Рабочая программа русский язык и развитие речи 2 класс 8 вид
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_i_razvitie_rechi.docx47.79 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Парфёновская средняя общеобразовательная школа

 Топчихинского района Алтайского края      

«Рассмотрено»

ШМО учителей

начальных классов

Протокол № _____

«____» ________ 2015 г.

Руководитель ШМО

________________________

«Согласовано»

Методический совет школы

Протокол № _______

От «___»_______ 2015 г.

Зам директора по УВР

______________________

«Утверждено»

Директор МКОУ

Парфёновская СОШ

Приказ № _______

От «___» _______ 2015 г.

_____________________

Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»  для 2 класса

на 2015-2016 учебный год

составлена на основе  Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида. Авторы: Э. В. Якубовская, Н .В. Павлова «Русский язык»                (под ред. И.М. Бгажноковой.  М., Просвещение, 2011 г.)

Учебник: Э.В. Якубовский, Н.В. Павлова «Русский язык». 2 класс. М., Просвещение, 2012

Количество часов в год – 68, в неделю – 2

Составитель:

Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов

Парфёново

2015

 

Пояснительная  записка

В младших классах детям с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.

       Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида авторов: Э.В. Якубовской,             Н.В. Павловой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2009 году; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п., учебника русского языка  для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и Н.В. Павловой, выпущенного издательством «Просвещение» в 2012 году.

        Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).  Автор не предполагает разбивку материала по  часам, поэтому часы в рабочей программе распределяются с учетом подготовленности детей к усвоению ими учебного материала.

        Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике.

        В том случае, когда программой предусмотрен большой объем материала, основная тема в соответствии с материалом учебника, разделена на блоки.

        Упражнения в связной устной и письменной речи, словарные слова, обозначенные в программе, изучаются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.                                                Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке, содержание занятий связывается с материалом урока.

        В связи с тем, что в программе тема «Повторение  пройденного за год» включена в раздел «Устная речь», эта тема выделена отдельно.  

        Внесенные изменения помогут ученикам лучше усвоить изучаемый материал.

   В программе по русскому языку для младших классов выделяются следующие разделы:

  • Пропедевтико-диагностический (0 класс)
  • Устная речь (0 – 4 классы)
  • Обучение грамоте и развитие речи (1 (2) классы)
  • Чтение и развитие речи (2 – 4 классы)
  • Практические и грамматические упражнения, правописание и развитие речи (2 – 4 классы)

Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

  • Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
  • Развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связность устного высказывания;
  • Знакомство детей со связной письменной речью как средством общения;
  • Обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целыми словами);
  • Обучение грамотному и аккуратному письму;
  • Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Основное содержание

                               ПОВТОРЕНИЕ (6 часов)

     1.  Звуки и буквы

     2.  Слово.

  1.   Предложение.    

                         ЗВУКИ И БУКВЫ (31час)

  1. Звуки гласные и согласные, их различение.
  2. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
  3. Слог.
  4. Слова с гласной э.
  5. Слова с буквами и и й, их различение.
  6. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
  7. Согласные звонкие и глухие, артикулярно - сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
  8. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
  9. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
  10. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

                              СЛОВО (18 часов)

  1. Изучение слов, обозначающих предметы:

      называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

      называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

      различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

      сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

      Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

  1. Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
  1. Изучение слов, обозначающих действия:

      называние действий предметов по вопросам  что делает?  что делают?

      группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);

      различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

      умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

  1. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
  2. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря.

                               ПРЕДЛОЖЕНИЕ  (8 часов)

  1. Практическое знакомство с построением простого предложения:

      -составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

     - заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

      -составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

      -выделение предложения из текста.

  1. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.  

                       

               ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД  (5 часов)

Учебно-тематический план

2 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные списывания

Контрольные диктанты

1

Повторение.

6

1

2

Звуки и буквы

31

1

4

3

Слово

18

1

2

4

Предложение

8

1

1

5

Повторение изученного за год

5

1

Итого:

68

3

9


Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

1.

Повторение

Понятие о предложении.

6

1

Обучающиеся должны знать:

• виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и интонации.
Обучающиеся должны уметь: • оформлять предложения в устной речи и на письме;
• ставить знаки препинания
(«.»; «!»; «?»);
вычленять слова из предложения;
• правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом;
• устно составлять 3—5 предложений на определенную тему

2

Употребление простого предложения. Большая буква в начале,  точка в конце. Предложение и его схема.

1

3

Распространение предложений.

1

4

Слово. Составление предложений с данным словом. Схема слов.

1

5

Установление количества звуков и букв в слове.

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Звуки и буквы л  ш  ч  ф  х  ж.

1

6

Работа над ошибками.

1

Контрольная работа № 1 по теме «Повторение».

Звуки и буквы

31

Обучающиеся должны знать:
• гласные и согласные буквы и звуки, уметь их различать;
• звук [й], буквой;
• гласные ударные и безударные;
• согласные твердые и мягкие;
• согласные звонкие и глухие, парные и непарные.

7

Звуки гласные и согласные и их различие.

Гласные  звуки и буквы.

Согласные звуки и буквы.

1

8

Различение гласных и согласных звуков и букв. Слово. Выделение звука из слова. Установление количества звуков и букв в слове.

1

9

Определение последовательности звуков и букв в слове (работа с условно-графической схемой). Слова, которые отличаются одним звуком.

1

10

Слова, которые отличаются последовательностью звуков. Слова с гласной э. Слова со стечением согласных.

1

11

Работа над ошибками.

1

Контрольная работа № 2 по теме «Звуки гласные и согласные и их различие».

Слог

5

Обучающиеся должны уметь: делить слова на слоги;
• соотносить число звуков с числом букв в словах;
• находить ударный слог;
• переносить слова;
• писать слова с сочетаниями
жи-щи, ча-ща, чу-щу;
• обозначать мягкость согласных звуков на письме;
• писать слова с непроверяемыми написаниями;
• четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
• писать под диктовку текст  (1 5— 17 слов) с изученными орфограммами

12

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

Ударение в словах.

1

13

Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения.

1

14

Слог. Слог, как часть слова. Определение количества слогов в слове по числу гласных букв. Деление слов на слоги.

1

15

Перенос слов. Перенос части слова при письме. Перенос слов по слогам. Варианты переноса слова. Перенос слов по слогам. Правила переноса.

1

16

Работа над ошибками.

1

Контрольный диктант № 3 по теме «Звуки и буквы».

Согласные звонкие и глухие.

5

Обучающиеся должны знать:
• гласные и согласные буквы и звуки, уметь их различать;
• звук [й], буквой;
• гласные ударные и безударные;
• согласные твердые и мягкие;
• согласные звонкие и глухие, парные и непарные

17

Определение звонких и глухих согласных. Дифференциация б - п. Дифференциация в – ф.

1

18

Дифференциация г – к. Дифференциация д – т.

1

19

Дифференциация ж – ш. Дифференциация з – с.

1

21

Обобщение дифференциации звонких и глухих согласных.

1

22

Работа над ошибками.

1

Контрольный диктант № 4   по теме «Согласные звонкие и глухие».

Шипящие и свистящие согласные звуки.

5

Формирование умения различать шипящие и свистящие согласные на слух; навыков  правописания шипящих и свистящих согласных.

23

Шипящие согласные. Различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

1

Контрольное списывание

24

Свистящие согласные. Различение на слух и произношении. Написание слов с этими согласными. Дифференциация свистящих и шипящих согласных.

1

25

Аффрикаты: (ч-ть-щ, щ-ть-с).

1

26

Дифференциация свистящих и шипящих согласных.

1

27

Звуки и буквы. Повторение.

1

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

3

28

Буква е вначале слова или слога. Буква ё  вначале слова или слога.

1

29

Буква ю  вначале слова или слога. Буква я вначале слова или слога.

1

30

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги.

1

Согласные твердые и мягкие.

5

31

Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных гласными  буквами е. ё, и, ю, я. Гласные ы – и после твердых и мягких согласных.

1

32

Гласные о  - ё  после твердых и мягких согласных. Гласные у - ю  после твердых и мягких согласных.

1

33

Гласные а - я  после твердых и мягких согласных. Гласная е после мягких согласных.

1

34

Различение твердых и мягких согласных.

1

35

Работа над ошибками.

1

Контрольный диктант № 5 по теме «Согласные твердые и мягкие».

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

3

36

Различение на слух и произношению твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных в конце слова.

1

37

Сравнение пар слов типа угол – уголь по смыслу, произношению. Правила правописания мягкого знака на конце слова. Правописание слов с мягким знаком на конце слова.

1

38

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным мягким знаком. Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце.

1

Слово

Названия предметов

18

10

39

Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос что это?

