Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Единственное и множественное число имен имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шупшина Зоя Геннадьевна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по учебнику Рамзаевой - 2 класс, часть 2. Конспект составлен по программе- Школа России.  Конспект содержит так же раздаточный материал. Работа соответствует ФГОС.  Данный конспект пригодится учителю начальных классов при изученнии темы: "Прилагательные". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zoya.doc_rus_yaz.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

 по теме  «Единственное и множественное число имен имён прилагательных»

Учитель начальных классов

Шупшина Зоя Геннадьевна

Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

 Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об имени прилагательном.

Задачи:

Формирование УУД:

  • познавательные

   - уметь различать имя прилагательное от других частей речи,

- уметь различать прилагательные единственного и множественного числа

- находить  их в тексте,

- показать какую роль играют имена прилагательные в нашей речи

  • регулятивные 

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

   - проговаривать последовательность действий на уроке;

   - учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

   - учить составлять алгоритм действий и  работать по нему;

  •   личностные - продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;
  • коммуникативные – развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.

Оборудование: проектор, ПК, карточки со словарными словами, предметные картинки, презентация к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд за новыми знаниями!

-Открываем тетради, пишем сегодняшнее число-седьмое февраля. Классная работа.

-  Дети приветствуют гостей. Улыбаются друг другу.

Садятся под стихи учителя.

Дети записываю число

 2. Мотивация и актуализация урока

Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные. Для начала вспомним, что обозначают имена прилагательные?

- Правильно.  А кто хочет ответить, на какие вопросы отвечает прилагательное?

- Молодцы. А какова роль прилагательных в нашей речи?

- Правильно.

- Ребята, а сейчас посмотрите на доску, вам нужно восстановить запись слов, обозначающих названия трех птиц(.оро.., .оро.., .оро…)

-Как различить эти птицы,(показываю рисунки этих птиц).

- А давайте попробуем подобрать слова, обозначающие признаки этих птиц.

Ворона- какая она?

- Сорока?

А какой же воробей?

- Как много вы знаете об этих птицах. Молодцы ребята.

Ответы детей: имена прилагательные обозначают признак предмета.

Ответы детей: имена прилагательные отвечают на вопрос какой, какая, какое и какие.

Ответы детей: Прилагательные дают возможность описать цвет, вкус, размер, форму предмета.

 

Ответы детей: ворона, сорока, воробей.

Ответы детей: воробей маленький, ворона и сорока большие,…………

Ответы детей: ворона-  большая, черная, сильная,……

Ответы детей: сорока – красивая, хитрая, …..

Ответы детей: воробей- маленький, серенький, ……

3. Определение темы и цели урока

- Сейчас обратим внимание на экран- вы видите текст, который тоже про птиц. Вам нужно прочитать его очень внимательно и ответить на мои вопросы.

-Ребята, найдите слова, которые обозначают цвет

- на какие вопросы отвечают эти слова? Ставьте вопрос от существительного.

- Когда слово отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? , а когда Какие?. От чего это зависит?

Показываю 1 ручку и говорю зададим вопрос ручка какая? Голубая. Теперь показываю 2 ручки и задаем вопрос ручки какие?  Голубые. Получается, когда один предмет, мы задаем вопрос какая, а когда несколько предметов какие.

- Откройте книгу на странице 32 и прочитайте правило про себя.

- Ответьте на вопрос, когда же слово отвечает на вопрос какой? , а когда какие?

- Правильно.

-Посмотрите на экран.  К этим существительным добавьте имена прилагательные, подходящие по смыслу:

      Цветок...,......,....

Лиса....,...,

Ученик...,....

Дружба...,.... (Слова для справок: весенний, хитрая, прилежный, красный, крепкая, рыжая, старательный, нежный, настоящая)

- Что вы можете сказать из записанного ?

- Правильно, ребята. Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда “ходят” вместе, парой. А существительное может “гулять” без прилагательного (Например: кошка, снег, лес).

- А теперь закройте имена существительные и прочитайте прилагательные. 
- А прилагательные могут “гулять «без существительных.

И какой же вывод мы можем сделать, исходя из этого?

- По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять в том же числе и в том же роде , что и имена существительные, связанные с ними,  (м, ж, с). Но во множественном числе мы не будем различать род.  

- Сейчас я буду показывать вам предметные картинки, а вы подберите подходящие по смыслу прилагательные.(стол, задаем вопрос- какой?) я показываю- окно, ведро, яблоко, книга, карандаш, рубашка, кирпич

 

      кто-нибудь из детей прочтет текст.

(дети находят эти слова и читают)

Ответы детей: черная, серые, серый.(для чего используют эти слова)

Ответы детей: черная-  галка какая? Черная., серые- перышки какие? Серые, серый – платочек какой? Серый.

Ответы детей: ……………………………..

Дети несколько раз читают про себя правило. А после несколько учеников читают правило вслух.

Учащиеся, не читая из книги,  отвечают на вопрос.

Ответы детей: Имена прилагательные обозначают признак предмета.

Ответы детей:  да, могут.

(дети читают прилагательные)

Ответы детей:  Нет, не могут.

Ответы детей: Имена прилагательные и существительные взаимосвязаны.

Дети отвечают

5. Физ.минутка

Молодцы. сейчас немного отдохнем, все встали, и повторяем за мной:

Ветер дует нам в лицо,

Закачало деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

 Дети выполняют упражнение

6.Закрепление темы

- На доске даны слова, а в них пропущены буквы. Кто желает выйти к доске и написать пропущенную букву.   - Чем похожи эти все эти слова? (дети отвечают: во всех словах есть буква р, пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.)

- Кто сможет ответить, какое слово здесь лишнее?

Молодцы, с этим заданием вы справились.

Открываем книжки на странице 31 , упражнение 272.

Сравни рисунки и ответь на вопрос Почемучки. Когда слово отвечает на вопрос какие?

- сейчас выполните упражнение 273, на странице 32. Спишите  этот небольшой текст на своих тетрадях. Кто закончил, подчеркните волнистой чертой выделенные слова.

- К выделенным словам нужно поставить вопросы.

Что обозначают выделенные слова?

- Придумайте заголовок к этому тексту.

- А вы видели дятла?

- И как вы можете охарактеризовать дятла? (картина)

Молодцы ребята.

1 ученик выходит и пишет букву, затем объясняет, почему он написал именно эту букву.(в слове морской пропущена безударная  гласная, проверяемая ударением: морской, выходит следующий ученик 2 слово- пропущена безударная буква е, проверяемая под ударением река, 3 слово- пропущена безударная гласна я, проверяемая ударение пять, в 4 слове пропущена безударная гласная и, проверяемая под ударение гриб.).

Ответ детей: лишнее слово- пятерка, это имя существительное, отвечает на вопрос что?, все остальные прилагательные, отвечают на вопрос какой?-

Дети объясняют, ландыш какой? Белый, , слово белый обозначает признак одного предмета.

Ландыши какие? Белые., слово белые обозначают признак нескольких предметов. Поэтому какие.

(дети подчеркивают)

-Дети отвечают: Большой- какой?, пестрый- какой, лесным- каким?, больные- какие?, вредных- каких?

Ответы  детей: выделенные слова обозначают признак предмета.

Дети высказывают свои мнения (дятел, лесной доктор).

Отв детей: да, видели.

Дети описывают дятла

7.Итог урока.

-Над какой темой мы сегодня работали?

Задание Заполнить таблицу

- С чем познакомились?

-  Что такое имя прилагательное?

Какие числа есть у прилагательных?

-Какую роль они выполняют в речи?

Ответы детей

Заполняют таблицу и сверяют с таблицей на экране)

8. Домашнее задание.

Творческое задание на дом.

- Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.

- Самим сочинить и придумать загадки с прилагательными.  

 

9.Рефлексия.

В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы.

У Вас на столе лежат ладошки, вырезанные из бумаги желтого цвета. Прошу на мой вопрос поднимать ладошку, если ты с фразой согласен.

- оценивание работу групп.

Спасибо за работу.  Урок окончен.

Сегодня на уроке мне:

  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Могу  отличать…
  • Могу помочь …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"

Познакомить с понятиями единственное и множественное число имен существительных....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в Р.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах(Д.п., Т.п., П.п)"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах; ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Закрепление"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: учить  правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема. «Род и число имен прилагательных».

Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смысл...

Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание существительных во множественном числе Р. П." 3 класс ПНШ

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.Планируемые результатыПредметные: Знать окончания имен существи...