Все правила русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Герасимова Ирина Юрьевна

Основные правила русского языка в одной статье 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_pravila_russkogo_yazyka.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

             Это надо знать!!!!!!!!!!!!!

1. Речь бывает устная и письменная.

    Устная речь - когда мы говорим.

    Мы произносим звуки.

    Письменная речь – когда мы пишем.

    Пишем буквы.

    Наша речь состоит из предложений.

2. Предложение – это слово или несколько слов, которые

    выражает законченную мысль.                                                                                                                  

     Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

     В конце предложения обычно ставится точка(.) ,      

     восклицательный(!) или вопросительный знаки(?)                                        

     Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

     От одного члена предложения к другому может быть

     поставлен вопрос.

     Главные члены подлежащее и сказуемое составляют

     грамматическую основу предложения. Грамматическая

     основа может состоять и из одного главного члена –

     подлежащего или сказуемого ( Туман. Темнеет.)

     Подлежащее – главный член предложения, обозначает

     Главное действующее лицо или предмет. Подлежащее

     отвечает на вопрос кто? или что?

   

    Предложения бывают повествовательные, когда в              предложении, о чём - либо сообщается. В конце    повествовательного предложения ставится точка (.)

Вопросительные предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?)

Побудительные предложения, в которых содержится побуждение к действию, приказ или просьба.

Если в предложении выражается какое-либо чувство – радость, горе и т.д. предложение становится восклицательным. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!)

  3. Слова состоят из слогов.

      Слоги - это части слова, на которое оно разделяется          

      при  произношении.

              Сколько в слове гласных

              Столько и слогов.

              Это знает каждый

              Из учеников.

Например: лес ( 1гласный звук – 1 слог), зме-я ( 2 гласных звука – 2 слога), зо-ло-то ( 3 гласных звука – 3 слога).

1.Слово переносится с одной строчки на другую по слогам:

Например: се-реб-ро, се-реб-рис-тый, ма-ма.

2.Слово из одного слога не переносится.                    Например: дым,лить.

3.Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Например: и-ней, я-бло-ко.

4.Буква -й- при переносе не отделяется от гласной буквы.

Например: лей-ка, зай-чик.

5.Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы.

Например: паль-то,конь-ки.

6.При переносе слов с двойными согласными одну из согласных оставляют на строке, другую переносят.

Например: клас-сная,сон-ный.

4.Слоги состоят из букв.

     Слог бывает ударный и безударный.

     В каждом слове один гласный звук произносится сильнее

     других. Это ударный гласный звук. Остальные гласные  

     звуки в слове – безударные.

             Мы в слове слог ударный

             Найдём эле-мен-тар-но.

             А когда его найдём,

             Громче всех произнесём.

                                                 Ударный слог,ударный слог,

                                                 Он назван так не даром

                                                 Эй, невидимка молоток,

                                                  Отметь его ударом!

           

     В словах с одним слогом ударение не ставится.

     Например: лес, дом.

     Если в слове есть буква –ё- на неё ударение не ставится,

     она всегда ударная.

     Например: ёжики, пошёл.

                              - Расскажи-ка, буква Ё,

                                Как твоё житьё- бытьё?

                                Буква Ё даёт отчёт:

                              - Ничего житьё течёт.

                                Я – ударная всегда!

                               - Ой-ё-ёй, вот это да!

  1. Алфавит.

   

Аа             Бб              Вв              Гг                Дд            Ее

    (а)             (бэ)            (вэ)            (гэ)               (дэ)         (йэ)

   Ёе             Жж             Зз              Ии               Йй             Кк

   (йо)           (же)           (зэ)             (и)              ( и              (ка)

                                                                          краткое)

  Лл             Мм              Нн            Оо               Пп              Рр

  (эль)         (эм)              (эн)           (о)               (пэ)            (эр)

Сс              Тт                Уу             Фф             Хх               Цц

(эс)             (тэ)              (у)             (эф)           (ха)              (цэ)

Чч            Шш             Щщ             ъ                ы                   ь

(че)          (ша)             (ща)         твёрдый      (ы)           мягкий

                                                       знак                              знак

Ээ            Юю             Яя

(э)             (йу)            (йа)

6. Алфавит состоит из гласных и согласных звуков.

Гласных звуков шесть: [а]  [и]   [о]  [у]   [ы]   [э]

Гласных  букв  десять:    а, и, о, у, ы, э, е, ё. ю,  я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука-

[й э]   [й о]  [й у]   [й а] – в начале слова, после гласных

букв и после ь и ъ знаков.

Например: ёжик [й о ж ы к] маятник [м а й а т н и к]

                    льёт [л й о т]

После согласных букв буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласного звука.

При произношении согласный звук встречает преграду:

губы, зубы, язык.

Звонкие согласные звуки: [б]  [в]  [г]  [д]  [ж]  [з]  [й]  [л]  [м]  [н]  [р]

Глухие согласные звуки: [к]  [п]  [с]  [т]  [ф]  [х]  [ц]  [ч]  [ш]  [щ]

Согласных букв 21: б, в, г, д, ж. з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ч, ш, щ.

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие.

Большинство твёрдых и мягких согласных звуков образуют пару и называются парными.

   [б]  [в]   [г]   [д]   [ж]   [з]

   [п]  [ф]  [к]   [т]   [ш]   [с]

Бывают не парные согласные звуки:

Звонкие: [л]  [м]  [н]  [р]    [й]

Глухие:  [х]  [ц]  [ш]  [щ]

Согласные звуки [ж]  [ч]  [ш]  [щ]  называются шипящими.

  1. Части речи.

Слава называют предмет, признаки предметов, действия предметов.

Слова в нашем языке распределяются на большие группы – части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения, наречия, числительные и т.д.

       8.        Имя существительное.

Существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая его значение в формах рода, числа и падежа.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

К одушевлённым относятся существительные, отвечающие на вопрос кто? – в основном это живые существа, люди и животные (кошка, лиса, папа)

К неодушевлённым относятся существительные, отвечающие на вопрос что? – это существительные,

обозначающие конкретные предметы (портфель,книга,  дом и т. д.) явления природы ( буря, дождь), события

( презентация, война), действия или признаки ( чтение,

красота), свойства характера ( скромность, леность),

абстрактные понятия (вражда, злоба)

Имена существительные бывают собственные или нарицательные.

Нарицательные имена существительные являются названием любых однородных предметов.(город,река)

Собственные имена существительные являются названиями отдельных  единичных предметов.(город Москва, кошка Мурка) Имена собственные пишутся с большой буквы.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода:

Мужской род- имена существительные, которые можно заменить словами – он- (сундук) мой- (дом)

Женский род – имена существительные, которые можно заменить словами –она- (река) моя-(книга)

Средний род – имена существительные, которые можно заменить словами – оно-(зерно) – моё-(слово)

Имена существительные бывают исчисляемыми -             ( которые поддаются счёту: дома, яблоки) и не исчисляемыми, не поддающиеся счету(глупость, тишь)

Исчисляемые существительные изменяются по числам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет (гном, дом) во множественном числе – два или более предметов

гномы, дома)

9.Глагол.

Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол отвечает на вопросы:

Что делать? ( играть) что делал? ( играл)

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма не указывает на время и число глагола. Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.

Глаголы изменяются по числам. Если глагол обозначает действие одного предмета, то он отвечает на вопросы: что делал? ( играл) что сделает?                  ( поиграет)

Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он отвечает на вопросы: что делали?

(играли)  что сделают? (поиграют)

Глаголы изменяются по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

Что делаю? (играю) ,что делает?(играет).

Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

Что сделает?  (поиграет) что будет делать?            (будет играть)

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? ( играл) что делали? ( играли)

10.Прилагательное.

Имя прилагательное обозначает признак предметов.

И отвечает на вопросы, какой? Чей?

Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы какой? (добрый) какая? ( добрая)

какое? (доброе).

Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос какие?        (добрые)

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано ( зимняя вишня(ж.р.) зимний сад  ( м.р.))

11.  Местоимение.

      Местоимение, в отличие от имени существительного,

      не называет предмет, а только на него указывает; при              

      этом местоимение отвечает на те же вопросы, что и  

      имена существительные. Я, ты, он, она, оно, мы, вы,

      они - личные местоимения.

           Личные местоимения бывают первого, второго и

           третьего лица: 1-е лицо – я, мы

                                     2-е лицо – ты, вы

                                     3-е лицо -  он, она, оно, они

12.Предлог.

        Предлог – это слова, которые служат для связи слов   в предложении: для, до, за, из, без, у, к, в, о, около, об, от, на, над, под, по, с.

Предлоги с другими словами в предложении  пишутся

Раздельно ( Солнце в сердце моём)

Написание предлогов не зависит от их произношения: предлоги всегда пишутся одинаково: без, в, вокруг, до, за, из, к, на, над, о, об, около, от, перед, по, под, с.

В русском языке есть одинаковые по написанию предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, о, об, от, с, со.

Чтобы отличить предлог от приставки. Нужно запомнить, что между предлогом и словом , перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос: ( Птица на ветке Птица (на чём?) на ветке.)

Предлог никогда не стоит перед словами, которые обозначают действия предмета, - глаголами:                      ( что сделал? стёр)

Предлоги « из-за» и «из-под» пишутся через дефис.

13.Омонимы

       Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. ( нота – графический знак, изображающий музыкальный знак, а так же сам звук.

                                  -  текст музыкального произведения,

графически изображённый.

                                   - оттенок речи.

                       Нота – дипломатическое обращение одного

государства к другому.

14.Синонимы.

       Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся написанием и произношением, а также оттенками значения и употреблением, называются синонимами.( отрава – яд,

земля – почва)

15.Антонимы.

Слова одной и той же речи с противоположным лексическим значением называются антонимами.

( жар – холод, день – ночь)

16.Состав слова.

       Слово состоит из значимых частей, называемых морфемами. Корень, приставка, суффикс, окончание –

это морфемы.

17.Корень.

Корень – это общая часть однокоренных слов.

Корень является главной значимой частью слова, он содержит в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Однокоренные слова могут, относится к разным частям речи: ( вода- водица- водичка- водный)

В словах может быть и два корня, если оно образованно из двух слов: ( водопровод, небоскрёб)

18.Приставка.

        Приставка – это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служит для образования новых слов:

( печатать – допечатать, перепечатать, напечатать)

приставка является частью слова и на письме она не может отделяться от корня.

Приставки: в, во, с, со, о, об, обо, от, ото, пере, по, под, подо, до, про, вы, на, над, за – пишутся всегда одинаково,

Независимо от их произношения.

Чтобы определить приставку в слове, нужно найти однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: (подберёзовик – берёза)

Слово может иметь сразу две приставки, когда оно образованно таким образом: ( стыть – остыть – поостыть)

19.Суффикс.

Суффикс – это значимая часть слов, стоящая после корня. Суффикс обычно служит для образования слов, иногда – для изменения формы слова: ( тупенький, туповатый, тупик)

В одном слове часто бывает два суффикса:(лиственница, газированный)

Самые распространённые суффиксы: -к-, -и-, -н-, -ек-,

-ёк-, -ик-, -ок-, -ов-, -ск-, -ющ-, -енн-, -инк-, -ник-, -очк-

-щик-, -чик-, -ист-, -ишк-, -ушк-, -ышк-, -юшк-, -ышк-, -юшк-, еньк-, -оньк-, еват-. –оват-, -тель-.

20.Окончание.

      Окончание – это изменяемая часть слова.

       Окончание является формообразующей частью слова,

       Определяет грамматическое значение слова.

       Окончание может быть нулевым, не выраженным    

       Звуками и буквами.

       Окончание служит для связи слов в словосочетании и

        предложении.

21.Основа.

      Основа – это всё неизменяемая часть слова, за исключением изменяемого окончания. Иначе говоря,

в основу  входят  приставки, корни и суффиксы слова:

( крахмал – крахмала ( основа крахмал))

В основе слова заключается его лексическое значение.

Неизменяемые слова состоят только из основы          (какао, вчера, однако)

22. Орфограмма.

 Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами.

23.Правописание проверяемых безударных гласных

   в корне слова.

Для правильного написания безударной гласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором бы проверяемая гласная находилась под ударением: ( сторона – стороны,

колосок – колос – колосья)

Безударная гласная может находиться не в корне слова, а в приставке или суффиксе, поэтому нужно помнить правильное написание суффиксов и приставок:

по -. пере -, про -,под -, очк -, ечк -, еньк -, оньк –

24. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. Словарные слова.

                   Запомни!!!!!!!!

 Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ, арбуз, берёза, валенки, горох, девочка,

дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш,  

класс, коньки, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель,

молоко, морковь, мороз, одежда, пенал, петух, платок,

посуда, работа, сапоги, сахар, сорока, стакан, тарелка,

тетрадь, хорошо, экран.

      Выучи словарные слова НАИЗУСТЬ!!!!!!!

25. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Для правильного написания согласной в корне слова нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором бы после проверяемой согласной стоял гласный или согласные л, м, н, р.

( поезд – поезда, низкий – низок)

26. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Для правильного написания непроизносимой согласной в корне слова, нужно подобрать такое слово, в котором проверяемая согласная слышится отчётливо:

( поздно – опоздал, сердце – сердечный)

27. Буквы и, у, а после шипящих.

     После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а и никогда не пишутся ы, ю, я.

Жи – ши пиши с буквой –и- ( жирный, жираф, шина, машина) 

Ча –ща  пиши с буквой –а- ( свеча, дача, чаща)

Чу – щу пиши с буквой – у- (щука, чудо)

Исключения: брошюра, жюри, парашют.