1

40

Различение названий частей предмета. Различение сходных предметов и их названий.

1

41

Обобщающие слова для группы однородных предметов.

1

Контрольное списывание

42

Различение слов, отвечающих на вопросы кто это?  что это?

1

43

Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.

1

44

Работа над ошибками.

1

Контрольный диктант № 6 по теме «Слова, обозначающие предметы».

45

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Большая буква в именах людей.

1

Обучающиеся должны знать:
• слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета.
Обучающиеся должны уметь: • писать большую букву в именах собственных.

46

Правописание имен и фамилий людей, употребление их в предложении.

1

47

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

2

48

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Слова, обозначающие действия предметов.

6

Формирование понятия о словах, отвечающих на вопросы «Что делает? Что делают?»; умения согласовывать слова, обозначающие предметы и действия предметов.

49

Действие и его название. Название действий предметов по вопросам что делает?

1

50

Название действий предметов по вопросам что делает?  что делают?

1

51

Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается).

1

52

Различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает).

1

53

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы.

1

54

Работа над ошибками.

1

Контрольный диктант № 7 по теме «Слова, обозначающие действия предметов».

55

Предлог.

Предлог -  как отдельное слово. Предлоги в, из, на, у, с. Раздельное написание предлогов со словами, к которым они относятся.

1

Формирование умения раздельного написания предлогов.

56

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря.

Выделение «трудной» гласной в словах.

1

Предложение

8

57

Понятие о предложении.

Построение простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце.

1

58

1

Контрольное списывание

59

Предложение и его схема. Связь слов в предложении.

1

60

Порядок слов в предложении. Заканчивание начатого предложения.

1

61

Составление предложений по предметной картинке.

1

62

Составление предложения по вопросу.

1

63

Предложение. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

1

64

 

Работа над ошибками.

1

Контрольный диктант № 8 по теме «Предложение»

Повторение изученного за год.

5

63

64

65

Подготовка к написанию контрольного диктанта за год.

66

1

Контрольный диктант № 9. (Итоговый контрольный диктант за год).

67

Работа над ошибками.

1

68

Итоговый урок.

Планируемые образовательные результаты

               

   Исходя из разного по своим возможностях состава учащихся, в программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебного материала). Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.  

               

                                      Учащиеся должны уметь:

1-ый уровень:

  • Дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные, р – л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определять значение слов, соотнося их с картинками;
  • Делить слова на слоги;
  • Группировать слова – названия предметов и названия действий;
  • Приводить в качестве примеров слова этих категорий;
  • Списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • Грамотно писать по памяти словарные слова;
  • Писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением

2-ой уровень:

  • Различать сходные по начертанию буквы;
  • Называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
  • Составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
  • Списывать по слогам слова с рукописного и печатного текста;
  • Составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
  • Делить слова на слоги;
  • Писать под диктовку буквы, слоги си слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

п/п

             Название

  Автор

Издательство

    Год   издания

1

Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.

Э.В.Якубовская

Н.В.Павлова (под редакцией И.М. Бгажноковой).

М.»Просвещение»

2009

2

Учебник русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Э.В.Якубовская

Н.В.Павлова

М.»Просвещение»

2012

3

Рабочая тетрадь по русскому языку часть 1, 2.

Э.В.Якубовская

М.»Просвещение»

2012

4

«Уроки русского языка во 2 классе». Пособие для учителей.

В.В.Воронкова

М.«ВЛАДОС»

2003

5

Сборник диктантов для вспомогательной школы (1 – 4 классы). Пособие для учителей).

А.К.Аксенова

М.»Просвещение»

1998

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Дата проведения по факту


       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык (обучение грамоте). 1 класс. ФГОС "Школа России".

Рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся на уроке) по русскому языку (период обучения грамоте) к учебнику "Азбука" 1 клас...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочая программа Русский язык УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Перспектива"....

Рабочая программа.Русский язык 1 (2)- А класс (для обучающихся с ОВЗ)

Рабочая программа. Русский язык 1(2)-А класс  (для обучающихся с ОВЗ)...

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс

Рабочая программа "Русский язык" УМК "Перспектива" 3 класс...

Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 4 класс

Курс "Русский язык с увлечением" активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует позитивное эмоциально-ценностное отношение к русскому языку, развивает интеллектуальные и тво...

Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 3 класс

Данный курс формирует у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, развивает интеллектуальные и творческие способности....