Развитие орфографической зоркости в 1-м классе у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Смирнова Татьяна Павловна

В докладе представлены виды упражнений по развитию орфографической зоркости в 1-м классе. Особенности усвоения грамотного письма в первом классе. Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_v_1_klasse.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Д.Комарова

Развитие орфографической зоркости

 в 1-м классе у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.

Выполнила работу

 учитель начальных классов

Смирнова Татьяна Павловна

г.Шахунья-2014

                 Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинений, письма, статьи в газету и пр.

Уровень орфографической подготовки учащихся не устраивает ни учителей, ни родителей, ни общество в целом.

          Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

         В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они, разумеется, взаимосвязаны):

1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;

2) обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, то есть использования слов в собственных записанных текстах;

3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путем решения грамматико-орфографических задач.

Эти три линии развиваются в начальных классах параллельно, однако третье направление, по мере наложения у учащихся знаний по грамматике, постоянно расширяется. В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, лексики.

Итак, важнейшее орфографическое умение – это способность пишущего обнаруживать орфограммы, то есть орфографическая зоркость. Но, к сожалению, развитие у детей этого умения пока еще остается слабым местом в системе работы учителя. Поэтому становится ясно, с каким вниманием необходимо отнестись к изучению этого вопроса.

Для успешного формирования орфографической зоркости необходимо четко выполнять следующие два основных условия:

1. Знание опознавательных признаков орфограммы.

Орфограмма «работает» лишь тогда, когда и учитель, и ученик видят ее. Выделение орфограммы зависит от возраста учащихся, вернее, от уровня их знаний и умений. Так, в начальных классах изучается около 25 типов орфограмм, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе. Во втором же классе дети знакомы лишь с тремя орфограммами, и только к концу второго класса их число достигает 10. в связи с этим в 1-2 классе для развития орфографической зоркости очень важным условием является второе условие.

2. Развитие фонематического слуха.

Речевой, или фонематический, слух – это «способность» человека к анализу и синтезу речевых звуков, слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он формируется в дошкольном возрасте, начиная с восприятия речи окружающих, а затем при говорении, при выражении собственной мысли.

В соответствии с вышесказанным, можно порекомендовать следующие упражнения для развития орфографической зоркости в первом – начале второго классах.

I группа упражнений, выполняемых на слух, предполагает  обучение прогнозированию орфограмм, то есть их обнаружение:

определение «опасных мест» в произнесенных словах;

фонетико-орфографический разбор (составление звуковой схемы и обозначение «опасных мест»);

печатание отдельных слов с пропуском «опасных мест».

II группа упражнений предполагает тренировку в самоконтроле по ходу и после записи:

нахождение «опасных мест» на страницах учебника;

два вида чтения печатного слова – «как написано» и «как говорим»;

списывание с выполнением ряда задания (подчеркнуть «опасные места», выбрать одну из двух предлагаемых букв – п о/а ля, тра в/ф ка, выделить безударные гласные, подчеркнуть только звонкие согласные, только мягкие согласные и т.д.);

в тексте с заведомо допущенными ошибками найти их и исправить;

выписать (найти) в предложенном тексте слова с изученными орфограммами (на данном этапе это – жи-ши, ча-ща, чу-щу, заглавная буква в начале предложения, в именах, фамилиях и т.д.)

Конечно, с увеличением количества изученных орфограмм появятся новые виды заданий по развитию орфографической зоркости. Важно помнить, что в период обучения грамоте и в дальнейшем необходимо учить школьников прежде всего обнаруживать орфограммы, то есть ставить перед собой орфографические задачи

        

        Проанализировав ошибки учащихся, а так же предлагаемый современной методикой комплекс орфографической работы, я пришла к выводу, что трудности возникают у учащихся по следующим причинам:

-трудности в усвоении учащихся опознавательных признаков орфографии и учете этих признаков на всех этапах изучения орфографических тем;

-сложности в применении изученных правил на практике;

-алгоритм работ на орфограммами достаточно трудоемок, а внимание и волевая сфера у младших школьников развита слабо;

-длительная и однообразная работа над орфограммой не всегда результативна.

-недостаточная сформированность самоконтроля детей.

Но главная причина по мнению ведущего психолога П.С. Жедек кроется в несовершенстве самой методики обучения орфографии.

При всем этом все сходятся во мнении, что уровень грамотности школьников надо поднимать.

Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, но именно в первом классе в процессе обучения грамоте и на последующих урока русского языка закладываются основы всех лингвистических знании и умений.

Актуальность исследуемой проблемы определяется необходимостью дальнейшего совершенствования работы учителя по повышению грамотного письма первоклассников.

Предметом исследования моей работы являются такие методы и приемы работы учителя над орфографической зоркостью учащихся, которые бы позволили первоклассникам легко и непринужденно, с интересом и увлечением овладеть основными орфографическими умениями и навыками, как составной частью языкового развития в целом.

Поэтому основной целью моей работы является подбор и систематизация эффективных методов и приемов развития орфографической эффективности на I этапе обучения. В соответствии с этим я пыталась найти новые нетрадиционные методы, приемы и упражнения для развития грамотного письма, а также установить связи с уже известными методическими приемами, описать их место в системе уроков обучения грамоте и уроков русского языка в первом классе.

