План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кононенко  Светлана Викторовна

 

Цели урока:

  1. Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.
  2. Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.
  3. Развивать умение сравнивать авторские и народные сказки, обнаруживая в авторской сказке законы построения народной.
  4. Формировать первичные исследовательские навыки, умение осмысленно и выразительно читать.
  5. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, формировать интерес к чтению сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie._2_klass.odt22.25 КБ

Предварительный просмотр:


План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»

Тип урока: урок решения частных задач

Место урока в системе уроков: 6 урок в разделе «Сказки», 2 урок по теме «Сказка о рыбаке и рыбке»

Количество учащихся на уроке: 25 человек

Цели урока:

  1. Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.
  2. Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.
  3. Развивать умение сравнивать авторские и народные сказки, обнаруживая в авторской сказке законы построения народной.
  4. Формировать первичные исследовательские навыки, умение осмысленно и выразительно читать.
  5. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, формировать интерес к чтению сказок.

Оборудование:

  1. Рисунки учеников с изображением героев сказки.
  2. Таблица-алгоритм «5 вопросов герою»

Ход урока

Примечание

I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

- С каким произведением мы познакомились вчера на уроке?

- Сюжет какой сказки использовал А. С. Пушкин для написания

«Сказки о рыбаке и рыбке»?

Сюжет народной сказки.

- Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.

1. Магическое число «3», троекратные повторы.

2. Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание.

3.Повтор эпизода.

4.Справедливый конец.

- Кто герои этой сказки?

- Кто волшебный помощник?

- Почему рыбка золотая? Из какого она мира?

- О каком герое мы  говорили на прошлом уроке? (О старухе.)

- О ком хотели бы узнать подробнее сегодня? (О старике.)

III. Проверка  домашнего задания. Характеристика героя.

 Мораль сказки.

-Дадим характеристику старику. Для этого вспомним алгоритм «5 вопросов герою», который поможет нам сформулировать мораль сказки.

На доске – таблица:

        1. Что делал герой? (Действия)

        2. Зачем он это делал? (Цель)         3. Каков герой? (Характер)

         4. Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)

         5. Мораль. Кто ... (характер), тот ... (результат).

(На прошлом уроке дети получили домашнее задание: подчеркнуть действия старика.)

1. Действия старика (дети называют действия, зачитывая соответствующий отрывок сказки, а учитель выписывает их на доску):

  • отпустил рыбку, ничего не попросил;
  • сказал ласковое слово рыбке;
  • уважительно разговаривает со старухой;
  • рассказал старухе о рыбке;
  • подчинился старухе;
  • возмутился, сказал старухе правду; долго ждал ответа рыбки.

2. Цель старика (формулируют ученики с помощью учителя). Запись на доске:

  • избежать гнева, брани старухи;
  • освободиться от зависимости старухи;
  • остановить старуху, когда она потребовала невозможного.

3. Характер старика (определяем по действиям):

  • добрый
  • бескорыстный
  • искренний
  • доверчивый
  • покорный
  • слабый характером
  • честный
  • терпеливый

4. Результат (смотрим на цель):

  • стал зависимым, «слугой»;
  • не добился справедливости;
  • рыбка помогла восстановить справедливость.

5. Мораль (формулируют дети).

  • Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.
  • Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.
  • Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.

IV. Физ. минутка.

V. Определение авторского отношения к герою.

- Ребята, вам жалко старика?

- А как автор относится к старику: жалеет его или осуждает?

(В результате учебного спора дети приходят к выводу, что для ответа на этот вопрос нужно обратиться к тексту.)

Ученики зачитывают отрывок:

«Старичок к старухе воротился.

Что ж? Пред ним царские палаты...»

Автор ласково называет героя, сочувствуя ему, жалея его.

-  А как бы вы поступили на месте старика?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

VI. Выявление сюжетного построения сказки.

- Просмотрите текст сказки и скажите: почему некоторые строчки выделены жёлтым цветом?

Это повторяющийся эпизод.

- Зачитайте первый эпизод. Чем он отличается от остальных?

Старик отпустил рыбку, ничего не попросив.

- Зачитайте остальные эпизоды. Чем они отличаются друг от друга?

Старик просит всё большего и большего у рыбки по требованию старухи.

- На доске висят рисунки к этой сказке, которые вы нарисовали к сегодняшнему уроку. Восстановите порядок (2 человека выходят к доске и перевешивают рисунки).

Старуха с разбитым корытом возле землянки.

Старуха с новым корытом.

Старуха возле новой избы.

Старуха – столбовая дворянка.

Старуха – вольная царица.

Старуха с разбитым корытом  возле землянки.

- С помощью рисунков ребята выстроили сюжетную линию, цепочку сказки.

Задание для групповой работы:

нарисовать схему-цепочку композиции этой сказки.

В результате дети нарисовали следующие цепочки:

1+2+3+4=0

                                           

                                           . . .

(Каждая группа поясняет свою схему.)

- Какие ещё сказки имеют такое же сюжетное построение?

«Снегурочка», «Колобок» и другие.

- Какая фраза из этой сказки стала крылатой? Как вы её понимаете?

Остаться у разбитого корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять по собственной вине.

Дополнительное задание (если на уроке останется время).

Игра «Хорошо – плохо».

1. Старуха стремится к большей власти. Хорошо это или плохо?

Хорошо, когда есть стремление достичь большего.

Плохо, когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.

2. Старик добрый и покорный. Хорошо это или плохо?

VII. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

 Выставление отметок.

- Обнаружили ли мы черты народной сказки в сказке Пушкина?

- Имеет ли она свою сюжетную композицию?

- Что нового вы узнали на уроке?

Выставление отметок.

VIII. Домашнее задание.

1. Подчеркнуть во всём тексте описание моря. Ответить на вопрос: зачем здесь А. С. Пушкин описывает море?

2. Ответить на вопросы  в учебнике.

3. По желанию: нарисовать золотую рыбку.

1 мин.

4 мин.

13 мин.

2 мин.

4 мин.

13 мин.

2 мин.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения на тему: "А .С.Пушкин. Сказки".

"Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма"Цель: 1) Знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина. 2) Развитие творческой активности, развитие первоначальных навыков актёрского мастерст...

Конспект урока литературного чтения по теме : "А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке".

Цели:- познакомить детей с биографией А.С. Пушкина, его творчеством; - учить выделять главное, значимое;- учить мыслить самостоятельно;- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать ...

Урок литературного чтения по теме А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цель: учить сравнивать авторскую и литературную сказки; учить определять последовательность событий; учить характеризовать героев на основе их поступков; учить определять главную мысль сказки; учить н...

Конспект урока литературного чтения по теме: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"....

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....