Открытый урок:Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Введенская Н.А.

Открытый урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русский язык69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Темниковская  средняя общеобразовательная школа  № 2»                          

Открытый урок по русскому языку  в    3 «Б»  классе

                                                                                   Провела:  Введенская Н.А.                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                     учитель  нач.  классов

                               

 

                                     Темников  2015 г.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Цели урока: обобщить  знания  детей о жизни и творчестве В.М Васнецова, учить “читать” картину, учить  составлять план, учить излагать текст по опорным словам, учить соблюдать последовательность  передачи текста, устанавливать связь между частями, учить проверять написанный текст, развивать интерес  к русской культуре, наследию, развивать умение работать самостоятельно, в группах, развивать орфографическую зоркость, память мышление, внимание, воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на тему “В.М. Васнецов. Снегурочка”, учебник “Русский язык” 1 часть, 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.

Учитель: Сегодня на уроке русского языка каждый из вас будет ПИСАТЕЛЕМ. Это значит, что вы можете сочинять, выдумывать, записывать и анализировать свою работу. Будем писать  сочинение по картине В. М. Васнецова “Снегурочка”.

3. Подготовительная работа.

Учитель: Вы разделились на 3 группы.

  1. “Мы – художники”. Подготовить сообщение о художнике В. М .Васнецове.
    2) 
    “Мы – музыканты”. Подготовить информацию о композиторе Н. А .Римском –Корсакове.
    3) 
    “Мы – корректоры”. Подготовить правила для написания сочинения.

4. Работа над темой.

Учитель: Очень скоро Новый год. В каждый дом приходят сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка. Кто она такая “Снегурочка”? По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу. Она дочь Мороза и Весны.

Учитель: Отгадайте загадки(уч-ся).

Все его зимой боятся – 
Больно может он кусаться. 
Прячьте уши, щёки, нос, 
Ведь на улице ... 

                          (Мороз)

(Слайд 2)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...

                             (Весна)

(Слайд 3)

Про Снегурочку

Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.

Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.

В прозрачных льдинках варежки
И шапочка на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей.

(Выставка рисунков про Снегурочку).

Учитель: Чтобы все узнать о Снегурочке, нужно отправиться в сказочное путешествие.

Итак, когда же и где появился образ Снегурочки?  Сначала в русских народных сказках возник  образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение.

Русская народная сказка “Снегурочка” .

 (Слайд 4)

 (Слайд 5)

 (Слайд 6)

 (Слайд 7)

Учитель,  Снегурочка  –  это  чисто русский  персонаж  и больше  ни у  одного  народа  в  мире    на новогодних праздниках не встречается.

(Слайд 8)

 Сообщение  ребят  по  группам.

1) “Мы – художники”.

Наша    группа   подготовила   сообщение  о  русском  художнике  В.М. Васнецове  (Слайд 9)

Вырос   Виктор  Михайлович  в  семье  священника,  в  Вятской   губернии.  Первые  уроки рисования  давал  ему  отец,  и  они  мальчику  очень  понравились. Он  захотел  стать   художником.  В.М. Васнецов  окончил  Петербургскую  Академию  искусств.  Нам понравились  картины: “Богатыри”, “Алёнушка”, “Снегурочка”.

Учитель: Молодцы! Вы выполнили свое задание.

2) “Мы – музыканты”.

Наша  группа  узнала    о  композиторе  Н.А. Римском-Корсакове.  Мы  слушали песню Снегурочки из   оперы «Снегурочка» . Это  таинственная,   завораживающая   музыка.  Хочется   послушать   её  еще  раз.(прослушивание музыки).

Учитель: Спасибо!   Вы  нам  помогли  узнать  новое  о  нашей  героине.

5. Работа  над  репродукцией.

Учитель:  Возьмите  учебник,  откройте  учебник  на  странице  123,  упражнение 238.  На страницах  учебника  размещена  картинная  галерея.  Найдите  репродукцию   В.М. Васнецова “Снегурочка”.

(Слайд 10-11)

Учитель: Кого вы видите на картине?

Дети: Мы видим Снегурочку.

Учитель: Что вы узнали о Снегурочке?

Дети: Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

Учитель: Откуда  она  вышла?

Дети: Она  вышла  из   волшебного   леса.

Учитель: Как  выглядит  природа  на  картине?

Дети: Наступила  зима.  Вокруг  темный  лес.  Алмазные  звезды  освещают  поляну.

Учитель:  Используя   опорные слова на странице учебника 123, опишите девушку.

Дети:  Из  леса  вышла  Снегурочка.  На  ней   красивый  наряд.  На  девушке  парчовая  шубка, шапочка  с  меховой  опушкой,  теплые  варежки.  Вся  одежда  жемчужно-серебристого   цвета.

Учитель:  Какие  краски  использует  художник?

Дети:  Художник  использует  белые,  серые  и  голубые  оттенки.  Это  придает  картине таинственность,  сказочность.

Учитель:  Как  вы  относитесь   к  картине?   Нравится  картина  вам  или  нет?

6. Работа  над  планом.

Учитель:   Чтобы  логически  правильно  письменно  передать  текст,  надо  пользоваться  планом.

Сколько частей  должно быть в сочинении ?

Правильно:  три  части.

1.Вступление.

2.Основная часть.

3.Заключение.

7. Коллективное  составление плана.

План:

  1. В.М. Васнецов.
  2. Снегурочка.
  3. Мое  отношение  к  картине.

(Слайд 12)

Кто из вас может  составить сочинение  по картине?

(Опрос детей).

       Морозная зимняя ночь. В небе мерцают алмазные звезды. Лунный свет посеребрил опушку темного леса. На заснеженной поляне стоит прекрасная девушка. Это Снегурочка - дочь Мороза и Весны. На ней красивый, расшитый жемчугом, украшенный вышивкой наряд: парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой и теплые варежки. Снегурочка идет в мир людей. Она напугана и растеряна. Тонкая березка и пушистые маленькие елочки провожают ее. Вдали горят огоньки - светлячки деревни, они манят и зовут Снегурочку. Что ждет ее там?..

     Я рассматриваю репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова "Снегурочка". На картине изображена зима, ночь. В темном лесу на освещенной лунным светом поляне стоит Снегурочка. На ней красивый наряд жемчужно-серебристого цвета: парчовая шубка с прелестными узорами. На голове шапочка с меховой опушкой. На руках теплые варежки. За Снегурочкой стоит тонкая березка.

     На переднем плане картины маленькие пушистые елочки. Вдалеке видны огоньки-светлячки.

     Меня восхищает мастерство Васнецова. Художник нарисовал действительно сказочную картину. И очень точно передал зимнее волшебство ночного леса.

    На картине В.М. Васнецова мы видим Снегурочку, которая идет по темному лесу. 

      Зимняя ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Посреди поляны стоит тонкая березка. Вдали мерцают огоньки деревни. Лунный свет освещает ее одинокую фигуру в красивом наряде. На Снегурочке длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, на руках теплые варежки. Она боязливо оглядывается, словно чего-то ждет. 

      Картина мне понравилась своим зимним очарованием. Но все же немного жаль Снегурочку, ведь ей страшно и одиноко одной в темном лесу.

 Я  смотрю на картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Он изображает на ней Снегурочку, которая идет по зимнему лесу.
Зимняя ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Звезды, как алмазы, сверкают на фоне угольно-черного неба. Пушистые, молодые елочки красуются друг перед другом своим снежными нарядами. Посреди полянки стоит одинокая, голая березка. Вдали мерцают огоньки деревни, словно чьи-то глаза. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет. Снегурочка боязливо оглядывается. Девушка одета в красивую шубу. На шубе - затейливый узор. На руках красивые, теплые варежки. Видно, что Снегурочке страшно.

    На картине великого русского художника В.М. Васнецова "Снегурочка" я вижу холодный темный лес, в котором заблудилась Снегурочка. На снежном покрове  видны следы зверей, а во тьме ночного леса сверкают глаза волков. На белоснежной полянке Снегурочку окружают пушистые елочки. Снегурочка одета в парчовую шубку жемчужно-серебристого цвета. Шапочка с меховой опушкой украшает голову девушки, теплые расписные варежки согревают ее руки. 

      Мне понравилась картина Васнецова, потому что очень точно передал художник настроение зимнего сказочного леса. Мы восхищаемся красотой зимы.

Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь и ждем, когда начнут твориться чудеса.

7. Рекомендации.

Учитель:

О  них  расскажут  ребята,  которые  работали  над  темой “Мы – корректоры”.

Дети:  Мы  хотим  рассказать  о  тех  правилах,  которыми  пользуемся  на  уроках  русского  языка:

  • Прежде  чем  написать  предложение,  проговори его.
  • Записал,  проверь.
  • Подумай,  какое  предложение  будет  следующим.
  • Не  повторяй  одно  и   то  же  слово,  используй синонимы.
  • Вспомни  орфограмму,  запиши  слово  правильно.

Учитель:  Спасибо,  молодцы!

8. Физминутка.

Пускай  снегами  все  заносит, 
(руки  через  стороны  вверх, опустили) 
Пускай  лютуют  холода, 
(руки  на  поясе,  повороты  туловища  влево- вправо )

Зима   меня   не  заморозит, 
Не  напугает  никогда. 
(левой  рукой  плавное  движение  вверх-вниз,  правая на поясе) 
Зимою  белые  снежинки 
Танцуют  за   моим  окном. 
(правой   рукой  плавное  движение  вверх-вниз,  левая  на  поясе) 
А  Дед  Мороз  свои  картинки 
Рисует  на  стекле  ночном. 
(Плавные  движения  двумя  руками  вверх-вниз  перед  собой) 

9. Работа  над  сочинением  (учащиеся  пишут  сочинение  по  плану).

10. Рефлексия.

Оцени  свою  работу.

11. Подведение  итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Здесь представлен подробный конспект урока Русского языка в 3 классе по УМК "Школа России" В.П.Канакина В.Г.Горецкий . сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка" с приложением и раздаточным мате...

План написания сочинения по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

Данный материал поможет учащимся самостоятельно проанализировать художественное произведение и написать сочинение-описание по опорным словам....

Урок развития речи в 3 классе "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка"

Цель урока: обучение школьников  написанию сочинения по картине. Задача  урока: формирование универсальных учебных действий:1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобра...

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»

Цель: познакомит с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художестве...

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс

В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Цель урока: обучение школьников  написанию сочинения по картине.Задача  урока: формирование универсальных учебных действий:1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразитель...