Образование слов при помощи суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пономарева Оксана Валерьевна

2 класс, УМК " Школа  XXI века".

Открытый урок проведён 12.12.2016 года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_2_klass_suffiksy.docx10.41 КБ
Microsoft Office document icon analiz_uroka.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 "Б" классе

ГБОУ Школы  281 г. Москвы

Провела учитель начальных классов  I категории

Пономарева Оксана Валерьевна

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Значения суффиксов.

Тип урока: изучение нового материала.
Цель  урока:
-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Задачи  урока:

предметные
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся;

метапредметные
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование:
-ноутбук, проектор, презентация к уроку;
-карточки для индивидуальной работы и работы в парах;
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по литературному чтению (1 часть, автор Л.А.Ефросинина);
-справочник по литературному чтению «Книгочей»;
-таблицы с суффиксами и значениями суффиксов.

I.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
 Нам пора начать урок.
- Проверьте готовность к уроку.
-Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)

-Вспомните правила работы в паре.

Сообщение темы и задач урока.

-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем  уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы  в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд 1)

Чистописание.
1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И,  и  и соединений с этими буквами. (Слайд
2)

Ии  ии  ие  ик  ил  ищ  ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)

- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами.
2) Игра с суффиксами.
-Кто это? (кот) (Слайд
3)
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить  в  маленького кота?          Котик  (Слайд
4)

-Какое  значение придал суффикс –ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище
-Запишите слова и выделите суффиксы.

Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их.  (Слайд 5)

(задание на индивидуальных карточках)

  • Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова..

  • Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

  • Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

  • Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать?  (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу  уголком
Называю …(суффиксом).
-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

Работа над новым материалом.

1.Откройте учебники и найдите урок 48 (стр.103-106)

2. Найдите упражнение 1. Прочитайте задание. (Слайд 6)
-Прежде чем читать  это произведение,  давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.

-Найдите в литературном справочнике «Книгочей» или в учебнике по литературному чтению  определение, что такое басня?

-Как работать со справочником? (работа в парах) (Слайд 7)

-Прочитайте баню.

-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).

-Обратите внимание на текст.  Что необычного заметили?  (выделенные слова)
-Выпишите эти слова в столбик.

- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.

3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.

-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды.  Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят  слова.

Заполнение кластера. (Слайд 8)

                                                      Части слова

Корень                                       Суффикс                                Окончание

Общая часть                        для образования                   для изменения

родственных слов             новых слов                              формы слова

-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд 9)

Ветерок - ?

1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

 –ок-.

- Работа в парах.  Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах .  (Слайд 10)

-Проверка на доске
-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд 11, 12, 13)

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1. Найдите упражнение 3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов  можно образовать ласковые формы имён.
-От первых трёх имён образуйте ласковую форму.

 Проверка.
-К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)

2.Давай подумаем. (Слайд 14)

Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания  жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

3. Образование отчеств.
-Рассмотрите схему образования отчеств.  (Слайд
15)
-Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску).
-Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд
16)
Андрей -
Роман -
Кузьма –

-Проверка.

-Запиши своё отчество, выделите суффикс.

-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, --евич-, -ович-, иничн-.
-Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?

Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд
17)
-Понимаю, что такое суффикс.
-Умею находить суффикс в слове.

-Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
-Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.
-Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем  уроке.

Домашнее задание.
с. 133 правило выучить, Р.Т. "Пишем грамотно" с.74-74 упр.1,2

Положительный настрой на урок.
Сравнение.
Способы взаимодействия.

Целеполагание (постановка учебных задач)

Сравнение и анализ.

Рассуждение.

Поиск информации,

анализ,  обобщение.
Умение работать в паре.

Подведение промежуточного итога.
Оценка.

Поиск необходимой информации (умение пользоваться справочной литературой), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.

Прогнозирование.

Обобщение.

Планирование учебной деятельности.

Оценка

Контроль.

Сравнение и анализ.

Сравнение, установление аналогий.

Рассуждение

Контроль.

Оценка.

Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.



Предварительный просмотр:

Анализ урока

        Считаю, что цели урока достигнуты. Урок получился результативным, все дети справились с предложенными заданиями и упражнениями, так как при подборе учебного материала учитывала психологические особенности детей и применяла дифференцированный подход.

        Положительные результаты урока обеспечили:

- смена одного вида деятельности другим (фронтальные беседы, работа в парах, индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа);

- разнообразные приемы, поддерживающие у детей интерес к учебе;

- доброжелательная обстановка на уроке, постоянная готовность детей помочь другу, способствующие активизации их мыслительной деятельности;

- рациональное распределение времени на уроке.

        Оборудование урока и наглядность были подобраны удачно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Образование слов при помощи суффиксов

Фронтальное занятие для учащихся 2-3 классов с тяжелыми нарушениями речи....

Открытый урок "Образование слов при помощи суффиксов"

Открытый урок по русскому языку во 2 классе...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых  знаний.Задачи:...