Урок русского языка "Закрепление знаний об изученных частях речи. Поёт зима - аукает"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сафонова Елена Николаевна

Конспект урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chasti_rechi1.doc986 КБ

Предварительный просмотр:

Сафонова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

Тема.  "Поёт зима - аукает".

 Закрепление знаний об изученных частях речи.
Цели. Совершенствовать умение и навыки правильного письма, умение правильно определять части речи;

 закрепить и обобщить знания детей об изученных частях речи;

воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Партитура урока  "Закрепление знаний об изученных частях речи».

Экспозиция урока.

Романс С. Есенина «Звёздочки ясные».

Учитель: Настало утро.  Разлилась по всему небосклону лимонная заря. Её отблески пробились между стволов исполинских деревьев, сквозь частокол кустарников, легли огромными светло-желтыми пятнами на снежный покров. Посреди поляны ёлочки обернулись снежными феями. Взявшись за руки, они идут навстречу солнцу, навстречу новому дню.

2. Завязка действия.

Учитель: Для того чтобы узнать тему нашего урока, необходимо выполнить задание. 

Надо вставить пропущенные слова в предложения.

Ночью шёл… (снегопад), и лес превратился в зимнюю сказку. Неподвижный и …(прозрачный) был воздух. В долгий зачарованный сон …(погрузился) старый лес.

Учитель: Назовите слова, которые вы нашли для этих предложений.

Ученик: Снегопад, прозрачный, погрузился.

Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?

Ученик: Это имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Учитель: Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Как определить к какой части речи относится то, или иное слово, предстоит повторить  нам сегодня на уроке.

3. Действие урока (развитие его сюжета)

Учитель: Прочитайте получившийся текст.

                 Какое имя существительное добавили в предложение?

Ученик: Снегопад

Учитель: Докажите, что это имя существительное?

 Ученик: Часть речи, которая обозначает предмет (явление природы), отвечает на вопросы кто? что?.

Учитель: Какое имя прилагательное добавили в предложение?

Ученик: прозрачный

 Учитель: Докажите, что это имя прилагательное?

Ученик: Часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?

Учитель:  Какое ещё слово вы добавили?

Ученик: Погрузился

Учитель:  Какой частью речи является данное слово?

Ученик: Это глагол.

Учитель: Что такое глагол?

Ученик: Часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Учитель: Перед вами строки  из стихотворения, но для того, чтобы их прочитать, надо составить предложение по вопросам.

Что делает? Что? – Что делает?

Какой? Что? Что делает?...   

Поёт, аукает, зима, лес, мохнатый, баюкает. 

Ученик: Поет зима – аукает,

               Мохнатый лес баюкает…

Учитель: Строки из какого стихотворения мы восстановили?

Ученик:  Из стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает»

Учитель: Что необычное заметили в составленном отрывке?

Ученик: Зима поёт, аукает, баюкает.

Учитель: То есть неживому предмету приписывают действия живого предмета.

Для чего это делает автор?

Ученик: 

Учитель: Какую часть речи использовал С. Есенин для описания действий зимы?

Ученик: Глагол

Ученик: Назовите глаголы

Ученик: Поет, аукает, баюкает.

Учитель: Докажите, что это глаголы.

Ученик: обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делает?

Учитель: Найдите в этом отрывке имена существительные.

Ученик: зима, лес

Учитель: Докажите, что это имена существительные.

Ученик: обозначают предмет, отвечают на вопрос что?

Учитель: Назовите постоянные признаки имени существительного.

        

Учитель: Какие непостоянные признаки имени существительного вам известны?

Учитель: Дайте характеристику имени существительному зима.

Ученик: Зима – имя сущ., нарицательное, неодушевлённое, ж.р.. ед. ч.

Учитель: От имени существительного зима образуйте имена прилагательные.

Ученик: зимний, зимняя, зимнее.

Учитель: Есть ли в этом отрывке имена прилагательные?

Ученик: Мохнатый

Учитель: Докажите, что это имя прилагательное.

Ученик: обозначает признак предмета, отвечают на вопросы какой?

Учитель: Какие непостоянные признаки имени прилагательного нам известны? 

Ученик: число, род

        

Учитель: Дайте характеристику слову мохнатый (лес)

Ученик: Имя прил., м.р., ед. ч.

Вывод:

Ученик: Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою.

Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица        
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Учитель: В стихах Есенина много красок и много звуков. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы.

Слушание музыки  Шопен «Ноктюрн»

- Какие чувства вызывает у вас музыка?

- Какую картину рисует ваше воображение?

Учитель: Какие части речи помогли вам составить  рассказ?

Разноуровневая работа.

1 уровень.

Найди в тексте  глаголы.

Снеговорот  завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает.

2 уровень.

Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя чертами – глаголы, волнистой линией – имена прилагательные.

Стоят суровые морозы. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья нарядились серебристым инеем.

3 уровень.

Исправь ошибки.

имена существительные            имена прилагательные                             глаголы

морозы         суровые             стоят

сковал                                                         чистый                                       бодрит

воздух                                                             зимний                                      нарядились

деревья                                                           идёт                                            снег

иней                   серебристым        

Проверка. Начинается с 3 уровня.

Словарная работа снеговорот –

«Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит яростная поземка. Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги. Тучи сыплют снег сверху. Солнце запуталось в снежных вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба!» Николай Сладков.

Физкультминутка

Работа по картине Игоря Эммануиловича Грабаря

Учитель: Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках.

Обрядила зима сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы. Пуховые варежки на ветки надела.

Выглянуло солнце. Засветился снежок. Красные и зелёные огоньки зажглись на земле и на деревьях. Чудесная получилась картина!

Учитель: Перед вами репродукции картин Игоря Грабаря

        

 

Белая зима                Февральская лазурь                  

Учитель: Что общего на этих картинах?

 Учитель: Эти две картины были написаны художником в 1904 году. Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на березу «снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворенный природой, запечатлел это чудо.

Ученик: берёзы,  морозный день

Учитель: Чем отличаются картины?

Ученик: разный снег

Учитель: Какой снег вы видите на этих  репродукциях?
Ученик: Ослепительно-белый и нежно-голубой

Ученик: разный день

Учитель: 1 - День зимний серебристый, бессолнечный. 2 - Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом.
Учитель: На картине «Белая зима» художник хотел передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой.

Картину «Февральская лазурь» художник писал,  сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок. Ветви великолепных берёз устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро.

О создании своей картины И. Грабарь рассказывает вот что: « В то необычное утро праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивной берёзы. Заглядевшись на неё я уронил палку и нагнулся, что бы её поднять.  Когда я взглянул на вершину берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликивания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Если бы десятую долю этой красоты передать».

Учитель: Чем ещё  отличаются картины? Похожи ли берёзы у художника?

Ученик: разные берёзы

Учитель: Давайте опишем берёзу с картины «Белая зима» и «Февральская лазурь».

Учитель: Какую часть речи употребили при описании берёзы?

Учитель: Посмотрите на картину «Белая зима» и подумайте, о чём можно так сказать?

Красота высоких плакучих берез, усеянных шапками гнезд подчеркнута утонувшей в снегу избушкой.

Рассмотрите внимательно картину. Какое ещё название можно ей дать?

 Ученик: Грачиные гнёзда

Учитель: Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Нельзя думая о России не вспомнить, о белой берёзоньке. Белоствольная, с развивающимся по ветру зелёными кудрями, немного задумчивая, берёза - самое красивое и желанное дерево наших лесов. Прекрасна берёза во все времена года, особенно в зимнем сказочном серебряном наряде, вырисовываясь на фоне ясного неба в морозный день.

Учитель:  А чуть позже, в 1913 году, другой певец русской природы, Есенин, описал "русские березы в своем стихотворении "Белая береза".
Учитель читает стихотворение.

Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром


Учитель: Что общего между картиной и стихотворением?

Ученик:  Березы написаны зимой, и в стихотворении березы тоже описываются зимой. - Березы покрыты инеем, и они описываются утром, потому что горят снежинки на солнце.
Учитель: Похожи ли берёзы грабаря и Есенина  

Ученик:   Обычно pyccкиe березки описываются застенчивыми, скромными, а здесь зима наградила их волшебной красотой. 

Учитель:  Когда речь идёт о русской природе,  происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами – мелодия приобретает цвет, а цвет начинает звучать.

Гениальный русский композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил берёзку. Находясь среди берёзовых рощ и перелесков, он не только отдыхал, но и черпал силы и вдохновение для создания своих бессмертных музыкальных творений.

Какую знакомую мелодию вы услышали в этом произведении?

Ученик:  Во поле берёза стояла

Тест

1.         Выбери существительное мужского рода,
отвечающее на вопрос  ч т о ?

          А) небо                    

          Б) иней                

          В) снегурочка 

2. Выбери верное утверждение.

Глагол  обозначает:

          А)Предмет

Б)Действие предмета

В)Признак предмета

  3.  Выбери  имя прилагательное  во множественном числе:

          А) серебристый                      

          Б) чистый                      

          В) лучистые

     4. Выбери предложение, в котором имя существительное
и имя прилагательное не согласованы в
числе:

А) Наступает зимний вечер.          

     Б)  Дует резкий ветер.            

     В)  Сверкают яркая звёздочки.    

 Проверка.

4. Развязка. Эпилог.

Вывод.  Повторить части речи.

Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке.

Учитель:   Ночь была лунная, морозная. Снег лежал сухой, лёгкий, скрипел под ногами.

 Неподвижная, исполинская серьга молодой луны – жёлтой, прозрачной – отсвечивалась голубовато-фиолетовой тенью. Тихий снег мерцал вдали печальным светом. Деревья протягивали причудливые ледяные кисти в изорванных кое-где, казалось, мохнатых снежных варежках.

(По М. Козакову). 

Список литературы:
http://wiki.saripkro.ru/ Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Творчество С.Есенина" "Поет зима, аукает"

http://festival.1september.ru/  Фестиваль педагогических идей Урок литературного чтения по теме: С.Есенин "Поет зима, аукает…"; Тема урока "Части речи все нужны! Части речи все важны!" (3-й класс)

http://www.babylessons.ru/  Поет зима - аукает. Сергей Есенин

http://maktab142.zn.uz/workbook/integrated/winter  Интегрированный урок “Поёт зима – аукает”

http://www.rusedu.ru  Стихи о зиме. С. Есенин "Поет зима - аукает..."

http://area7.ru/metodic-material.php?5001 Урок чтения во 2-м классе С.А. Есенин Поет зима – аукает...

http://www.openclass.ru/ Открытый класс Части речи (урок-смотр)

http://www.docme.ru Конспект урока-смотра «Части речи»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".

Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....

Есенин "Поёт зима, аукает"

Презентация к уроку. Видео слайд 8:   http://www.nachalka.com/sergei-esenin-2  Видео, слайд 5   :http://www.youtube.com/watch?v=D53G_xb2fHo...

Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»

 Урок   литературного   чтения в 3 классе.Тема:  Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»Прогнозируемый результат: сформировать   представления  у  учащихся о красоте русской  зимы   через  стихотворение С.Есе...

С. Есенин "Поёт зима аукает", "Белая берёза".

На данном уроке представлены разнообразные приёмы работы со стихотворениями....

Урок закрепление знаний об изученных частях речи

Урок закрепление знаний об изученных частях речи...

С.А. Есенин "Поёт зима - аукает..."

Урок литературного чтения предназначен для учащихся 3 класса. Урок поможет учителю ввести учащихся в мир поэзии С.А. Есенина на примере стихотворения "Поёт зима - аукает...". На уроке использована гру...

"Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"

Методическая разработка 1 класс. "Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"...