Конспект урока русского языка в 1 классе . Тема "Собственные имена"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока русского языка в 1 классе Тема: "Имена собственные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: «Собственные имена»

УМК: «Гармония» 1 класс

Цель: знакомство с именами собственными

Задачи: знакомить с новым научным словом «имя собственное»; учить писать имена, фамилии людей и клички животных с большой буквы; развивать орфографическую зоркость, память, речь; воспитывать внимательное отношение друг к другу; воспитывать интерес к родному языку

Познавательные УУД:

-умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

-делать выводы на основе анализа объектов;

-обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-планировать свою работу на уроке;

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умение работать в группе.

Личностные УУД:

-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: карточки со словами; презентация, звуковая запись утверждений Антона, сигнальные карточки

Ход урока:

Мобилизующее начало.

Проверка готовности к уроку. Организация класса.

– Ребята, сегодня у нас на уроке будет присутствовать дошкольник Антон. Он будет работать с нами вместе, а в конце урока мы сможем проверить себя и его.

Актуализация знаний.

1. Словарная работа. (Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К); оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р))

- Как называют мальчика, который учится в школе? (Ученик) (слайд 2)

- А девочку? (Ученица) (слайд 2)

- На какой вопрос отвечают слова? (Кто?)

- Это родственные слова? Докажите. (Да, есть общая часть и общее значение)

- Это слова-названия, слова-указатели или слова-помощники? (Названия)

- Кого называют слова? (Человека: мальчика и девочку)

-Запишите: девочкам – слово, называющее девочку, мальчикам – мальчика. Проговорите слова.

- Выделите «опасные при письме места».

- Проверьте себя. (слайд 2).

2. Постановка проблемного вопроса.(Определяют границы своего знания и незнания)

- Дай мне карандаш, пожалуйста. (Непонятно, кто должен это сделать)

- Что мне надо сделать, чтобы вам стало понятно, кто должен дать карандаш? (Назвать по имени) 

- Могу ли я, пользуясь этими словами: ученик, ученица, отличить вас друг от друга? (Нет)

- Саша, дай, пожалуйста, карандаш.

III. Постановка целей. (Планируют свою работу на уроке (Р))

- Сегодня мы поговорим об особых словах, называющих человека и животных, о собственных именах. (слайд 3)

-Какие вопросы можно поставить перед собой? Что хотели бы узнать?

IV. Открытие нового знания.

1. Проект учащегося. (Извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов;

делают выводы на основе анализа объектов (П); умение слушать и понимать других (К))

- Ученик нашего класса – Матвеев Артем – провел исследование на тему своего имени. Послушаем и посмотрим. (слайды 4-9)

- Итак, почему же собственные имена так называют? (Потому что оно принадлежит только конкретному человеку)

- Почему имена собственные пишутся с большой буквы? (Чтобы выделить эти слова из ряда других, называющих человека)

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак! (слайд 10)

- Действительно, обращаясь к человеку по имени, мы выражаем своё уважение к нему.

- Поэтому по правилам вежливости обращаясь к человеку, нужно обязательно называть его по имени.

2. Составление предложения. (Оформляют свои мысли в устной и письменной форме (К), оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей )

- Как себя назовёшь? Запиши2 предложение с этими словами.

Я- .

- Как можно проверить, правильно ли написали? (Посмотреть на тетради, спросить у учителя)

3.Физминутка.

4. Групповая работа. (Приложение 1) (Умение работать в группе ; обобщают и классифицируют по признакам

- Артем рассказывал нам о своей работе. Его фамилия – Матвеев – образовалась от имени Матвей. Есть у нас в классе еще один человек, у которого фамилия тоже образовалась от имени. (Романов)

- Вам задание: образуйте мужские фамилии от имен

Денис 1 ряд (Денисов) (у доски по 1 человеку от ряда)

Михаил 2 ряд (Михайлов)

Сергей 3 ряд (Сергеев)

- Какое одинаковое «опасное место» встретилось во всех словах? (Парный согласный в конце слова и безударный гласный)

5. Работа по учебнику. (с.19)(Извлекают информацию из текста учебника (П); обобщают информацию (Р))

- Прочти сведение в учебнике.

- Какие еще слова, кроме имен, фамилий людей являются собственными именами? (Клички животных)

6. Выборочное списывание. (№28) (Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей ))

- Выбери те группы слов, в которых есть клички животных.

- Спиши, выбирая нужные буквы.

корова Зорька коза Белянка

- Отметь «опасные при письме места».

- Почему корову и козу так назвали?

- Составь предложение с этими словами.

7. Самостоятельная работа. (Приложение 2)(Классифицируют (Р);оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р))

- Помогите Антону найти собственные имена.

Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Мухтар.

- Взаимопроверка. Проверь соседа. (слайд 11)

V. Задание на дом.

-Расскажите родным, что вы узнали об именах собственных.

VI. Итог урока. (слайды 12-14) (Осуществляют познавательную и личностную рефлексию ))

- Согласны ли с утверждениями Антона (сигнальные карточки):

Я понял, что собственные имена пишутся с большой буквы. (Да)

Я понял, что к собственным именам относятся только имена, фамилии, отчества людей и клички животных. (Нет)

Я понял, что большая буква в собственных именах «опасное при письме место». (Да)

- Мы говорим о собственных именах, называющих человека, животных. На какой вопрос они отвечают? (Кто?)

- А есть ли собственные имена, отвечающие на вопрос что? (Да, названия городов, рек, улиц, озёр и т.д.)

- Об этом мы поговорим на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс

Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать у...

Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс

Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 классЦель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать ...

Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс

Конспект урока русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс...

Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную буквы в именах собственных.Планируемые  результатыПредметные:различать ...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.

Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...