Особенности усвоения грамотного письма в первом классе.

Чтобы добиться результатов в формировании прочих навыков грамотного письма необходима постоянная работа в определенной системе.

I этап. Подготовительный - начинается в период обучения грамоте.

II этап. Работа с орфографическим правилом (учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы).

III этап. Повторение правила - но не механическое. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с другими языковыми явлениями.

IV этап. Запоминание непроверенных написаний. Трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит уже необходимо формировать орфографическую зоркость.

В процессе обучения грамоте у ребенка возникает необходимость произнести звук речи не в слове, а отдельно, причем в его чистом виде, т.е. овладение грамотой ставит ребенка перед новой задачей - выделить из общего речевого потока отдельные слова и фонемы, их составляющие.

Усвоение грамоты сложный процесс, успешное протекание которого зависит от многих условий. Однако, важнейшим среди них несомненно является готовность к анализу звукового состава речи. Овладение грамотой, в сущности, и предполагает умение выделять звуки речи и объединять их в слоги и слова, узнавать их в словах и сочетаниях.

Переход от устной речи к чтению и письму представляет собой переход к новым формам языкового развития. Психология хорошо знает, что процесс письма - любой, будет ли это письмо под диктовку, свободное письменное изложение или списывание с текста, - является сложным психологическим актом, в котором участвуют 4-е анализатора: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, кинестетический. Т.е. овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. В процессе обучения грамоте формируются стойкие автоматизированные связи между этими анализаторами, на основе чего создается навык грамотного письма.

Повторимся, сказав о том, что процесс формирования навыков фонетического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звуков, определение места звуков в слове, а далее предполагается не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повышение фонетической трудности слов.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

 1.     Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·                    Внимательно прочитай предложение.

·                    Повтори его не заглядывая в текст.

·                    Подчеркни в предложении все орфограммы.

·                    Прочитай предложение орфографически.

·                    Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·                    Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·                    Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

 

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

 

4.     Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

 

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

 

6.     Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

 

7.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1) Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2)  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3) Упражнение в запоминании.

      4)Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5) Запись.

      6) Проверка.

 8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

·        Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·        Словарный диктант.

8. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

 

Специфика работы учителя на уроках обучения грамоте и на уроках русского языка с учащимися первого и второго класса класса.

При изучении парной согласной.

Итак, остановимся на пропедевтической работе на орфограммой "Парные согласные". С первых же уроков начинаем отрабатывать с детьми умение слышать звук в слове и выделять его в той позиции, в которой он слышится четко.

В Приложении 1,2 предлагаю возможные варианты фонетических зарядок, игр и упражнений. Описанные приемы и упражнения содействуют совершенствованию фонематического слуха, что является одним из основных факторов по предупреждению ошибок на письме.

Для дифференциации парных звуков по звонкости и глухости дети сначала путем прикладывания ладони к горлу узнавали, в произношении каких звуков участвуют голосовые связки.

В Приложении 3 показана последовательность работы над дифференциацией звуков. При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственного действия (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

В связи с этим, при выполнении звукового анализа каждый ребенок выкладывает схему с помощью геометрического набора (красный кружок - гласный звук, синий квадрат - согласный твердый, зеленый квадрат - согласный мягкий), при этом используется прием хорового проговаривания. При обучении грамоте широко используется лента букв. Если по тому же принципу построить ленту звуков получиться целостный комплект: от звука идем к букве.

Лента звуков будет составлять "Фонетическое лото". Эта игра содержит четыре звуковые карты с фишкой и может использоваться на начальных этапах обучения фонетике, так и дальнейшей работе по этому разделу русского языка.

Цель "Фонетического лото" - формирование фонетических знаний и умений учащихся в процессе игры, с опорой на наглядность. Психологическим основанием для методики работы, этой работы служит теория планомерно - поэтапного формирования умственных действий и понятий, которую разработал видный советский психолог П.Я. Гальперин. Вначале необходимо разъяснить, для чего нужны фонетические знания и умения. Затем "раскрыть перед ребенком объективную структуру материала и действия, выделить в материале ориентиры, а в действии - последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволяли ребенку с первого до последнего шага правильно выполнить все задание" (П.Я. Гальперин).

На дальнейших уроках необходимо постепенно обращать внимание учащихся на дифференциацию звонких и глухих, твердых и мягких согласных, что составляет основу многих орфографических правил. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных строится на основе сравнения. Первоначальное сравнение идет на изолированных звуках, последующее - на слогах и словах.

На некоторых методических приемах и упражнениях мы подробно остановились в Приложении 4.

После того, как дети научились дифференцировать звонкие и глухие парные согласные мы начинаем работу над правилом: "Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова, надо так изменить слово, чтобы после согласного звука появился гласный".

Дети видят в словах оглушенный согласный, но сложностью является подбор и изменение слов.

В Приложении 5 представлены упражнения некоторые на правописание звонких и глухих согласных на конце слова с 1 - по 4 класс.

При изучении безударной гласной.

Работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений об этих звуках, о различии их акустических и произносительных признаков. Уточняется, что при произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно. При произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или щели. Гласные и согласные отличаются не только по способу артикуляции, но и по способу звучания. Гласные состоят только из голоса, согласные либо только из шума, либо из шума и голоса.

В процессе работы над упражнениями в анализе и синтезе слогов (слов), мы знакомим детей с понятием "ударение, ударный ". Приступив к изучению данной темы мы встали на I ступень выработки правописания безударных гласных (не чувствуя ударения, ученики не смогут обнаружить безударную гласную и не смогут увидеть орфограмму в слове). Чтобы детям было легче определять слог, мы предложили воспользоваться интонацией, например, "позвать" слово ласково, прокричать слово и прохлопать, болельщику на стадионе.

Предлагаемые упражнения смотри в Приложении 6.

После того как хорошо отработаны умения: ставить ударения и производить звуковой анализ слов можно познакомить первоклассников с правилом проверки безударной гласной в корне слова. В Приложении 7 описаны некоторые приемы, игры, которые можно использовать на уроках в первом классе и во втором классах.

На данном этапе важно, чтобы работа над безударной гласной в корне слова не сводилась к формальной проверке, без обращения к семантике слова и корня, без установления смысловых связей между проверяемым и проверочным словом. В результате такой "подготовки" дети механически запоминают графический облик слов и проверочные к ним, очень часто остаются непроверенными или ложно проверенными слова с неясной семантикой: скрепучая - скрепка, тенистый - тина, висели - вес и т.п. Я считаю, что целью пропедевтической работы в первом классе должно стать формирование представлений у учащихся представления, что слово имеет значение. В русском языке есть слова - родственники. Они близки по значению и имеют общую часть, пишется с одинаковой гласной в общей части, независимо от произношения. Определить эту гласную помогает "родственник с указательным пальцем". Для достижения этой цели в качестве обязательного компонента необходимо вести лексико - семантическую работу. Эта работа должна быть направлена на формирование у детей умения устанавливать родство слов на основе определения общности их значений. Детям сообщаются дополнительные сведения о "семьях" родственных слов: у слов родственников есть глава семьи - "родственник с указательным пальцем" (с ударным гласным в общей части). Общую часть слов родственников нужно писать одинаково. Глава семьи указывает, как ее писать.

На следующих уроках у детей формируются умения: выделять главу, определять, на что он указывает; устанавливать общность правописания родственных слов.

С этой целью детям может быть предложены упражнения в Приложении 8.

Лексико - семантическую работу желательно проводить на каждом уроке русского языка начиная. Начиная с первого класса задания по работе с группами родственных слов могут включаться в 5- минутные разминки в начале урока, а также дополнять упражнения по теме урока.

Когда заканчивается обучение грамоте, я раздаю каждому ученику "волшебный квадрат" (со стороной 5 см, украшенный аппликацией). Поясняю, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научаться правильно им пользоваться.

Для этого квадрат накладывают на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.

При работе над словарными словами.

Традиционно слова с непроверяемыми написаниями, или так называемые словарные слова усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которыми морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний пытаются интуитивно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: "Восток пишется с о, потому что там солнышко восходит".

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний является этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

В соответствии с этим целесообразно с первого класса вести этимологические словарики, отбирая в них слова с традиционными написаниями. В Приложении 9 даны этимологические справки некоторых словарных слов за 1 класс.

Процесс запоминания словарных слов идет быстрее и информация усваивается учащимися прочнее, если они сами участвуют в нем. Я предлагаю детям сочинять рифмовки, коротенькие стихотворения и рассказы, используя в них слова, которые необходимо запоминать. Образцы детского творчества: наворочки, врединки даны в Приложении 10.

Я подробно остановилась на пропедевтической работе в первом и во втором классах над орфограммами "безударной гласной", "парные согласные", "правописание непроверяемых написаний", т.к. именно эти написания требуют сложного фонематического анализа.

Цель учебной деятельности заключается непросто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями, навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач.

Методы, приемы и упражнения, представленные в данной работе и используемые мной на практике, дают такую возможность учащимся.

Систематическая и целенаправленная работа над орфографической зоркостью учащихся с первого класса дала свои положительные результаты.

Анализ  диктанта, проведенного в 1 «б» классе

Ф.И.учащегося

Количество ошибок в диктанте №1(февраль)

Количество ошибок в диктанте №2

(май)

1.

Багаев Денис

4

1

2.

Водопьянова Арина

5

2

3.

Груздев Вадим

3

1

4.

Дементьев Антон

1

1

5.

Дребезгова Валерия

6.

Завьялова Анастасия

6

4

7.

Кожинова Анастасия

2

0

8.

Коробейникова Фаина

10

6

9.

Крошечкин Павел

10.

Кузнецова Елизавета

5

2

11.

Малеева Наталья

4

3

12.

Малинин Артём

1

0

13.

Мельчакова Виктория

1

0

14.

Овчинникова Алёна

2

0

15.

Перевезенцев Михаил

2

1

16.

Перов Дмитрий

8

4

17.

Пушкарёв Егор

1

0

18.

Смирнов Данил

5

3

19.

Смирнова Евгения

4

3

20.

Соколов Ярослав

1

0

21.

Соловьёва Алина

2

0

22.

Яковлев Антон

1

0

23.

Яровикова Алина

5

1

В заключение хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использования с первого класса разнообразных методов, приемов, упражнений в работе над орфографической зоркостью активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатством родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Работа над орфографической зоркостью и, как следствие, грамотное письмо очень актуально сегодня.

Но еще Герцен А.И. говорил: "Трудных наук нет, есть только трудные изложения, т.е. неперевариваемые".

Приложение 1

Фонетические зарядки.

1. Назвать по одному гласному звуку.

2. Назвать по одному согласному звуку.

   3. Назвать слог.

   4. Придумать слова с заданным звуком.

5. Придумать слова со звуками «с-ш, с-з, к-г, д-т» и т.д. (изучаемые звуки.)

Первый ребенок называет слово со звуком «с», а второй со звуком «ш».

6. Назвать слова, в которых 2, 3, 4, слога.

   7. Назвать гласный звук в словах: мак, сук, дом, лак, лук, кот и т.д.

8. Скажи наоборот.

*учитель говорит прямой слог, а ученик- обратный;

 *учитель дает слог с твердым звуком, ученик - с мягким;

*учитель говорит слог с глухим звуком, а ученик - со звонким.

9. Подбор слов по схеме, начерченной на доске.

                                           Фонетические упражнения.

  1. Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
  2. «Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.
  3. Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?
  4. Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…
  5. Выбери картинку в названии которой есть звук… .
  6. Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)

Приложение 2

Игровые приемы.

  1. Измени слова:

а) добавляя звук в начале слова: рот - крот, мех- смех, челка- пчелка, Оля- Коля, Аня- Ваня, осы- косы, луг- плуг, игры- тигры, дочка- удочка, точка- уточка, еда- беда, пушка- опушка;

б) добавляя звук в конце слова: бок- бокс, вол- волк, пар- парк, пол- полк, стол-столб, лис-лист;

в) изменяя  один звук слова (цепочка слов): сом- сон- сук- суп- сух- сох- сор- сыр- сын- сон и т.д.;

г) переставляя звуки: пила- липа, палка- лапка, кукла- кулак, волос- слово, карп- парк, гора- рога, ручка- круча, мол- лом, нос- сон.

 

Или можно использовать четверостишия:

С «Ч» я над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю.   ( чайка- гайка)

                                 С «М» меня ты надеваешь,

                                 С «Л» собаку называешь.     ( майка- чайка)

С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

                                  С «П» от вас я не таю-

                                  В каждом классе в ряд стою.   (карта- парта)

С «Б» смертельной я бываю,

С «М» меха я пожираю,

                                   С «Р» актеру я нужна,

                                   С «С» для повара важна.     (боль - моль-роль-соль).

2. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.)

3. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы  каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом- мак- кот- топор- рот- тарелка- арбуз…

4. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача- придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

5. Какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка- мука.

6. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков:

луна- стол               л

кино- игла               и

лампа- мышь          м

окна- дом                о

нос- Анна                н.

  1. Игра «Как называется цветок?». Детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол, санки (пион).

       Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина (роза).

8. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами.

Приложение 3.

Дифференциация звуков по звонкости- глухости.

  1. Дети повторяют за учителем сочетания звуков: б- п, п- п, б- б- п.
  2. Повторяют за учителем сочетания слогов: ба-ба-па, па-ба-па.
  3. Игра «Молчанка». Определяют звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его следующим жестом (звонкий- кисть руки в виде колокольчика, глухой- уши закрывают ладошками.)
  4. Игра «Наоборот». Один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным. Игра идет по цепочке. Учитель помогает детям, показывая им гласную букву, которую нужно использовать. Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу,бы-пы…
  5. Дети распределяют предметные картинки, укладывая их на картинку с домиком, где нарисован звоночек или на другую, где его нет, в зависимости от звонкости- глухости первого звука в названии предмета.
  6. Обозначают одной первой буквой слова, которые называет учитель: башня- пашня, бочка- почка…
  7. Игра «Найди ошибку». Учитель читает стихотворение. учащиеся определяют неверное слово, исправляют ошибку. Четверостишие повторяется вместе с детьми в исправленном виде.

Много снега во дворе.

Сашка и Егорка,

Взяв лопату и ведро,

Вышли делать корку.

                                       Птицам голодно зимой,

                                       Вышел наш Егорка

                                       И для птиц не пожалел

                                        Румяной свежей горки.

Мы играем во дворе,

Я зову собачку,

Запрягаю как коня,

И везу с ней дачку.

                                        На каникулах Сережа

                                        Не решал задачки

                                        Он все лето отдыхал

                                        Под Москвой на тачке.

  1. Игра «Буква ищет свой предмет» На доске или на наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, составляющих одну родовую группу, например, овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами: «Буква П пошла искать свой предмет.» Дети отбирают картинки, в названиях которых есть звук П: «Это помидор, репа» и т.д. Названия овощей записываются в тетради и на доске.
  2. Работа со словосочетаниями, где в словах пропущены буквы. Детям нужно вставить нужную букву. Например:

      глу.ый   .аран, .ольшой .ирог, ка.итан на .алубе, хле.ные .алочки ит.д.

Приложение 4.

