Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка» в национальных классах.
творческая работа учащихся по русскому языку (4 класс) на тему

Байыр Аяк-Хээ Федоровна

Развивать связную устную и письменную речь уч-ся используя подстановочные таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_4_klass_v_nats._klassah.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка». Учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть с.58-61. Авторы – Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова. Кызыл 2012 год.

Тема урока: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка». 2 урока.

Цели урока:

  1. Развивать связную устную и письменную речь уч-ся используя подстановочные таблицы.
  2. Обогащать словарный запас уч-ся.
  3. Учить детей осмысливать содержание картины.
  4. Совершенствовать умение подбирать необходимые для описания картины слова.
  5. Формировать умение выражать своё отношение, чувства к изображаемому.
  6. Развивать мышление, воображение, расширять кругозор уч-ся.
  7. Воспитывать любовь и интерес к живописи.

Оборудование:1.Репродукция картины В.М.Васнецова, 2.Стихотворение. 3. Портрет В.М.Васнецо-ва. 4.Другие картины Васнецова. 5. Эпитет на листочках на каждую парту. 6.Подстановочные таблицы на каждую парту.

ХОД УРОКА.

1.Сообщение цели урока.

1)Словарная работа.

-Объясните как вы понимаете слова, словосочетания?

Непоседа –очень подвижный, беспокойный ребёнок.

Поникла голова – опустить вниз голову.

Приключиться – произойти, случиться.

Иллюстрация – рисунок, поясняющий текст.

Чаща – густой, частый лес.

Омут – водоворот на реке, глубокая яма на дне реки, озера.

           2)Слушание стихотворения.

Послушайте внимательно это стихотворение. Кто героиня этого стихотворения?

            Присела девочка на берегу пруда,

            Коса распущена, оборвано платьишко,

            Босые ноги леденит холодный камень,

            На руки детские поникла голова…

            Какая ж приключилась с ней беда?

            Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя?

            Иль потеряла братца-непоседу –

            По лесу долго бегала, кричала,

            Присела отдохнуть, а встать не может –

            Тяжёлое горе, не даёт подняться.

            И лес притих. Умолкли птицы,

            Вода застыла – ни кругов, ни звука.

            Всё сторожит Алёнушки покой.

- О ком это стихотворение?

- Как вы догадались?

- Сегодня на уроке вы будете учиться писать сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова – знаменитого русского художника 19 века.

             2.Краткий рассказ учителя о В.М.Васнецове. Показ портрета художника.

                Виктор Михайлович Васнецов родился  в 1848 году. Жил и творил во второй половине 19  века. Он на своих картинах воспевал силу, красоту и величие русского народа. Художник очень глубоко чувствовал красоту русских сказок. Народное творчество вдохновило В.М.Васнецова на создание бессмертных художественных произведений. Через всё своё творчество он принёс огромную любовь к человеку, веру в его светлое, счастливое будущее.

             3.Показ картин «Иван царевич и Серый Волк», «Три богатыря» и других.

             4.Подготовка к восприятию картины.

             1)Беседа.

-Мы прочитали русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Из сказки мы узнали, что происходит с Алёнушкой.

-Какая Алёнушка в сказке? (добрая, ласковая, красивая, спокойная)

-Когда вы особенно переживали за героиню сказки? (когда её брат превратился в козлёночка, когда её утопила злая ведьма)

-Какой была Алёнушка, когда случилась беда? (грустной, печальной)

-Сказка повествует нам об Алёнушке, но описания её в сказке нет. Художник Виктор Михайлович Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку. Он написал свою картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

-Можно ли эту картину художника назвать иллюстрацией к сказке? (нет, это не иллюстрация, иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями. В сказке Алёнушку ведьма утопила, козлёночек прибежал к реке, зовёт сестрицу. На картине нет ни ведьмы, ни козлёночка.)

-Да, это не иллюстрация. Это картина, на которой Васнецов показывает обобщённый образ русской девочки-сиротки трудолюбивой, доброй, простой и скромной. Художник создал не сказочный персонаж. А правдивый образ крестьянской девочки и выражает своё отношение к ней, ласково назвав картину «Алёнушка». Картину он написал в 1881 году, она находится в Третьяковской картинной галерее в Москве.

              5.Рассматривание картины.

              1)Беседа.

