Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных и прилагательных". 4 класс Программа "Гармония"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Базильчук Оксана Петровна

Данные материалы могут пригодиться учителю при подготовке к урокам 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку по теме "Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  1. повторить:
  • признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
  • правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
  1. развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
  2. воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • таблицы: «Падежные окончания имен существительных», «Безударные окончания имён прилагательных»;
  • карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;
  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён
  • существительных и имён прилагательных

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

(Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1)

Взаимопроверка.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные

 Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

– Как можно эти словарные слова разделить на две группы? (имена существительные, имена прилагательные)

 Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

– Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

– Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

– В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

– А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

– Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

– В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

– Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)

– О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

– Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока? («Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

– Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

 И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Или для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

– Какие слова-помощники вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

– Для 2-го? (плечо,Слон, окно и т.д.)

– Для 3-го? (грудь,Степь и т.д.)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1Комментированное письмо (Карточка – задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Слово-помощник

Окончание

на опушк.

 

 

 

 

 

 

к кроват.

 

 

 

 

 

 

по кроватк.

 

 

 

 

 

 

в огород.

 

 

 

 

 

 

перед мороз.м

 

 

 

 

 

 

У бабушк..

– Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и словак кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)

– Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

– Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)

2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

 Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?

3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (задание  3)

–о или –е? Почему?

Ключ..м, шалаш..м, крыш...й,, свинц...м, душ...м, саранч..й, спиц...й, синиц...й, кирпич...м, калач...м, удач...й, кож...й, кож..й, гараж..м, птиц..й, рощ..й

В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячо'м, дуʹшем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.

1. Беседа по вопросам.

 А что такое имя прилагательное?

– Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)

– Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)

– Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)

– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить число, род и падеж существительного.
  3. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

– Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)

– Когда в окончаниях пишется -ой-, -ей-?

 Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

2. Игра «Заказ».

 А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

  1. имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
  2. имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
  3. имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
  4. имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
  5. имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
  6. имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
  7. имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);

VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 4).

 Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)

 Работа в ТПО: с. 73 упр. 292.

 А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

IX. Итог урока.

 Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

– Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

– Какие слова – подсказки запомнили?

– Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

Домашнее задание: ТПО: с. 73 упр. 292. (выполнить задание, выделить орфограммы).


Карточка к уроку по теме

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён  существительных и имен прилагательных».

Фамилия, имя  ______________________

  1. Словарная работа. Взаимопроверка.

Д . рект . р,   г. р . дская, п . бедный, б. лотистая, м. тель, н . ябрьский, в . сточное,  

кр . вать, м . рковные.

Количество ошибок ____

Отметка _____

Проверил(а) _____________________

  1. Заполните таблицу:

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Слово-помощник

Окончание

на опушк.

к кроват.

по кроватк.

в огород.

перед мороз . м

у бабушк.

  1. –о или –е? Почему?

Ключ..м, шалаш..м, крыш..й, свинц..м, душ..м, саранч..й, спиц..й, синиц..й, кирпич..м, калач..м, удач..й, кож..й, гараж..м, птиц..й, рощ..й

  1. Игра «Заказ».

 В син . м  мор . , у соседн . й опушк . , по хорош . й дорог . , ранн . й зимой, около упавш...  дуба, на  письмен . м столе, ранн . м утр . м, по широк . й улиц .  .

  1. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

 В глубок . й канав . , в дремуч . м лесу, к стар . й  беседк . , на мокр . м песк . , от весен ...    дождя, перед зимн . й стуж . й, из сладк . й клюквы, для лучш ...   друга, в зимн . й вечер, по зелён . му полю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д и рект о р , г о р о дская , п о бедный , б о лотистая , м е тель , н о ябрьский , з е мл я ничное , кр о вать,м о рковные

Слайд 2

Д и рект о р г о р о дская м е тель п о бедный кр о вать б о лотистая н о ябрьский з е мл я ничное м о рковные

Слайд 3

Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Слайд 4

Имя сущ. Нач . форма Род Склоне ние Падеж Слово- помощ ник Оконча ние на опушк . к кроват . по кроватк . в огород. перед мороз.м у бабушк .

Слайд 5

–о или –е? Почему? Ключ..м, шалаш..м, крыш.. й , свинц ..м, душ..м, саранч .. й , спиц.. й , синиц.. й , кирпич..м, калач..м, удач.. й , кож.. й , гараж..м, птиц.. й , рощ.. й .

Слайд 6

–о или –е? Почему? Ключ о м , шалаш о м , крыш е й, свинц о м , душ е м , саранч о й , спиц е й , синиц е й , кирпич о м , калач о м , удач е й , кож е й, гараж о м, птиц е й, рощ е й.

Слайд 7

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_ , по хорош_й дорог _ , ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письменн_м столе, ранн_м утр_м , по широк_й улиц_ .

Слайд 8

у соседней опушки; ранним утром; по широкой улице, по хорошей дороге; около упавшего дуба; в синем море; ранней зимой; на письменном столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание родовых и падежных окончаний имен существительных и прилагательных"

Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зим...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Безударные окончания имен существительных и прилагательных"

Данная проверочная работа позволяет оценить усвоение правописания безударных окончаний имен существительных и прилагательных, умение определять падеж и тип склонения существительных и род, падеж прила...

Конспект урока : «Правописание окончаний имен существительных множественного числа» 3 класс

Цели деятельности учителя: Изучение особенностей склонения имен существительных в форме множественного  числа.Планируемые результаты:Предметные:Знать  особенности склонения имен существ...

Конспект урока «Правописание окончаний имен существительных множественного числа» 3 класс

Цели деятельности учителя: Закрепление  правила написания безударных окончаний существительныхПланируемые результаты:Предметные:- Знать  особенности написание безударных окончаний имен сущес...

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...