Сочинение по картине К.Ф.Юона « Мартовское солнце»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сваткова Олеся Юрьевна

Сочинение по картине К.Ф.Юона « Мартовское солнце»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сваткова Олеся Юрьевна

  МБОУ СОШ №2

 Карасукского  района

 Новосибирской области

olesia.svatkova@mail.ru

http://nsportal.ru/olesya-yurevna-svatkova

Тема: Сочинение по картине К.Ф.Юона « Мартовское солнце»

Цель: Познакомить с творчеством Константина Фёдоровича Юона, формировать у учащихся умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений

 научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

Определять основную мысль произведения

Воспитывать интерес и любовь к искусству, устному народному творчеству

Развивать чувство прекрасного

Задачи урока:

- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

- систематизировать собранный материал;

- формировать навыки самоконтроля;

- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

- воспитать самостоятельность;

- творческую активность;

- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

- развивать чувство прекрасного.

Материально- техническое обеспечение: репродукция картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце», музыкальный фрагмент к уроку, слайды – подборка картин на весеннюю тематику, подготовленный материал для словарной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.Псих настрой
  1. Приветствие и представление учителя
  1. Постановка учебных задач, сообщение темы и цели  урока

Цель: поставить задачу урока

      1.Прогназирование темы и формулировка задач

-Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине К.Ф. Юона

« Мартовское солнце»

- Что такое сочинение? (это письменный выражение мысли,  пересказ образцового текста)

- Какие вы знаете типы текста? ( описание, повествование, рассуждение)

-Каковы основные особенности марта месяца?

-Как вы думаете, о каком месяце написал И. Бунин?

                    Бушует полая вода

                    Шумит и глухо, и протяжно

                     Грачей пролётные стада

                    Кричат и весело, и  важно

-Ставрапольское название марта- Березень. В народе его иногда называли капельником, иногда протальником.

-Как вы думаете почему?

-Очень долгое время в Древней Руси Новый год начинался с 22 марта. И только в 998 году, когда Древняя Русь приняла Христианство, Новый год стали отмечать 1 марта. Хоть и пугает морозом март, но под лучами горячего весеннего солнца они держаться не долго

- Какие пословицы, поговорки, приметы, связанные с мартом вы знаете?

-Кто из вас слышал о художнике К.Ф. Юона?

-Может вы знакомились с его картинами  на уроках изо

-Широко известны  его картины « Весенний солнечный день», «Волшебница зима», «Конец зимы.Полдень», « Над Волгой», «Троицкая Лавра зимой»

III. Подготовка к написанию сочинения по картине (К.Ф. Юона «Мартовское солнце)

  1. Слово об авторе

- Константин Фёдорович Юон – замечательный живописец, художник – пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передаёт радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.

      2.Рассматривание картины беседа по содержанию

         а) знакомство с картиной

М/У: картина на доске, на слайде

  -Что называется пейзажем? / изображение природы/

  -Что значит написать сочинение-описание по картине? (необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение)

-  Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?

(сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры)

- Что изобразил художник на картине? (Изображена деревенская улица, дома, уходящие в даль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине – голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками. Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.

В центре картины стройные белоствольные берёзы. От деревьев падают длинные синеватые тени.

Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое – большое, без конца и без края.

На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Тёплым светом мартовского солнца пронизано всё вокруг.)

- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день? (Сочетание розовато- голубого, сиреневого, золотого, жёлто-голубого, бело-розового. Такой колорит – сочетание различных цветов – помог художнику передать настроение весеннего дня.)

- Ваши впечатления от картины? (Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как всё прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце.

-Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.)

б) сообщение учителя

 Картина запечатлевает тот радостный момент, когда наступает первая весна, названная М. М. Пришвиным "весною цвета". Еще хрустит снег под копытами весело идущих по деревенской улице лошадок, еще глубоки отражающие яркую синеву неба сугробы, но в прозрачном воздухе уже ощущается легкое дуновение весеннего тепла. Лучи утреннего солнца озаряют верхушки раскидистых тополей, высокие стройные березы и домики на косогоре, повсюду зажигая яркие, золотистые и праздничные красноватые сочетания красок.

 На этих-то красках и строится развитие основной, бодрой и празднично-торжественной темы предвесеннего пейзажа.

 Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить и самый пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природу Подмосковья.

 В своей картине художник дал новую трактовку традиционной русской пейзажной темы. Красочная декоративность не исключает пространственной глубины, жизненности и типичности. Обычная для Юона ритмическая построенность композиции отличается здесь особым совершенством. Юон сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви и другие детали, подчеркивающие стройную архитектонику пейзажа. Все это вместе с традиционными фигурками людей и бытом определяет облик пейзажей Юона, занимавших особое место в реалистическом искусстве

в) Анализ картины.

 Каков, по-вашему, замысел картины?

- Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Всё истомилось. Всё ждёт тепла и света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой, с её забавами. Эта картина о красоте снега и о радостном предчувствии тепла и весны.

- По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

- Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к тёплым лучам солнышка.

- Какие цвета использует художник?

( голубой, желтый, розовый, синий.)

- Какие тона преобладают – тёплые или холодные?

(Сероватые оттенки, ещё холодно, но с неба льются тёплые жёлтые тона.)

М/У:Рассказ учителя по содержанию картины.

 На картине «Мартовское солнце» К.Ф. Юон изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Снег ещё повсюду. Он звонко хрустит под копытом весело трусящих по деревенской улице лошадок, ещё глубоки отражающие яркую синеву неба сугробы, но в прозрачном воздухе уже ощущается лёгкое дуновение весеннего ветерка. Лучи солнца озаряют верхушки раскидистых тополей, стройные берёзы, домики на косогоре, повсюду зажигая яркие, золотистые и красноватые праздничные сочетания красок.

3.Составление плана и пересказ по плану

М/У: составляют самостоятельно

Примерный план

1.Вступление

2.Основная часть

    а) изображение неба

   б)  описание снега

   в) пробуждающиеся деревья

   г)  радость людей

   д) поведение людей

3. Своё отношение к картине

а) орфографическая подготовка

М/У: на доске написаны слова

IV.  Самостоятельная работа письмо сочинения

М/У:Обсуждение возможных вариантов вступления.

V. Итог урока

М/У:  выставление отметок

Критерии оценивания

5-( отлично) отсутствие ошибок, не более одного недочёта, логичность и полнота иложения

4- ( хорошо)-наличие 2 ошибок или 4 недочётов, незначительные нарушение логики изложения материала

3- ( удов)- не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов, нарушение логике, неполнота

2- (плохо)- более 5 ошибок или более 8 недочётов, нарушение логики, нераскрытость изложенной темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

Задачи урока: познакомить с  творчеством К.Ф.Юона;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;формировать умение строить текст;формиров...

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.»

Цели урока:- формировать умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности;-способствовать развитию творческого воображения, чувств, эмоций;-формировать умен...

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ ЮОН «МАРТОВСКОЕ СОЛНЦЕ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ ЮОН «МАРТОВСКОЕ СОЛНЦЕ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»...

Написание сочинения по картине К.Ф.Юона "Волшебница зима"

Конспект урока с презентацией по теме "Сочинение по картине К.Ф.Юона "Волшебница зима"....

Сочинение по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень".

Презентация и конспект урока русского языка в 3 классе. УМК "Школа России"....