-Посмотрите на картину внимательно. А теперь закройте глаза, представьте себе эту картину и скажите, что вы видите ярче всего? (Алёнушку, её печальные глаза, позу)

- Почему художник изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (она главный герой этой картины, художник хочет, чтобы мы сразу обратили не неё внимание)

- Где сидит Алёнушка? (она сидит на камне у озера)

- В какой позе изобразил её художник? Почему? (Алёнушка положила голову на колени, ей грустно, смотрит на воду)

- Какое настроение у Алёнушки? (грустное, печальное)

- Почему она грустит? (печалится о братце, о том, что она сирота, одна-одинёшенька)

- Как сумел Васнецов показать нам, что эта девочка сирота? (она бедно об\дета, ноги голые, босые, на ней выцветшая кофта, старый сарафан)

- Какое время года изобразил художник? (начало осени)

- Как Васнецов показал нам, что приближается осень? (жёлтые листья плавают по воде, желтеют листья на берёзах)

- Почему художник выбрал именно это время года? (осенняя природа грустная, она начинает увядать, в картине природа грустит вместе с Алёнушкой, природа помогает нам понять состояние души девушки, лес тёмный, вода тёмная и на душе у неё темно, тоскливо)

- Какое настроение вызывает у нас картина? (грустное, печальное)

- Что помогло автору картины вызвать у вас такое настроение? Посмотрите ещё раз на картину. (поза Алёнушки, выражение лица, одежда старая, тёмный лес, нет ярких радостных красок)

              2)Выявление основных микротем картины.

- О чём вы должны ещё написать в сочинении? (о лесе, о небе, об озере) Какие они, опишите.

              Лес – Какой? – дремучий, тёмный, таинственный, тревожный.

              Небо – Какое? – серое, осеннее, пасмурное, неласковое.

              Озеро – Какое? – глубокое, холодное, тёмное, печальное.

             6.Составление плана сочинения.

- Запишите эпиграф. Эпиграф – это предложения, стихи, пословицы, в которых выражена главная мысль произведения.

             Присела девочка на берегу пруда.

             Коса распущена, оборвано платьишко,

             Босые ноги леденит холодный камень,

             На руки детские поникла голова…

             Присела отдохнуть, а встать не может –

             Тяжёло горе, не даёт подняться.

              И лес притих. Умолкли птицы.

              Вода застыла – ни кругов, ни звука,

              Всё сторожит Алёнушки покой.

              ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

1)Образ Алёнушки.

2)Описание леса, неба, озера, деревьев, птичек.

3)Наше отношение  к Алёнушке.

              7. Работа по подстановочным  таблицам.

1)Чтение и составление разных вариантов предложений по каждой табличке.

1.

   

         На

картине

полотне

 

Виктора Васнецова

я

мы

вижу

видим

дремучий

глухой

лес,

мрачный

омут.

пруд.

глубокий

холодный

чёрный

2.

В центре

картины

полотна

холста

у

воды

пруда

омута

на

большом

сером

камне

валуне

грустно

задумчиво

одиноко

поджав ноги

обхватив колени руками

сидит

отдыхает

печальная

Алёнушка

уставшая

девушка

крестьянская

девочка- -подросток

3.

Она

положила

склонила

опустила

голову на колени.

4.

У

девушки

Алёнушки

неё

глаза

широко раскрытые,

грустные.

печальные,

большие,

полные слёз.

5.

Она

печально

грустно

задумчиво

смотрит

глядит

на

холодную

стоячую

неподвижную

застывшую

воду

гладь

омута.

лесного пруда.

озера.

6.

На лице

девочки

Алёнушки

горе, печаль.

грусть, тоска.

7.

Алёнушка

Девушка

одета

очень бедно,

сарафан,

кофточку,

ноги у неё босые.

в

рваный

старенький

выцветшую

вылинявшую

8.

Она убежала из дома от

злых людей.

обидчиков.

9.Абзац.

На

картине

полотне

холсте

изображена

изображено

первая пора увядания природы.

ранняя осень.

начало осени.

10.

Осеннее небо

хмурое,

серое,

унылое,

неприветливое.

11.

Солнечные лучи

Лучи солнца

слабо

тускло

освещают

верхушки

макушки

деревьев.

12.

Тихо

Печально

застыли

стоят

стройные берёзки,

молоденькие осинки,

зелёные ёлочки.