Дифференциация звуков по твердости- мягкости.

1. Работа со слоговыми таблицами. Таблица представляет собой написанные столбиком пары слогов: ла- ля, са- ся, Ра- ря, та- тя, ма- мя, да- дя, на- ня, ва- вя.

Задания к таблице:

а)чтениеучителем первой пары слогов с утрированным произнесением согласного, после чего учитель обращается к детям с вопросами:

- Одинаково ли произносится звук в первом и во втором слоге? В чем разница?

В случае затруднений учитель помогает, конкретизируя вопрос:

-В каком слоге звук л произносится мягко, а в каком твердо?

Так проводится работа с каждой парой слогов.

На основе ее учащимся можно предложить сделать обобщения, задав вопросы:

-Как произносятся согласные в первом столбике?

- Во втором?

- Какая гласная стоит после твердых согласных?

- Какая гласная стоит после мягких согласных?

б) запись слоговых структур парами (3-4 пары).

Подчеркиваем твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя.

в) выделение согласного из слога. Дети читают слоги парами, выделяя согласный. Важно научить детей вслушиваться в то, что они прочитывают, и произносить изолированно. Согласный так, как он слышится в данном слоге.

г) запись нескольких составленных по таблице слов. Подчеркивание мягких и твердых согласных.  

Цель этих упражнений – закрепить умение правильно обозначать на письме мягкость и твердость согласных в слоговых структурах.

  1. Работа со словами.

а) Из слова выделить слог показать его на таблице. Слова : мясо, масло, ряженка, радуга, Витя, Рита и т. д.

б) Придумывание слов с указанным учителем слогом: слово может начинаться с данного слога; слог может быть в любой части слова.

в) различение слов- паронимов.

Эта работа предполагает научить детей находить сходство и различие между словами. Например, учитель пишет на доске: в_зы и просит отгадать, какая буква пропущена в этом слове (а). Затем он обращается к детям с вопросами:

- Как слышится согласный в – твердо или мягко?

- Что такое вазы?

- Какое получится слово, если звук б произнесем мягко?

- Какую гласную напишем после мягкого в?

- Что такое вязы? ( если слово непонятно, объяснить.)

На доске, а затем в тетрадях записываются оба слова.

Затем дети определяют, чем  звуки отличаются в произношении и написании.

Учитель обращает внимание детей на то, как меняется смысл слова в зависимости от произношения звука в.

Далее целесообразно дать предложения с пропущенными словами. Учащиеся догадываются, какое слово по смыслу (вазы- вязы) нужно вставить в предложения.

г) Игра «Наоборот»

 Учитель называет слова с твердым согласным, а дети- паронимы с мягким согласным, и наоборот.

Слова – паронимы

О-е

А-я

У-ю

Ы-и

Поток- потек

Тома- Тема

Дома- Дема

Поднос- поднес

Ров- рев

Воз- вез

Мал- мял

Мать- мять

Вазы- вязы

Флаги- фляги

Рад- ряд

Юла- Юля

лук- люк

тук- тюк

пилу- пилю

клушка- клюшка

катушка-Катюшка

суда- сюда

круг- крюк

выл- вил

был- бил

мыл- мил

ходы- ходи

колы- коли

лыжи- лижи

мышка- мишка

  1. Игра «Подними букву». У каждого ученика две карточки с буквами а и я. Учитель называет слово, а ученики показывают карточку с нужной буквой.

  1. Большое место в работе по различению твердых и мягких согласных занимают упражнения, где учащимся надо вставить в слово пропущенную букву. Работа может строиться как игра, формы проведения которой можно разнообразить. Например, можно приготовить из бумаги ромашку величиной приблизительно с блюдце. На обратной стороне каждого лепестка написать слово (сал_т, кол_ска, сол_нка, пл_кса и т. д. ). Ученики отрывают по лепестку, читают про себя слово, вписывают пропущенную букву и объясняют свои действия. Если работа выполнена правильно, лепесток остается у ученика. В конце игры количество лепестков, имеющихся  у каждого, подсчитывается, выявляется победитель. Аналогичную работу можно провести, приготовив из бумаги не ромашку, а отрывной календарь, аквариум с рыбками и т.д.

  1. Игра «Почтальон». Во время занятия почтальон доставляет открытки адресатам. На открытках дано определенное количество слов с пропущенной гласной или целые предложения, включающие эти слова. Ребенок, получивший письмо, читает текст, вставляет пропущенные буквы,  дает объяснения. Такая  работа вносит оживление, повышает интерес к работе.

  1. Игра «Исключение 4-го лишнего». Предлагаются 4 слова, например с пропущенным гласным после л: кол_ска, невал_шка, л_мпа, цыпл_та. Учитель говорит, что детям предложены слова с твердым и мягким согласным л. Одно слово нужно закрыть- оно лишнее. В трех остальных случаях л звучит одинаково. В конце игры все объясняют и проговаривают, игру можно сопровождать записью слов.

Приложение 5 .

Игры и занимательные упражнения на правописание парной согласной.

1. Игра «Только минус». На доске записаны вперемежку слова с парными согласными в сильных и слабых позициях.

