Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Костина Ирина Юрьевна

конспект + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon levitan_zolotaya_osen.ppt2.78 МБ
Файл konspekt_uroka.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 3 класс «Школа России» Русский язык

Слайд 2

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)

Слайд 3

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Ф. Тютчев

Слайд 4

- голубое - светлое - чистое - солнечное - с белыми облаками - неширокая - чистая - спокойная - глубокая - тихая - с медленным течением небо река

Слайд 5

- жёлтые - золотые - разноцветные - как свечки - красивые - сухая - жёлтая - как ковёр бурая деревья трава

Слайд 6

- маленькая - дальняя - зелёное - свежее - как бархатный мягкий коврик поле деревушка

Слайд 7

ПЛАН 1. Передо мной - картина известного художника… 2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.) На картине изображена ранняя осень… 3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…

Слайд 8

И.И.Левитан «Золотая осень»



Предварительный просмотр:

Тема:Сочинение по картине

И. И. Левитана «Золотая осень».

Ход урока

II. Подготовительная работа

  - Кто из вас бывал  в осеннем лесу?

- Что особенно интересного вы там заметили?

- Опишите ваше настроение.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

                                                        А. С. Пушкин

- О какой поре осени говорится в стихотворении А. С. Пушкина?

 III. Сообщение темы и цели урока.  

- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления.

IV. Работа по теме урока.

1. Библиографические сведения о художника

Про картины И. Левитана говорят «Пейзаж настроения». Как вы понимаете эти слова?

Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. 

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано  остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений  он   выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы.  Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

      Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как «Март», « Весна. Большая вода»,  «Берёзовая роща» и другие

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Картины, на которых изображена природа – пейзажи. А художник – пейзажист.

2.Рассматривание репродукции картины.

3. Беседа по содержанию картины

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

     (грустное, печальное или радостное)

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона)

3) Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в  золотом осеннем убранстве)

3) Что изображено на переднем плане?

 (Вдоль всей картины протянулась  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга.. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).

4) Что растет по берегам речки?

(Берега речки   покрывает трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

5) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки.

Почему окраска у них разная?

6) Почему осень на картине названа золотой? Что это значит?

7) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду?

8) Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские

дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

(Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть)

Речевая подготовка.

- В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо,

- А какие слова больше подходят для описания реки?

- выберите слова, характеризующие деревья,

- А какие слова больше подходят для описания травы? 

6. Составление плана.

- Сколько будет частей в сочинении? (Три части)

- Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение)

- О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

- Какими словами можно начать? (“Передо мной картина известного художника…”)

- Что будем описывать во второй части? (В ней будем описывать картину)

- Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо,  берега реки, поле,)

- Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)

- О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)

- Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

Сочинение

   Передо мной картина известного художника Исаака Левитана «Золотая осень».  Это пейзаж ясного дня.

На переднем плане тихая лесная речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. В её голубой воде  отражаются белые облака. На левом берегу реки берёзовая роща в золотом осеннем наряде, играющем всеми оттенками жёлтого цвета. А справа, у изгиба реки, стройная одинокая берёзка, которой хотелось бы поводить хоровод вместе с берёзками-подружками.  Её резные золотистые листочки  легко покачиваются на поверхности воды. Трава на лесных полянках ещё не успела пожелететь. Вдали на высоком берегу виднеется ярко-зеленое поле. Рядом с полем маленькие деревенские дома. Небо на картине ясное, светлое. Воздух чистый, прозрачный. Солнца на небе нет, но вся картина пронизана светом и теплом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов Глядя на картину, я понимаю, что художник очень любил осень. Вместе с художником я  любуюсь и  восхищаюсь красотой родного края.

Перед нами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые берёзки сплошь покрыты золотой листвой. Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу.
Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица.
Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные .
Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух.
Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.

4. Слова для справок:

Хоровод, легкие сарафаны, ярко-желтый наряд, красновато-розовый, темно-коричневая, нежно-голубое,  пронизана, прозрачный.

Березки в легких сарафанах водят хоровод на опушке леса.

Ярко-желтый наряд у берез.

Красновато-розовый кустарник у берега реки.

Темно-коричневая опавшая листва.

Нежно-голубое небо. По нему плывут облака.

Картина пронизана солнечным светом.

Прозрачный воздух.

6. Воспользуйся вспомогательным текстом.

Картина пронизана осенним бодрящим воздухом. Краски радуют наш глаз, заставляют забыть, что эта красота мимолётна. Но мы знаем, что за сухой и теплой осенью начнутся ненастные дни и природа сбросит свой праздничный наряд.

Мы видим на картине вместе с золотисто-багряными красками рыжеватую, побуревшую траву и опавшие листья. Листья падают у нас на глазах один за другим, тихо, прощально, образуя летящие гирлянды.

Художник нарисовал картину с чувством любви к родной природе, родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»

Тема: Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: учить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень», повышать грамотность учащихся, проводя словарно-орфогра...

Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Золотая осень»

        Развитие речи – основная, важнейшая задача обучения родному языку. Особое место в этой работе занимают сочинения. Своим творческим зарядом они оживляют ум школ...

Урок русского языка в 4 классе. Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"

Урок развития речи в 4 классе. Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"...

Презентация к уроку русского языка . Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"

Презентация к уроку развития речи. Иллюстративный материал к уроку написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....

Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень»

Сочинение по картинеИ.Левитана«Золотая осень»...