Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Николаева Надежда Васильевна

Разработала:  учитель начальных классов Николаева Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная  общеобразовательная « Средняя школа №40»

г.о. Саранск Республики Мордовия

Урок русского языка.

во 2 классе

Тема: Текс.  Признаки текста.

                                                                                       Разработала:  учитель начальных классов Николаева Н.В

Урок русского языка.

Тема: Текс.  Признаки текста.

Цель дидактическая:

-  развитие умений работать с информацией: вычленять главное и логически выстраивать высказывание на основе понимания основной информации;

   развитие умений устной и письменной речи: упорядочение предложений в тексте в соответствии с развитием действия, составление текста из «рассыпанных предложений».

 развитие умений выделять признаки текста и отличать текст от набора предложений.

Формировать (УУД):

интерес к письму, к созданию собственных текстов; оценивать простые ситуации (Личностные результаты);

 умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД);

- развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре (Коммуникативные УУД)

умение вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).

Организация: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Ресурсы:

– основные: – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса.

- дополнительные: презентация к уроку.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 4  3

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться!

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодиться!

Девиз урока:

Лучший способ изучить что- либо – это открыть самому.

Да, нам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете ученики, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое

1.Отгадай загадку:

С неба опускаются

Белые красавицы,

Кружатся, летают,

А в руке растают.

                       Снежинка.

- С какой буквы начинается слово снежинка?

- Дайте характеристику буквы  ЭС.

2. Минутка красивого письма.

С с СС СА су си со сл снег

- Образуйте однокоренные слова к слову СНЕГ

 Снег, снежок, снежинка, снежный, снеговик.

3. Звуко-буквенный анализ слова  снежинка

4. Образуйте словосочетание со смловом СНЕЖИНКА прил. + сущ. и запишите.

- Используя это словосочетание составьте предложение и запишите его.

- Дайте характеристику этого предложения.

- Выделите грамматическую основу.

5. Словарный диктант.

Зимовать у вас хотим.

И краснеет впереди

Яркий галстук на груди.

 (Снегири)

   -Что за птичка невеличка

Любит сало и пшеничку?

 (Синица)

- - Чик-чирик!

К зёрнышкам - прыг!

Клюй, не робей.

Кто это?

 (Воробей)

     Дрозд, снегирь, другая птица,
     Могут ею угоститься,
      Как усилится мороз,
      Возрастёт на пищу спрос.
                      (Рябина)

     Чьи рисунки на окне, 
    Как узор на хрустале? 
    Щиплет всякого за нос 
    Зимний дедушка … 
                (Мороз) 

- Проверка.

- Составить предложение используя  данные слова.

- Можно ли назвать эти предложения текстом?

- Какие тексты вы знаете?  ( сказки, рассказы, стихи и т.д.)

 II. Введение в новый раздел.

                Значит, о чем же мы будем говорить на уроке?

                         Проблема урока:

- Что такое текст?

-Какие признаки есть у текста?

- Как отличить текст от не текста ?

-Что мы сейчас мы делали ?  (Планировали свою деятельность).

 1. Групповая работа.

                          1.группа.

  1. Укажи законченное предложение.

а) В дупле белка

б) Жила в дупле

в) В дупле жила белка.

  1. группа

  1. Укажи законченное предложение.

а) У зайца уши

б) Длинные уши

в) У зайца длинные

г) У зайца длинные уши

  1. группа

  1. Укажи законченное предложение.

а)  Зимой ёжик

           б) Зимой спит

           в) Зимой ёжик спит.

                       4 группа

  1. Из каких строк можно составить предложение.

а) дует, ветерок,  тёплый

б)  заяц, медведь, лиса

в) сильный, морозец

  1. группа

  1. Из каких строк можно составить предложение.

а)  пушистый, книга, плывёт

б)  ребята, кормушку, повесили, на, рябину

в) белоснежное покрывало

- Проверка.

 В дупле жила белка.

            У зайца длинные уши.

            Зимой ёжик спит.

            Дует тёплый ветерок.

            Ребята повесили кормушку на рябину.

- Связаны ли эти предложения по смыслу?

( Нет, каждое предложение является  самостоятельным)

- Можно ли одно предложение назвать текстом? (нет)

- Сколько предложений должно быть в тексте?

- Любые ли предложения составляют текст?

- В каком случае несколько предложений будут текстом?

( они должны быть связаны по смыслу.)

Физминутка.

  1. Работа в группах.

  1. Расположите предложения в определённой последовательности.

Ребята, помогите птицам зимой!

Вот они летят к жилью человека.

Голодно птицам.

Наступила холодная зима.

Ребята смастерили для птиц кормушку.

Слетелись к кормушке снегири, синицы и воробьи.

Они насыпали туда зёрен, семян, сухих ягод.

Жалко ребятам пернатых друзей.

- Можно ли назвать эти предложения текстом? (нет)

- Расположите предложения в определённой последовательности.

- Прочитайте предложения.

- Можно ли назвать их текстом? ( да)

– По каким признакам можно догадаться, что речь в этом разделе пойдёт о тексте? (По словам заголовок, начало, середина, конец, которые есть у любого рассказа, сказки.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

     

– На основе названия раздела назовите вопросы, на которые нужно будет найти ответ.

– Что такое текст?

- Можно ли назвать их текстом? ( да)

Текст –

 это несколько предложений связанных по смыслу и расположены в определенной последовательности.

- О чем этот текст?

- Правильно, это тема текста.

Тема текста –

 это то, о чем говорится в тексте.

- А с чего все началось?  А дальше?   И чем закончилось?

-На сколько частей мы разделили текст?

Начало.   Основная часть.  Концовка.

( Каждая часть пишется с красной строки, с нового абзаца.

- Как вы думаете, о чем хотел сказать автор, когда писал этот текст?

(- О том ,как холодно и голодно птицам зимой. )

- Это основная мысль текста.

А еще этот текст можно озаглавить.

( Птичья столовая.  Кормушка.  Помогите птицам. И т.д.)

Воспитательный момент.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  1. Закрепление и осмысление изученного материала.

Тест.                                                                                                                              

1. Текст состоит из:

       у) предложений;

       б) звуков;

       в) слов.

   2.  Текст-это:

       а) отдельные предложения;

       м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности  и связанных друг с другом по смыслу;

   3.  По заглавию можно определить:

        а)сколько предложений в тексте;

        н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;

        в) кто автор текста.

    4. Текст имеет:

        а) только заглавие;

        б) только части;

        и) заглавие и части.

    5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

        ц) да;

        б) нет.

    6. На конце предложения ставится:

        а) точка, восклицательный или вопросительный знак;

        б)смайлик.

Оцените себя , составьте слово из полученных букв  УМНИЦА

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

       4   4

– Ответьте на главный вопрос, поставленный в начале урока.

– Что такое текст?

(Группа (несколько) предложений, связанных по смыслу, расположенных в строгом порядке.)

Урок хотелось бы закончить следующими строчками:

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

ТООУ

V. Домашнее задание.

«Рабочая тетрадь», тема 3, задание №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...