Глаголы - синонимы, глаголы - антонимы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Долганова Людмила Алексеевна

Урок направлен на развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы, на воспитание любви к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы.

Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные

              по смыслу глаголы.

          2. Закреплять знания о глаголе, как части речи.

          3. Воспитывать любовь к родному языку.

                        Ход урока.

  1. Организационный момент.

      - Доброе утро всем утро!

1 слайд:  Здравствуй, школа!

                 Здравствуй, класс!

                 Ты опять встречаешь нас!

- Повторите эти слова.

- Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.

- Тихонько сядьте.

II. Введение в тему.

2 слайд:  

 

- Прочитайте слова:

                                 пробраться

                                проникнуть

                                пройти

                                строить

                                разрушать

-  Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)

- Докажите. (дети рассказывают правило + пример)

- Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

(это глаголы близкие по смыслу).

- Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).

- Как по–другому их можно назвать? (синонимы)

- Совершенно верно, слова – друзья.

- Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

( Это глаголы противоположные по значению)

- Как понять «противоположные»? (наоборот)

- Верно, это слова  - спорщики.

- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

- Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

3 слайд: - Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:

                «Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».

- Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).

- И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:

Учиться правильно употреблять в речи близкие и   противоположные по смыслу глаголы.

Ш. Работа в тетрадях.

4 слайд: 

- Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.

Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)

                                        ссориться – драться 

(Показываю на доске).

- Обратите на грамотное написание  части слова: ться  и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).

IV. Работа над новым материалом.

- Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ).

 -Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).

- Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)

- Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам

5 слайд:  «Узелки на память».

6 слайд:  - Прочитай Лена.

     - Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?

( Узелок)

- Прочитайте ещё раз и запомните.

- Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.

работать                        передвигаться                плакать

смеяться                        глядеть                        трудиться

бросить                                хохотать                        лениться

смотреть                        поднять

идти                                стоять

Проверка:

- Что такое синонимы? + пример

- А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)

 - Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.

7 слайд: Прочитай Юля, правило.

                +узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).

- Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.

- Что такое антонимы?

- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

- Немного отдохнём.

8 слайд:  Физминутка. (на болоте две лягушки».

9 слайд:   

- Предлагаю вам «Аукцион слов».

- Что такое «аукцион»?

- Аукцион -  это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.

- В нашем случае, вместо товара даны глаголы:

                бранить                 ругать - хвалить

                спешить                бежать - стоять

                сооружать         строить - ломать

                заступиться      защитить - обидеть

вечереет                 темнеет - рассветает

веселиться        радоваться - огорчаться

брать               взять - отдать

 - Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.

 

- Подводим итоги.

 10 слайд:   -Кто больше?  (Выходят ребята, которые написали больше слов).

Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)

- Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

- Молодцы.

- Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.

 -Труд молодит, а лень старит.

- Объясните орфограммы.

11 слайд:  

-  Проверьте правильное написание.

- Назовите только глаголы.

- Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы).

- Докажите.

( открываю проверку)

- Что такое синонимы? + примеры

- Что такое антонимы? + примеры

 

- Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

- Молодцы, я рада за вас.  Значит работать вам сейчас будет легче,

 потому что:

12 слайд: Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).

- Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).

- Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).

-Умнички!

Работа в группах:

 

 Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.

- Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.

Задание группе «Букетик».

  1. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) ( нашёлся, появился)

сломал – (?) (сделал, наладил)

  1. Подчеркните глаголы – синонимы.

 Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

Задание группе «Узор».

- Замените синонимами глаголы:

        Солнце село -  (зашло, закатилось)

        Самолёт сел – (приземлился)

        Мальчик бежит – (несётся, мчится)

        Река бежит – (течёт, струится)

- Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?

(Точнее выражается мысль).

Задание группе «Фруктовый сад».

1.- Что это за слова? Докажите.

Построен, сооружён, воздвигнут?

- - О каких предметах можно так сказать?

  1. Как можно избежать повторения слов в предложении?

(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)

ПРОВЕРКА!

-Что вам помогло в выполнении всех  заданий?

(знание правил)

- Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.

- Для чего нам они необходимы?

- Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.

-Кому было интересно на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

Урок русского языка по теме"Глаголы-синонимы и антонимы"

Урок по программе "Школа России" 3 класс....

Глаголы синонимы и антонимы

Глаголы синонимы и антонимы...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта русского языка «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...