28. Разделительный Ь и Ъ 

 Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я 

Только после приставок, оканчивающихся на согласную:

( подъезд, съезд)

Разделительный Ь ставится перед буквами е, ё, я, ю, и внутри слова, но не после приставки: ( воробьи, пьеса)

 

29. В сочетаниях ЧК, чн, нч, чт, щн, пщ, щр, рщ, нт, нн

мягкий знак не пишется: ( речка, мощный, почта)

30. Словосочетание.

      Словосочетание – это два слова, которые связаны между собой по смыслу. Одно слово в словосочетании зависит от другого:( В темноте прячутся злобные карлики – два словосочетания: Карлики ( какие?) злобные. Прячутся (где?) в темноте.

Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием.

 

31. Члены предложения.

       Главные члены предложения подлежащее и сказуемое составляет грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа может состоять из одного главного члена предложения – подлежащего и сказуемого.

(Туман. Темнеет. Чищу овощи для щей.)

_______________________________      _____________________________              ____________________      

                                                                   _____________________________               ____________________

  32.Подлежащее – главный член предложения, обозначает главное действующее лицо или предмет. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?

Обычно подлежащее выражается именем существительным или местоимением. Оно связано со сказуемым по смыслу.

При разборе предложения подлежащее подчёркивается одной чертой: (На комод забрался ёжик.)

                                                                                                                                                                                                      ______________________________          ____________________

                                                                                                                                                                                                     ______________________________

33.Сказуемое – главный член предложения называющий действие. Отвечает на вопрос что делает? что сделает?

Обычно сказуемое выражается глаголом. При разборе предложения сказуемое подчёркивается двумя чертами: (Мышка спит)

          __________________________          ________________

                                                                       _________________

     

                                                                     

34.Предложения, состоящие только из главных членов,

называется нераспространённым.

Предложение, которое, кроме главных членов, имеют второстепенные члены предложения, называются распространёнными.

35.Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.

Остальные члены предложения являются второстепенными.

Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее,  сказуемое или другой второстепенный член:

( Собака воет. Облезлая собака воет на луну морозной

                _________________________          __________________                                                                                   ________________________        _______________

                                                                        __________________                                                                                                                                             _______________

зимней ночью.)

                 

Слова в предложении связаны  друг с другом по смыслу. Для того чтобы найти эту связь, нужно ставить вопросы от одного слова к другому: ( Собака (какая?) облезлая; воет      ( на что?) на луну; воет (когда?) ночью; ночью (какой?)

зимней, морозной.

36. Простое и сложное предложение.

Простое предложение имеет одну грамматическую основу.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких предложений.( Дети смотрят на фокусника – простое.    

                                                                                                                       ____________________       ___________________________

                                                                                                                                                                       __________________________

Дети смотрят на фокусника, он машет им рукой, а в это

 ________________     _____________________________                                                                                                                              __________     ______________________                                                                                                                                                                              

                                         _____________________________                                                                                                                                                        ______________________

время его ассистент запихивает кролика в цилиндр –

                                                                                 ___________________________________         ________________________________________

                                                                                                                                                                _________________________________________

сложное)

37. Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу. То, о чём говорится в тексте, - это тема.

Основная мысль текста – это самое важное , что имел ввиду автор.

38. Текст- повествование отвечает на вопросы                               что случилось? что  произошло? и рассказывает о том что произошло.

39. Текст – описание описывает людей, животных, события, предметы. К такому тексту можно задать вопросы какой? какая? какое?  

40. Текст – рассуждение объясняют причину событий, явлений. К такому тексту можно поставить вопрос почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила русского языка

В презентации можно найти информацию по любым правилам....

Правила русского языка

Эта презентация содержит вопросы по всем разделам курса русского языка в 3 классе....

Правила русского языка 1 класс

краткое содержание правил по русскому языку 1 класса...

Развитие у младших школьников умения применять правила русского языка в условиях осуществления деятельностного подхода

Данная статья показывает применение в практической работе с младшими школьниками  деятельностного подхода применительно к развитию умения пользоваться правилами по русскому языку в начальной школ...

Развитие у младших школьников умения применять правила русского языка в условиях осуществления деятельностного подхода

Презентация к одноименной статье раскрывает основные моменты применения в практической работе с младшими школьниками деятельностного подхода....

Основные правила русского языка

В данном файле собраны основные правила русского языка в начальной школе. Данный материал можно использовать как частями, так и для повторения ....

ПРАВИЛА РУССКИЙ ЯЗЫК

Очень полезный материал....