Нужно списать только те слова, в которых есть парные согласные в слабых позициях, и обозначить такие согласные знаком «-».

Сборы, гром, поход, парус, ветер, остров, поляна, березка, палатка, пень, травка, пароход, клен, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.

В следующий раз можно поиграть с «+», отмечая слабые позиции «-», а сильные- «+».

2. Игра «Сильный- слабый». Игроки 1 команды называют слово с парной согласной в слабой позиции, а ученики 2 команды- это же слово в сильной . затем они меняются ролями.

3. Игра «Скажи наоборот». (2 человека или 2 команды.) на доске записаны 2столбика слов. Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными.

Куль-                                   куб-

ноль -                                   короб-

лещ -                                    муж-

ель-                                       брак-

краб-                                     яр-

год-                                        ешь-

можно провести игру со словами: раб, торг, дог, пыж, горб, лед, куб, лен, лей, лоб, люк, год, шей, шел, лещ, краб.

В игре может участвовать весь класс .Детям дается аналогичное задание на 5 минут. Победителями считаются те, кто правильно запишут наибольшее количество слов.

4. Игра «Сколько звуков ш?». На доске записано стихотворение В. Приходько. Нужно сосчитать сколько звуков ш в этом стихотворении. Победитель тот, кто сосчитает все звуки ш в стихотворении. Текст можно раздробить, включая в орфографические минутки на уроках.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели по дорожке, и щелкали орешки-

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути- отчего не подвезти.

5. В 1 классе рекомендую постоянно обращаться к звуковой схеме слова. Разберем фрагмент урока.

- Отправимся за грибами. Какие съедобные грибы знаете? Прочитайте стихотворение. Будете писать его по памяти.

А во мху, как на подушке,

Чье-то беленькое ушко,

И за ним еще штук пять.

Это грузди! Надо взять.

- О каких грибах идет речь? Сколько грибов положили в кузовок? (Шесть.)

- Где нашли грибы? (Во мху.)

- Что это значит? (Грибы любят сырые места.)

- Составьте звуковую схему слова грузди. Охарактеризуйте звуковой состав слова.

- Если вы найдете только один гриб, как вы скажете? Составьте звуковую схему слова груздь. Сравните написание слова грузди и груздь.

- Звучание слова груздь совпадает со словом грусть. Прочитайте: грусть, значит, грустить. Подберите близкие по смыслу слова к слову грустить. (Горевать, тосковать, печалиться, огорчаться, кручиниться.)

- Составьте звуковую схему слова грусть. Что вы заметили?.

6. В начальной школе обычно осваивается один способ проверки: после парного согласного должен следовать гласный. Другой способ- проверка последующим сонорным- иногда надолго остается закрытым для учащихся.

Наблюдая собственное произношение, ученики самостоятельно делают выводы.

Огород, огородник, огороды.

Везла, везет, повезет, вез.

7.Чаще всего для работы по теме отбираются имена существительные в именительном падеже. Но орфографическое правило распространяется и на формы косвенного падежа.

Прочитайте слова: ягода, роза, слеза, слово, забота.

На какой вопрос отвечают эти слова? Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Поставьте к ним вопрос. Полученные слова измените так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Вам проможет слово нет. Например, нет (чего?) ягод.

Запись: один                 много

              ягода                ягоды  ягод

8.Имена прилагательные в речи детей младшего школьного возраста встречаются редко, особенно у первоклассников. Однако это не является серьезным аргументом  для исключения прилагательных из системы упражнений

  - Прочитайте слова парами. Правильно ставьте ударение.

       дорог- дорога                                                                        свеж- свежа

      молод- молода                                                                    хорош- хороша

    глуп- глупа                                                                           прав- права

- Написание каких слов надо проверять? Докажите. Какими словами проверяем? Почему эти слова проверочные? Спишите, проставляя ударение.

Приложение 6.

Упражнения для выделения ударного слога.

1.Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником., ударение- наклонной черточкой над соответствующим прямоугольником.

2. Разложить картинки под схемами.

3. Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Учитель называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова.

4. Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.

5. Отметить в записанных словах ударение.

6. Рассмотри картинки. Правильно поставь ударение в словах. Обозначь ударную гласную.

Замок-замок

Кружки- кружки

Стрелки- стрелки.

  1. Прочитай стихи. Выпиши выделенные слова. Поставь в них ударение.

От удивленья охнул кок

И почесал затылок.

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

Иголка ходит вверх и вниз

Вот листья появились

Ест Аленушка ирис

А вышивает ирис.

Скорей, сестра на рыб взгляни

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни

Не бойся- это окуни.

8.Прочитай сразу 2 предложения. Найди слова с одинаковым написанием, но различным звучанием. Начерти схемы этих слов. Спиши предложения.

Лена мела пол.

Вера принесла кусок мела.

Эти горы высоки.

На склоне горы паслось стадо.

В Карелии красивые озера.

В нашей местности нет озер.

Мой руки перед едой.

Она не подала ему руки.

9.Игра «Стук- постук». (3 команды.) Ведущий стучит по столу или по коробочке столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки каждой команды должны по очереди назвать соответствующее слово.

Игру рекомендуется проводить в таком порядке:

- двухсложные слова с ударением на 1-м слоге: мама, школа.

- двухсложные слова с ударением на 2-м слоге: рука, стена.

- трехсложные слова с ударением на 2-м слоге: дорога, корова.

- трехсложные слова с ударением на 3-м слоге: молоко, голова

-  трехсложные слова с ударением на 1-м слоге: дерево, солнышко.

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

  1. Игра «Где ударение?»  Ведущий называет двух- трехсложные слова с ударением на разных слогах, например:

речка, стена, ласточка, молоко, собака, дерево, деревья, работа, колесо, ножницы, карандаш, урок, грамота и др.

игроки поднимают карточки с цифрой- порядковым номером ударного слога.

  1. Игра «Вышиваем слова». Слова можно «вышивать» крестиками. Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный- маленьким, например: Х х – школа; х х Х – петушок и др.  

  1. Быстрый диктант.

Под диктовку нужно записать только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово работа, а записать нужно только букву о.

Приложение 7.

Игры и занимательные упражнения на правописание безударной гласной.

  1. Игра «Поединок».

 Играющим вручаются списки односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а «противник» в ответ изменяет слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.

Стол сад пол лист мост винт глаз снег шип рог

Игрокам можно предложить и другой вариант: списки двухсложных слов с корневым гласным в слабой позиции. Нужно подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции:

Дома дожди зима трава река носы нога змея возы ходить коты мосты.

  1. Игра «Чей ряд лучше?»  У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.

Ведущий называет слова с безударными гласными в корне. Дети поднимают карточку с нужной буквой.

  1. «Конкурс знатоков»

На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне. Ученики выбирают карточку, читают слово и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить. Например: зм_я, б_рец, скр_пит, р_гатый, д_машний, пог_сить, пч_ла, т_шина, ч_совой, в_дяной, в_рить, кр_снеть и др.

4. Игра «Кто быстрее» ( 2 ком. по 5 человек) на доске записаны слова с безударными гласными в корне

Игрокам нужно вставить пропущенные гласные.

К_л_сок-                                   д_р_вянный

Г_л_ва-                                      з_л_неет

В_л_сок-                                    в_с_литься                                  

Д_р_гой-                                     в_ч_рок

М_л_дой-                                    д_ш_веет

5. Игра «Кто больше?» Ведущий называет слово с безударной гласной в корне. Игроки должны за одну минуту подобрать и записать как можно больше слов проверочных к данному.

Выигрывает тот, кто больше всех подберет проверочных слов.

Можно провести игру наоборот: ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.

6. Игра «Различай на слух».

Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по- разному и объясняют их правописание.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

К старости на дедушка

Очень поседел.

Он в саду на бревнышко сел и посидел.

7. Игра «Спрашивай – ответим». (2 ком. по 4 чел.)

Каждый игрок готовит по 2слова с проверяемой безударной гласной. Игрок 1- й команды задает вопрос игроку 2- й команды, например: «Какая безударная гласная в слове стрелять и как ее проверить?» Тот отвечает : «Безударная гласная Е, проверяем: СТРЕЛЫ». Затем другие игроки задают свои вопросы. После этого команды меняются ролями.

8. Игра «Е и Е» (2ком.по 5 чел.)Для каждой команды на доске записан столбик слов с безударной гласной Е.

Каждый игрок должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную Е и записать справа проверочное слово. Выигрывает команда, которая правильно и быстро справиться с заданием.

Сестра-                                                    бревно-

Пчела-                                                      стекло-

Слеза-                                                       весло-

Весна-                                                      зерно-

Черта-                                                       гнездо-

Игру можно повторить со словами: нести, пестреть, тереть, темнеть, лететь, тепло, легко, кленовый, медовый, ледяной.

9. Игра «Эстафета»

Команды получают карточки со словами.

По сигналу ведущего каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, пишет рядом проверочное, после чего передает карточку сидящему за ним. Последний игрок заканчивает работу и возвращает карточку ведущему.

Гр_за                     р_ды                 м_сты

М_ста                    в_рить               кр_чать

Сл_ны                   т_шина               б_жать

Сл_ва                    д_ла                    д_ревья

Х_лмы                   з_мля                 р_ка

М_ря                      сн_га                  с_лач

Ч_сы                      т_гренок             п_ля

Ст_лбы                  кр_ты                 д_жди

Приложение 8.

Корнесловная работа.

1. Выделить «родственника (или родственников) с указательным пальцем»:

а) садовник сад садовый;

б) часы час часовщик часики часовой

в) лиса лисий лисичка лес

г) снежок снежинка снеговик Снегурочка.

Определите на что он указывает.

2. Определите в каком домике (А или О) живут «родственники»:

В_рить, в_реный, в_ренье.

3. Расселите «родственников» в домики Е, И, Я.

П_терка, п_чет, п_сать, п_так, п_чник, п_сьмо, п_сатель.

4. В домике О живет семья из трех слов. «Родственник с указательным  пальцем» - море. Назовите остальных членов семьи (морской, моряк).Почему они «родственники»?

5.Определите, в каких домиках живут слова с пропущенными буквами. Почему они произносятся одинаково, а живут в разных домиках?

Серый волк и густом л_су

Встретил рыжую л_су.

