Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.
консультация по русскому языку (2 класс) на тему

Подрезова Елена Германовна

Цель работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка - развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.

Алгоритм работы и виды работ с русскими народными пословицами и поговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.56 КБ
Файл rabota_s_poslovitsey.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

                                   

Мастер – класс по теме : «Работа с пословицами и  поговорками на уроках русского языка в начальных классах».

                                                           

                                                         Подготовила учитель начальных классов  

                                                              Подрезова Е.Г.

                                                                                                                                                                                                                                             

                          21.12.2012 г.

ФГОС НОО : « Основные задачи реализации содержания предметной области филология:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии            языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Предметные результаты освоения ООП НОО по русскому языку:

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и осознание значения русского языка;

-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных практических и коммуникативных задач.

Развитие речи учащихся осуществляется на каждом уроке русского языка и ведётся в нескольких направлениях:

-обогащение словарного запаса детей-количественное и качественное;

-развитие грамматического строя речи ( анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

-развитие связной устной и письменной речи;

-обучение правильному произношению  слов, ударению, интонированию;

-обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями;

-развитие орфографических навыков (норм произношения).

Пословица – меткое образное изречение назидательного характера на самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

 Поговорка – распространённое меткое, образное выражение, не являющееся – в отличие от пословицы – цельной фразой.

Поговорка не содержит поучительного смысла.

В. И. Даль определил пословицу как «коротенькая притча», а поговорка «окольное выражение, но без притчи, без суждения...»

Пословицы – это действительно кладезь народной мудрости. В них можно найти житейские и педагогические советы, пожелания, поучения к благопристойности, нравственному поведению, - этическую оценку поведения человека.

Пословицы создаются всем народом, это выражение коллективного мнения. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять на уроках больше внимания.

Выдающийся педагог  К. Д. Ушинский писал : «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых по своей форме, во-вторых по своему содержанию».

Ушинский поместил в книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных классов 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов по пословицам.

Л.Н. Толстой написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам: «Старый дед и внучек», «Лгун»,  «Отец и сыновья», «Муравей и голубка», «Осёл и лошадь» и др.

Алгоритм работы с пословицей:

  1. Различие в пословице прямого и переносного смысла.
  2. Формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами.
  3. Обучение употреблению пословицы в современной ситуации.

Виды работ с пословицей:

- подбор пословицы по содержанию к тексту;

- замена мысли текста пословицей;

- поиск в пословице вопроса и ответа на него;

- завершение недописанной пословицы;

- составление из рассыпанных слов;

- соотнесение пословицы и её мысли;

- письмо пословицы по памяти;

- различные виды грамматической работы;

 - различные виды диктантов;

- разбор пословицы как предложения;

- составление схемы и словосочетаний;

- и т. д.

Вывод:

Пословицы и поговорки русского народа составляют неоценимое богатство русского языка.  Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает  учащихся народной мудростью.

                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах. Выполнила учитель начальных классов Подрезова Елена Германовна МКОУ «Новоусманский лицей» 2012г.

Слайд 2

ФГОС НОО :Основные задачи реализации содержания предметной области филология. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Слайд 3

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку: п онимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и осознание значения русского языка; о владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных , практических и коммуникативных задач.

Слайд 4

Развитие речи учащихся о существляется на каждом уроке русского языка и ведётся в нескольких направлениях: -обогащение словарного запаса детей- количественное и качественное; -развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний), -развитие связной устной и письменной речи; -обучение правильному произношению слов, ударению,интонированию.

Слайд 5

о богащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями; развитие орфоэпических навыков( норм произношения).

Слайд 6

Пословица -меткое образное изречение назидательного характера на самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Поговорка – распространённое меткое, образное выражение, не являющееся – в отличие от пословицы – цельной фразой. Поговорка не содержит поучительного смысла.

Слайд 7

В.И.Даль определил пословицу как «коротенькая притча», а поговорка «окольное выражение, но без притчи, без суждения...»

Слайд 8

Пословицы – это действительно кладезь народной мудрости. В них можно найти житейские и педагогические советы, пожелания, поучения к благопристойности, нравственному поведению, этическую оценку поведения человека.

Слайд 9

Пословицы создаются всем народом- это выражение коллективного мнения. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять на уроках больше внимания.

Слайд 10

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку,во-первых по своей форме, во-вторых по своему содержанию».

Слайд 11

К.Д.Ушинский поместил в книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных классов 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов по пословицам.

Слайд 12

Л. Н. Толстой написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам : «Старый дед и внучек» «Лгун» «Отец и сыновья» «Муравей и голубка» «Осёл и лошадь» и др.

Слайд 13

Алгоритм работы с пословицей: -Различие в пословице прямого и переносного смысла. -Формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами. -Обучение употреблению пословицы в современной ситуации.

Слайд 14

Виды работы с пословицей: Подбор пословицы по содержанию к тексту. Заменить мысль текста пословицей. Найти в пословице вопрос и ответить на него. Закончить недописанную пословицу. Составить из рассыпанных слов. Соотнести пословицы и их мысли. Письмо пословицы по памяти. Различные виды грамматической работы. Различные виды диктантов. Разбор пословицы, как предложения, составление схемы, словосочетаний. И т.д.

Слайд 15

Вывод: Пословицы и поговорки русского народа составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи,способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает учащихся народной мудростью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе....

Пословицы и поговорки на уроках русского языка и чтения.

Возможности использования русских пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения....

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Пословицы и поговорки, которые можно использовать при изучении различных орфограмм...

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Требования ФГОС в реализации содержания предметной области филология.Развитие речи учащихся.Алгоритм работы с пословицей.Виды работ с пословицей....

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....

Работа над новым словарным словом на уроках русского языка в начальных классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения

Работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития психики ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Учитывая о...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка в начальной школе

Пословицы и поговорки развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире....