урок русского языка по теме:"Связь имени прилагательного с именем существительным" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

"Связь имени прилагательного с именем сушествительным" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk.yaz_11.03.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку:

-Долгожданный дан звонок

 начинается урок!

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

2.

3

Проверка дом. задания

Словарно-орфографическая работа

-откройте тетради (на печ. основе) стр.42,упр 92

На доске написана дата, прочитайте, объясните орфограммы, запишите в тетрадях.

– Определите словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, и назовите его.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

 А внутри секреты есть:

 Может — три,

  а может,  шесть.

   Разрумянилась немножко.

   Это русская...

-называют основу предложения

-называют падеж имен существительных в первом предложении

-называют, выписанные однокоренные слова и значимые части слов.

Записывают дату урока, подчеркивают орфограммы

Это слово матрёшка.

– Объясните лексическое значение этого слова:

Что такое матрёшка?

– Какая это игрушка?

Это игрушка. Она деревянная, красивая, состоит из нескольких маленьких кукол.

– Обобщите всё сказанное.

– Матрёшка – это деревянная игрушка, состоит из нескольких кукол.

– Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре даёт следующее определение:

Матрёшка  полуовальная, полая , деревянная, расписная кукла разнимающаяся посередине, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

 -читает в словаре ученик

– Запишите слово с комментированием.

– Слово матрёшка: три слога, ударение падает на второй слог, первая гласная а – безударная, непроверяемая, парная согласная ш, проверочное слово - матрёшечка.

4

Актуализация знаний

– Определите, какой частью речи является словарное слово.

– Имя существительное.

– Что такое имя существительное?

– Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?

– Назовите грамматические признаки имени существительного.

– Имена существительные могут быть одушевлённые и неодушевлённые, бывают мужского, женского или среднего рода .

– Как определить род имени существительного

– К именам существительным м.р. можно подставить слова–- он, мой.

Например,…

Ж. р. - она, моя. Например,

С.р. - оно, моё. Например,…

– У каких существительных мы не можем определить род?

– У существительных которые употребляются только во множественном числе.

– О какой части речи говорится в этом стихотворении:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

– Об имени прилагательном.

– Откройте учебники на стр.63.Прочитайте тему большого раздела.

- Но мы уже кое что знаем про имя прилагательное,т.к изучали его во 2 классе.

-Что такое имя прилагательное?

– Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

-в 3 классе мы будем более подробно говорить об имени прилагательном. Давайте уточним задачи, которые стоят перед нами на стр.63.Изучив раздел Вы получите ответы на все вопросы. На некоторые Вы получите уже сегодня, изучив новую тему.

Читают задачи на стр 63

5

Целеполагание и мотивация

– Я рассказала об истории русской матрёшки иностранному гостю, и после моей беседы он составил такие словосочетания

матрёшка деревянное

мастер знаменитая

дело золотой

(определите часть речи)

-1-й столбик - имена существительные, 2-й столбик - имена прилагательные.

– Прочитайте слова парами. Что вы заметили?

– Они не связаны.

– Что не хватает именам существительному и прилагательному?

– Связи между именем существительным и именем прилагательным.

 

– Сформулируйте проблему урока.

-я думаю, в течении урока мы найдем ответ на этот вопрос, продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.

“ Как связаны  имя существительное с именем прилагательным?”.

-Поставим задачи

1) узнать, как связаны между собой имя существительное и имя прилагательное;

2) научиться устанавливать взаимосвязь;

3) закрепить полученные знания на практике.

6

Изучение нового материала

– Приступаем реализации 1-ой задачи:

узнать, как связано имя прилагательное с именем существительным, и составить алгоритм своих действий, по которому нужно работать

 

– Какое слово главное в словосочетании?

– Имя существительное.

– Что мы определим у имени существительного?

– Определяем род и число.

Алгоритм действий:

1. Определить род и число имени существительного

матрёшка

– Имя существительное, женский род, единственное число.

– Следующий шаг?

– Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Матрёшка -ж .р. ед.ч.(какая?)

 

– Что нужно сделать в соответствии с вопросом?

3. Имя прилагательное должно стоять в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное.

Матрёшка –ж .р. ед.ч.(какая?) деревянная (ж.р. ед.ч.)

– Изменить имя прилагательное. Поставить его в том же роде, числе, что и существительное.

– Алгоритм действий составлен. Измените остальные словосочетания соответственно этому алгоритму.

Мастер – м.р. ед.ч. (какой?) знаменитый м.р. ед.ч.

Дело – ср.р. ед.ч. (какое?) золотое ср.р. ед.ч.

Дети объясняют. Учитель записывает на доске, дети в тетради.

-Какая существует связь между именем существительным и именем прилагательным?

Дети читают правило

Стр 64

7

Физкультминутка

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки.
(Топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки.
(Хлопают в ладоши)

Дети выполняют упражнения.

8

9

10

11

Закрепление

Итог

Д.з

– От какого слова зависит род и число имени прилагательного?

– От имени существительного, с которым оно связано?

– Проверим свой вывод.

(На мультим.доске)

Выполним упр.110 на стр 64 уч-к,

 в тетрадях

Откройте учебник (работа с учебником

– Подберите имена прилагательные.

Дети работают на мульт.доске. читают предложение, от сущ.ставят вопрос и подбирают имя прилагательное.

Записывают в тетрадь.

Игра « мышка»

Играют на  мульт.доске

– О чём мы говорили сегодня на уроке?

– В чём выражается связь прилагательного с существительным?

Игра «Лоси»

правило стр.64,подг к письму по памяти упр.109

– О связи имени прилагательного с именем существительным.

– Имя прилагательное стоит в том же роде и числа, что и существительное, от которого оно зависит.

-дети играют

Записывают задание в дневник