6. Соберите «родственников» на семейный ужин. В каком домике они соберутся? Почему?

а) Что ж он видит? -Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-коня

Ростом только в три вершка.

б)Пред глазами конный ряд:

Два коня в ряду стоят,

Молодые вороные,

Вьются гривы золотые…

в)Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых…

                                 

Приложение 9.

Этимологические справки некоторых словарных

Малина- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый-«маленький»

Малина- малый- «состоящая из маленьких частей».

Береза- лиственное дерево с тонкими, розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками.

Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии- береза.

Береза- берза, бер= «светлый, ясный, белый.»

                 Береза, моя березонька,

                 Береза моя белая,

                 Березка моя кудрявая!

                 На тебе, березонька, листья зеленые.

                  Под тобой, березонька,

                 Трава шелковая.

Воробей-  маленькая птичка с коричневато- серым оперением, живущая обычно близ строений.

Разные птицы подают голос по- разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов- названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор. та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т.е. «издавать переливчатые звуки».

Воробей- вор, ворк= «воркует, издает переливчатые звуки».

                 - Итак, воробушки урок!

                 Сейчас по расписанию

                 У нас чистописание.

                 Запомним: пишется «чирик»,

                 А произносится «чивик»

                 Или «чилик», кто как привык!

Деревня- небольшое поселение людей.

В старину, чтобы основать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.

Деревня- дерево = «место, очищенное от деревьев».

Дерево- деру = «то, что дергают из земли, очищая ее»

Карандаш- тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят.

Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает «черный», а вторая даш- «камень»

Карандаш- кара, даш= «черный камень»

                      Черный Ивашка,

                      Деревянная рубашка,

                      Где носом проведет,

                      Там заметку кладет.

Картина- произведение живописи, портрет, пейзаж, натюрморт,- выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.

Слово образовалось от итальянского карта- «бумага». Первоначальное значение слова картина- «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».

Картина- карта= «изукрашенная бумага».

                       Книжку с картинками мама купила,

                       Радости столько у Леночки было1

                       Ах, до чего же красивы картинки!

Коньки- узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на лыжах.

Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России впервые появились триста лет назад. Молодой царь Петр Первый собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами.

Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки- « маленькие кони».

Конек( чаще- коньки)- конь= « лошадка».

                      Два коня есть у меня,

                      Два коня.

                      По воде они возят меня.

                     А вода тверда,

                     Словно каменная!

Медведь, медведица- крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.

Медведя так назвали, потому что он знает, в е д а е т, где найти в лесу м е д

Медведь- мед, ведающий = « знающий, где есть мед»

                    - Эй, Медведь, на вопрос ответь.

                    - Какой вопрос, Стрекотуха?

                    - Почему тебя Медведем зовут?

                     - Хе- хе! Бестолковая птица. Мед- ведь- значит мед ведающий.                                            Знаю стало быть, где мед в лесу спрятан.

Пенал- длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.

В старину писали гусиными перьями, позднее- металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пенна.  Поэтому и ящичек назвали пенал.

Пенал- пенна = «перо», «ящичек для перьев».

                   Расскажу я , чтоб ты знал,

                   Для чего тебе пенал.

                   У тебя своя кроватка,

                   Глее ты выспался в тиши,

                   А в пенале дремлют сладко

                   Перья и карандаши:

                   Наработаются лишку-

                   Залезают спать под крышку.

Тетрадь- сшитые, в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования.

Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что значит «четыре» . вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги.

Тетрадь- тетра = « четвертая часть листа».

                    То я в клетку,

                     То в линейку.

                     Написать по ним сумей- кА!

                     Можешь и нарисовать.

                    Что такое я ?

Приложение 10.

Работа со словарными словами.

Наворочки.

Воробей летел, через город пролетел.

А ворона черная, около дороги,

Увидав медведя, ворона, лису,

Улетела до деревни.

                                       

-Здравствуйте, сорока,

Расскажите как живет народ.

- Живет он неплохо:

Город, работа, завод-

Все хорошо!

Медведица гуляла,

Цветочки собирала.

Присела у березки-

Устали ее лапки.

И видит сцену у дороги-

Ворона гонит воробья!

Ягод нет кислее клюквы,

Я на память знаю буквы.

Стройка идет по России,

Строится наша Москва!

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

                                     

Врединки

Ворон прыгал на березе. Это делал он нарочно, вдруг откуда- то вышел петух, клюнул его понарошку- ворон свалился в капусту.

Собрался Коля в шклолу,

А в портфеле- не пенал, не карандаш,

А одежда и коньки.

Как у нас- то в огороде выросла капуста: и не овощ, и не фрукт, а большая ягода! Вот так урожай!

Источники информации

Сайт: Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/565356/

Сайт: http://www.tverschool37.edusite.ru/p88aa1.html

Литература:

·        М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.

·        Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.

В моей статье я пытаюсь раскрыть тайны проектной деятельности и значение детской инициативы в этом процессе....

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того ч...

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения

Что же такое познавательные способности? Это развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», &la...

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения"....

Материал по теме самообразования: «Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения».

1. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.2. Буклет "Рекомендации по составлению портфолио"....