Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Внешняя и внутренняя сторона слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Что сказало слово. Внешняяя и внутренняя сторона слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок русского языка

Урок «открытия»  нового знания

Тема: Что рассказало слово. Внешняя и внутренняя сторона слова

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

1. -Проверили готовность к уроку.

2. - Сегодняшний тип урока- урок- открытия нового знания. Вспомните этапы данного типа урока, работая в группах, расставьте этапы по порядку, сравним с образцом СЛАЙД 1

3. Чтобы нам настроиться на урок нужно провести

Чистоговорку

Рок-рок-рок-начинается…

Прок-прок-прок-он пойдет ребятам в…

Ять-ять-ять-постарайтесь все…

Ать-ать –ать-будем грамотно…

 - Подумайте зачем мы изучаем русский язык? СЛАЙД 2

4. - Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную знаком. (Жестом)

- У кого просто хорошее настроение – поднимите соответствующий жест.

-  Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет соответствующий жест.

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

Настраиваются на урок

Работа над этапами урока

Проговаривают чистоговорку

 

Оценка своего настроя на урок

2

Актуализация и пробное учебное действие.

?

1Словарно-орфографическая работа СЛАЙД 3

Леяал, титпеап, ейнбасс, рамгм, ктивлекол, асклс, рросл

- Что перед вами напечатано? – набор букв

- Могу ли я назвать данные сочетания букв словами? – нет

Почему? - не понятен смысл

- Подумайте, какое задание можно подобрать к этим сочетаниям букв? (Измените буквы так чтобы получились слова)

-Запишите полученные слова.

- Что вы сейчас сделали? - расставили буквы в нужном порядке и смысл слов стал понятен.

- Из всех ли сочетаний букв у вас получились слова? – как бы вы не изменяли порядок букв в последнем «слове» у вас ничего не получилось. Следовательно, это не слово, а просто сочетание букв.

- Что объединяет все полученные слова? – удвоенные согласные

 Чему мы сейчас учились? Над чем работали?

2. Работа над деформированным предложением СЛАЙД 3

5                1         3          4           2  

аллее. Девочки по тенистой гуляли

-Используя одно из словарных слов составьте предложение.

- Что такое предложение? Какие предложения бывают по цели высказывания? По интонации? Составьте из данных слов предложение

Рассуждают над словами.

Упорядочивают буквы и получают нужные слова

2 человека у доски

Рассуждают думают делают выводы

Работают над предложением

1 человек у доски

3

Выявление места и причины затруднения

СЛОВО

Синквейн     СЛАЙД 4

1.

2.Грамотное, звучащее

3.Пишем, слышим, произносим

4.Помогает понимать друг друга.

5. Общение

- Какое понятие, какое ключевое слово характеризуют данные слова? - слово

- Давайте вспомним все что мы знаем о данном понятии?

Работа с «древом» понятий

Используя картинку дерева и опавшие «листочки» Подберите опавшие понятия, связанные с ключевой темой урока

«Какие бывают слова?»

Слова- предметы

Слова- действия

Слова- признаки

Многозначные

Однозначные
Синонимы
Омонимы
Антонимы

Собственные

Нарицательные

Одушевленные

Неодушевленные

….

Опираясь на опорные слова, определяют ключевое слово, которое является темой урока

Уточняют знания о слове

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Над чем же мы сегодня на уроке будем работать?

- Как мы будем работать над темой «слово»?

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова Константина Паустовского СДЛАЙД 5

«Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»

Уточняют тему урока.

Знакомятся с эпиграфом к уроку

5

Реализация построенного проекта.

-Вернемся к нашему не получившемуся сочетанию букв и получившемуся словарному слову. Давайте исследуем эти два буквенных сочетания СЛАЙД 6

Рросл                                                        асклс (класс)

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл

+

-

класс

+

+

- Слово имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю

- К внешней стороне слова мы можем отнести звуковую или буквенную форму

- Сколько букв в первом сочетании? 5 А во втором? 5

- Теперь посмотрим на внутреннюю сторону слова- на его содержание, значение

- Имеет ли смысл и значение первое сочетание букв? –нет

А второе сочетание – класс? Сколько значений имеет слово «класс»? Что нам помогает узнать о значении слов? – словари.  Словарь Ожегова предлагает нам 5 лексических значений слова «класс» СЛАЙД 7

- Давайте сделаем выводы. Могу ли я назвать первое сочетание букв словом? Почему нет? А второе сочетание букв? Почему –да?

- Итак, сочетание звуков (букв) не будет считаться словом, если оно не наполнено определенным смыслом (содержанием) в слайде 7

Проводят анализ двух сочетаний букв, делают выводы о том, что первое не является словом, так как не имеет смысла, значения, а второе имеет, так как наполнено смыслом

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику СЛАЙД 8

С. 65 Упр.100

- Почему запись одних и тех же букв приводит одного мальчика в ужас, а второго оставляет равнодушным?

- Какое сочетание букв является словом? Почему?

Оба сочетания имеют внешнюю сторону, но внутреннюю- значение – имеет только второе слово – пожар

Работа над сообщением Самоварова

Прочитайте сообщение Самоварова.  Что нового узнали? Что уточнили?

Рассуждают, делают выводы

Уточняют знания о слове

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Что написано на экране. Почему эти  группы букв можно назвать словом?

Рассмотрите группу слов. Какое задание можно подобрать к ней?

Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились новые слова СЛАЙД 9

Кума-  мука

Атлас- салат

Смола- масло

Угар- рагу

Ропот-топор

- Проверим на слайде презентации. Кто знает, как называется такая игра слов. Анаграммой называется такая перестановка букв в слове, которая приводит к новому слову

Работа в группах на листочках

Проверка по эталону.

Знакомство с понятием Анаграмма

8

Включение в систему знаний и повторение.

Письмо по памяти

Упр.102 с. 67

Сообщение Совенка

9

Рефлексии учебной деятельности.

Кто заканчивает урок в отличном настроении. Покажите сигнальную знаком. (Жестом)

- У кого просто в хорошем настроении – поднимите соответствующий жест.

-  Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет соответствующий жест.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что вы узнали о слове? Могу ли я слово назвать словом, если у него нет значения (если оно не наполнено содержанием)?

Подводят итог

Д.з. на инд листках - анаграммы

http://gorodigrushek.ru/wp-content/uploads/2012/10/1a4.jpghttp://gorodigrushek.ru/wp-content/uploads/2012/10/1a4.jpghttp://gorodigrushek.ru/wp-content/uploads/2012/10/1a4.jpg

Кума-  

Атлас-

Смола-

Угар-

Ропот-

Кума-  

Атлас-

Смола-

Угар-

Ропот-

Кума-  

Атлас-

Смола-

Угар-

Ропот-

Кума-  

Атлас-

Смола-

Угар-

Ропот-

Кума-  

Атлас-

Смола-

Угар-

Ропот-

Кума-  

Атлас-

Смола-

Угар-

Ропот-

Кума-  

Атлас-

Смола-

Угар-

Ропот-

Кума-  

Атлас-

Смола-

Угар-

Ропот-

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл

рросл

класс

класс

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл

рросл

класс

класс

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл

рросл

класс

класс

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл

рросл

класс

класс

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл

рросл

класс

класс

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл

рросл

класс

класс

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл

рросл

класс

класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка тип- урок «открытия» новых знаний Этапы? Мотивация Актуализация Выявление места и причины затруднения. Целеполагание и построение проекта Реализация Этап первичного закрепления Самостоятельная работа Включение в систему знаний Рефлексия

Слайд 2

ЧИСТОГОВОРКА Рок-рок-рок-начинается … Прок-прок-прок-он пойдет ребятам в… Ять-ять-ять-постарайтесь все… Ать-ать – ать -будем грамотно… Зачем мы изучаем русский язык?

Слайд 3

Леяал , титпеап , ейнбасс , рамгм , ктивлекол , асклс , рросл Аллея Аппетит Бассейн Грамм Коллектив Класс ?

Слайд 4

Синквейн 1 . 2.Грамотное, звучащее 3.Пишем, слышим, произносим 4.Помогает понимать друг друга. 5. Общение

Слайд 5

« Для всего , что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий ». К . Паустовский.

Слайд 6

рросл класс Внешняя сторона Внутренняя сторона Звуковая или буквенная форма Значение, смысл- содержание рросл класс

Слайд 7

КЛАСС 5 лексических значений слова «класс» НАПРИМЕР, - школьная комната для занятий - группа учеников, учащихся одного и того же года обучения или (в некоторых специальных учебных заведениях) проходящая один и тот же предмет Выводы : сочетание звуков (букв) не будет считаться словом, если оно не наполнено определенным смыслом (содержанием)

Слайд 8

Работа по учебнику С.65 упр.100 Внешняя сторона Внутренняя сторона Звуковая или буквенная форма Значение, смысл- содержание ОРПАЖ ПОЖАР

Слайд 9

Кума- Атлас- Смола- Угар- Ропот- мука салат масло рагу топор Анаграмма - такая перестановка букв в слове, которая приводит к новому слову

Слайд 10

ИТОГ: О чем нам сегодня рассказало слово? Что интересного для вас было в уроке? - Подведите итог по плану: МОУ лицей «Серпухов» Презентацию подготовила Учитель начальных классов: Назарук М.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка УМК Перспектива Слова с несколькими значениями

Урок  соответствует  ФГОС НОО, построен на системно-деятельностном подходе....

Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"

Конспект урока   Русский язык  2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"Тип урока: закрепление с использованием краеведческого материала...

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов...

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Фразеологизмы.Общение жестами.

Конспект урока с презентацией по теме "Что рассказало слово. Фразеологизмы."Тип урока- "открытие новых знаний"...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Раздельное написание предлогов со словами». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и предложения с предлогами, пра...