Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка разработан  по  программе "Планета знаний". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.47 КБ
Файл krossvordy.pptx367.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ОРФОГРАММЫ
В КОРНЕ

Цели деятельности учителя: учить работать по памятке; совершенствовать умения находить слова из словаря, однокоренные слова, подбирать проверочные слова.

Планируемые результаты: личностные: проявляют чувство гордости за родной язык и стремятся освоить его лексическое богатство; метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательные – научатся работать по памятке, ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные: научатся применять правила правописания, определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

– Сегодня будем решать орфографические задачи по выбору букв в слове.

II. Актуализация знаний.

– Решите кроссворд. Подберите к данным именам прилагательным антонимы с парными согласными в корне и прочтёте в выделенном столбике ключевое слово:

1. Прочный. 2. Смелый. 3. Твёрдый. 4. Широкий. 5. Высокий. 6. Горький. 7. Далёкий.

Ответы: 1. Хрупкий. 2. Робкий. 3. Мягкий. 4. Узкий. 5. Низкий 6. Сладкий. 7. Близкий.

Ключевое слово: признак.

– О каком правиле рассказывается в стихотворении?

И ужаСНо, и опаСНо!

Букву Т писать напраСНо!

Но извесТно, как прелесТно

Букву Т писать умесТно!

Не чудеСНо, не прекраСНо,

А ужаСНо и опаСНо

Букву Т писать напраСНо.

– Объясните правила записи слов «измороСь» и «измороЗь».

Мелкий дождик в день туманный

Называют измороСь,

Снежный иней из тумана

Рассыпает измороЗь.

Утро, что ты нам пошлёшь?

Буквы просто всё решили:

С в конце – и будет дождь,

З в конце – и ляжет иней.

А. Лугарёв

II. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунки в упражнении 4. Запишите названия предметов, решая орфографические задачи.

– Какие проверочные слова докажут правильность написания слов? (Трубка – труба, солнце – солнечный, лодка – лодочка.) Почему для рисунка с трубками возможна запись одного слова? (Слово «трубка» – многозначное.)

– Составьте и запишите предложение о каком-либо предмете. Подчеркните изученные орфограммы. (На небе ярко светит солнце.)

Физминутка

– Прочитайте текст в упражнении 5, определите его тему. (Разная роль хвостов у животных.) Как можно озаглавить текст? (Хвосты.)

– Рассмотрите рисунки в упражнении 11. В каком значении можно употребить слово «хвост»? (Хвост самолёта, хвост из волос – причёска, хвост очереди – последний.)

– Послушайте стихотворение Ю. Коринца:

Есть хвост        Хвостом корова

У падающих звёзд,        Бьёт слепней,

У семян бывает хвост,        Когда они кусаются.

У птиц,        Для скорпионов

У самолёта –        Хвост важней:

Он нужен для полёта.        Они хвостом сражаются!

– О каких хвостах рассказал автор?

– Найдите орфограммы в корнях слов в упражнении 6. Распределите слова на две группы.

Проверяемые орфограммы

Непроверяемые орфограммы

мосты

осенний

областной

ненастный

канавка

шутка

столовая

участвовать

медовый

зимовать

письмо

поздно

лёгкий

тополиный

морж

рябина

просьба

праздник

чувство

рюкзак

вокзал

каникулы

ветер

– Составьте 3–4 сочетания слов.

– Решите кроссворд «Парные звонкие и глухие согласные».

Вопросы по горизонтали:

2.        Чёрен, да не ворон,

        Рогат, да не бык,

        Шесть ног без копыт:

        Летит – воет,

        Упадёт – землю роет.

4.  Выпуча глаза сидит, по-французски говорит,

     По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.

7.        Комовато, ноздревато,

        И черно, и бело,

        И всем людям мило.

8.        Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.

9.        В уголке живёт, пряжу прядёт –

        Тоньше его пряжи не найдёшь в продаже.

10. Голова на ножке, в голове горошки.

11. После стирки у простынки

         Он разгладил все морщинки.

         Только ты его не тронь,

         Он горячий, как огонь.

Вопросы по вертикали:

1.        Мать-отца не знаю, но часто называю,

        Детей знать не буду – чужим сбуду.

3.        Маленький, горбатенький,

        Всё поле обскакал и нигде не отдыхал,

        Ночь пролежал да опять поскакал

        И весь хлеб повалял.

4.        Маленький черпачок, красненький колпачок –

        Три раз в день берётся и опять на место кладётся.

5.        Круглый-круглый, сладкий-сладкий,

        С полосатой кожей гладкой,

        А разрежешь – посмотри:

        Красный-красный он внутри.

6.        Одеяло белое не руками сделано,

        Не ткалось и не кроилось – само на землю свалилось.

Ответы:

По горизонтали: 2. Жук. 4. Лягушка. 7. Хлеб. 8. Сноп. 9. Паук. 10. Мак. 11. Утюг.

По вертикали: 1. Кукушка. 3. Серп. 4. Ложка. 5. Арбуз. 6. Снег.

– В каких словах парный согласный проверяется путём изменения формы слова, а в каких – путём подбора родственного слова?

III. Рефлексия деятельности. 

Назовите правила записи слов.

– Как проверить парные согласные в корне?

Домашнее задание: упражнение 7 (учебник, с. 24).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне Урок русского языка во 2 классе

Слайд 2

1. Прочный. 2. Смелый. 3. Твёрдый. 4 . Широкий. 5. Высокий. 6. Горький. 7 . Далёкий. х р у п к и й р о б к и й м я г к и й у з к и й н и з к и й с л а д к и й б л и з к и й

Слайд 3

Проверяемые орфограммы Непроверяемые орфограммы м о сты о сенний облас т ной ненас т ный кана в ка ш у т ка мор ж р я бина про с ьба ст о ловая учас т вовать м е довый з и мовать п и сьмо поз д но лё г кий т о полиный пра зд ник чу в ство рю к зак во к зал к а никулы вет е р

Слайд 4

ж у к л я г у шк а х л е б с н о п п а у к м а к у т ю г к к ш к с р о ж а р б з с е

Слайд 5

Закончи предложение по выбору: - Я узнал … - Мне было … - Теперь я знаю … Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс

Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....

Презентация к уроку по теме "Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"

Данный урок- презентация" Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова" представлен в интересной форме, который  даёт возможность каждому учащемуся проверить ...

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова

Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова,           развивать умение распознавать в словах пров...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».

Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

Самостоятельная работа на карточке по теме: "Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова" для 2 класса

1.Минумка чистописания.2. Вставить непроверяемые гласные в словарные слова.3. Вставить в слова проверяемые гласные буквы, подобрать и написать проверочное слово, обозначить орфограмму....