13.  

Жёлтые

Пожелтевшие

листья

медленно

плавно

кружатся

 падают

плывут

в воздухе.

на воду.

в воду.

по воде.

14.

На берёзке

тихо

молча

сидят

ласточки,

птички,

смотрят на Алёнушку.

15.

Они

сочувствуют

сопереживают

ей,

девушке,

сиротке,

но ничем помочь не могут.

16.

Скоро покинут родные

места.

края.

17.

Природа

грустит

плачет

переживает

вместе с Алёнушкой.

 18.

Картина

Полотно

вызывает

навевает

у меня

у нас

чувство

желание

сострадания,

волнения,

тревоги,

жалости,

грусти,

помочь девочке,

защитить её от злых людей.

19.

Она

Оно

меня

нас

трогает,

волнует,

заставляет

волноваться

переживать

за

сиротку.

девушку.

Алёнушку.

           8.Устное составление своего рассказа 5-6 учениками.

           9.Самостоятельная работа.

         10.Итог урока.

-Что вы учились делать на уроке?

-Кто автор картины?

-Какие чувства вызвала у вас эта картина?

                               

  СОЧИНЕНИЕ.

                                    Алёнушка.

           На картине Виктора Васнецова я вижу дремучий, мрачный лес, глубокий, чёрный омут. В центре полотна у пруда на большом камне одиноко поджав ноги сидит печальная Алёнушка. Она склонила голову на колени. У неё глаза грустные, полные слёз. Она задумчиво смотрит на неподвижную гладь лесного озера. На лице девочки горе, печаль. Девушка одета очень бедно, в рваный сарафан, в выцветшую кофточку, ноги у неё босые. Она убежала из дома от злых людей.

           На картине изображена первая пора увядания природы. Осеннее небо хмурое, неприветливое. Солнечные лучи слабо освещают верхушки деревьев. Тихо застыли стройные берёзки, молоденькие осинки, зелёные ёлочки. Жёлтые листья медленно кружатся в воздухе и падают на воду. На берёзке тихо сидят ласточки, смотря на Алёнушку. Они сочувствуют ей, но ничем помочь не могут. Скоро покинут родные места. Природа грустит вместе с Алёнушкой. Картина вызывает у меня чувство сострадания, тревоги, желание помочь девочке. Она меня трогает, заставляет волноваться за сиротку.

                              СОЧИНЕНИЕ.

                                Алёнушка.

             На полотне Виктора Васнецова мы видим глухой, мрачный лес, холодную воду. В центре холста у омута на большом сером валуне задумчиво, обхватив колени руками отдыхает уставшая девочка – подросток. Она опустила  голову на колени. У Алёнушки большие, грустные. Она печально глядит на холодную воду омута. На лице девочки грусть, тоска. Девушка одета в старенький сарафан, в вылинявшую кофточку, ноги у неё босые. Она убежала из дома от обидчиков.

              На полотне изображено начало осени. Осеннее небо серое, унылое. Лучи солнца тускло освещают макушки деревьев. Печально стоят стройные берёзки, молоденькие осинки, зелёные ёлочки. Пожелтевшие листья плавно падают в омут и плывут по воде. На берёзке молча сидят птички, смотрят на Алёнушку. Они сопереживают девушке, но ничем помочь не могут. Скоро покинут родные края. Природа плачет вместе с Алёнушкой. Полотно навевает у нас чувство жалости, волнения, желание защитить её от злых людей. Оно нас волнует, заставляет переживать за девушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; ...

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» Русский язык. 4 класс

Цель:познакомить с содержанием картины, ее композиций, деталями; написать сочинение, выразив свое отношение с изображенному, точно употребив слова и словосочетания в тексте....

Русский язык. 4 класс Тема: Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цель:познакомить с содержанием картины, ее композиций, деталями; написать сочинение, выразив свое отношение с изображенному, точно употребив слова и словосочетания в тексте....

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочине...

Презентация к сочинению по картине.В.М. Васнецова "Алёнушка"

Презентация позволяет наглядно представить материал урока....

Беседа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». (внеклассное мероприятие)

Цель:1.     Познакомить детей с биографией художника М. В. Васнецова, его картиной «Алёнушка».Задачи:1.     Рассказать детям о художнике и раскрыть содержание к...