьми, имеющими высокий уровень самооценки, необходимо чаще включать учащихся в командные формы работы (в том числе в группы с переменным составом). Именно в таких группах они учатся слушать и слышать других, ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии, формулировать собственное мнение, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, воспитывая у себя чувство сопереживания. А при оценивании их действий мы показываем как «области достижений», так и их «точки роста», обоснованно аргументируем оценку каждого действия и выставленную отметку за выполнение каждой учебно-практической и учебно-познавательной задачи.

Успешное решение задачи формирования адекватной самооценки у младших школьников во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует обучающихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования на уровне школы.

Список литературы:

  1. Ковалева Г. С, Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: Просвещение, 2010. 215 с.
  2. Ковалева Г. С., О. Б. Логинова. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 120 с.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи // Информационный бюллетень. 2009. № 6. 40 с.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2009, 190 с.
  5. Фомина Л. Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. 2003. № 10. С. 99—102.