Конспект изучения буквы и звука А
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Рулькова Александра Михайловна

1 класс программа XXI век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_a_zvuk_a.docx19.81 КБ
Office presentation icon bukva_a.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. 1 КЛАСС 

Тема урока: Гласный звук [а], буквы А,а. 
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 

Цель: Создавать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности, учебных умений (моделирование учебных действий, действие самоконтроля и самооценки, взаимопроверка). 

Задачи: 
1) обучающие: 
• познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А,а. 
• совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах; кратко характеризовать качественные признаки звуков. 
• Проводить звуковой анализ и строить модели слов 
2) развивающие: 
• развивать связанную и учебно-научную речь учащихся; 
• развитие процессов синтеза и анализа; 
• развитие памяти. 
3) воспитывающие: 
• воспитание культуры речи 
• воспитывать толерантность по отношению друг к другу 

Оборудование урока: учебник «Букварь», авт. Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова; мультимедийная презентация, пеналы с фишками, карточки. 

Приложения к уроку: приложение 1 - презентация «Буква А,а», 
Ход урока: 
I.Орг. момент 
Учитель: 
Утром ранним кто-то странный 
Заглянул в мое окно, 
На ладони появилось рыжее пятно. 
Это солнце заглянуло, 
Будто руку протянуло, 
Тонкий лучик золотой. 
И как с первым лучшим другом 
Поздоровалось со мной. 
(Приложение 1 - на слайде 1 – солнышко) 
Учитель: 
- Здравствуйте, ребята! 
- Поздоровайтесь с нашими гостями. 
II. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала. 
Учитель: 
-Урок начнем с опроса: 
Учитель: 
- На какие 2 группы можно разделить все звуки? 
Ученики: 
- Все звуки можно разделить на гласные и согласные 
(Приложение 1. На слайде появляется – «гласные и согласные») 
Учитель: 
- На какие группы можно разделить все согласные звуки? 

Учитель: 
- Как отличить гласные звуки от согласных? 

2. Артикуляционная гимнастика 
Учитель: 
- Что нужно говорить, когда доктор осматривает горло?(А_А_А) 
- Обратите внимание на форму открытого рта. Звук произносится свободно, воздух, выходящий при этом изо рта, незаметен. 

Учитель: 
- Отгадайте загадки. 
Он большой, как мяч футбольный, 
Если спелый- все довольны, 
Так приятен он на вкус! 
И зовут его --- 
- Произнесите первый звук в слове арбуз. 
Слайд 
Солнце жжет мою макушку, 
Хочет сделать погремушку. 
Произнесите второй звук в слове мак. 
Слайд 
Кругла да гладка, 
Откусишь-сладка. 
Засела крепко 
На грядке …

Слайд 
- Произнесите последний звук в слове репка. 
- С каким звуком познакомимся на уроке? 
- Где может находиться звук /а/ в слове. 

III. Объявление темы и постановка целей урока. 
- Познакомимся со звуком /а/ и буквами А,а. 

Физкультминутка 
IV. Изучение нового материала. Звуковой анализ слова Анюта. 
Учебник стр. 30. 
- Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? 
( фишки, букву) 
- Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ. 
- « Прочитайте» слово Анюта, ведя указку по схеме звукового состава слова. Сколько звуков в этом слове? Нарисуйте на маркерной доске схему 
- Выделите интонационно 1 звук. 
-Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте цветом на схеме этот звук. Каким цветом закрасили первое окошечко? 
- Выделите интонационно 2 звук. 
- Объясните, каким цветом нужно обозначить этот звук? 
- Выделите интонационно 3 звук. 
- Объясните, какой это звук и как его обозначить. 
- Прочитайте слово Анюта так, чтобы отчетливо был слышен 4 звук. 
- Назовите 5 звук. Объясните, как его нужно обозначить на схеме. 
- Сколько в слове Анюта звуков /а/? 
- Какие они по счету? 
- После какого согласного стоит второй звук /а/? 

Запомните правило: После твердых согласных звук /а/ записывается буквой а. 
Слайд А,а. 
Всем известно буква А- буква очень славная. 
Да к тому же буква А в алфавите главная. 
Обожают этот звук и Андрей и Аллочка, 
Палка там и палка тут, а в середине палочка. 

_Когда на письме употребляется заглавная буква? 
- Перед нами звуковая схема слова имени девочки. Замените звук /а/ на буквы.
ФИЗМИНУТКА. 

V. Первичная проверка усвоения знаний. 
Игра « Живые звуки». 
- Раздать фишки. 
- Твердый согласный отзовись. Поставь фишку в схему. 
- 3 звук в слове отзовись. Какой буквой обозначаешься в слове? 
- Мягкий согласный займи свое место. 
- Гласный звук отзовись. Какой буквой обозначаетесь на письме. В чем ваше отличие? 
Займите свое место в схеме. 

VI. Первичное закрепление знаний. 
Дифференцированная работа. 
1 Звуковой анализ слова ЛУНА. 
2 подчеркнуть в предлож. букву А,а. 

VII. Подведение итогов урока. 
- Игра на внимание. 

Стихотворение С.Маршака 
Вот мраморная арка 
Ведет в аллею парка. 
Идет аллея до ворот, 
А у ворот автобус ждет. 

Да вот фруктовый магазин! 
Здесь припасли для нас 
Антоновку и апельсин, 
Арбуз и ананас. 
Вот абрикос, а вот айва… 
Какие вкусные слова- 
И все на букву… 

- Назовите слова, которые начинаются на букву а. 
- С каким звуком мы с вами познакомились сегодня?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Согласные Гласные

Слайд 2

?

Слайд 3

?

Слайд 4

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Изучение букв и звуков английского алфавита в начальной школе"

Данная разработка посвещена первым 10 минутам урока, когда мы делаем фонетическую разминку  и повторяем и закрепляем пройденные буква и звуки английского алфавита".  Это, своего рода, ...

методическая разработка по теме: "Изучение букв и звуков английского алфавита в начальной школе"

Данная разработка посвещена первым 10 минутам урока, когда мы делаем фонетическую разминку : повторяем и закрепляем пройденные буква и звуки английского алфавита".  Это, своего рода,  мини-и...

методическая разработка по теме: "Изучение букв и звуков английского алфавита в начальной школе"

Данная разработка посвещена первым 10 минутам урока, когда мы делаем фонетическую разминку : повторяем и закрепляем пройденные буква и звуки английского алфавита".  Это, своего рода,  мини-и...

Изучение букв и звуков английского языка для 2-х классов

Упражнения для изучения букв и звуков английского языка для учащихся 2-х классов...

Конспект урока по английскому языку 2 класс УМК "Brilliant English" Тема: «Изучение букв и звуков»

Цели деятельности учителя:  формирование у младших школьников слухо-произносительных и лексических навыковПланируемые результаты: Предметные:уметь произносить звуки [æ]; [ei]; [e]; [i:]; [I]; [ai...

Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков.

Закрепление изученных букв и звуков, которые они обозначают. Различение согласных и гласных звуков....