Урок русского языка 4 класс Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мерц Ольга Анатольевна

 Обобщающий урок русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.37 МБ
Файл russkiy_4_kl.2.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс УМК «Школа России» Учитель: Мерц Ольга Анатольевна

Слайд 2

Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон, День прибавился заметно. Ну так, что это за месяц?

Слайд 4

Февраль - последний, зимний, холодный, вьюжный, снежный… Небо –голубое, чистое, безоблачное, ясное… Солнце – яркое, зимнее, теплое… Снег - голубой, пушистый, мягкий, рыхлый…

Слайд 5

М.р Какой? - ой, - ый , - ий Ср.р Какое? - ое , -ее

Слайд 6

М.р Ср.р Р.п Какого? -ого -его Какого? -ого -его Д.п Какому? -ому -ему Какому? -ому -ему В.п Какой? -ой - ий , - ый Какое? - ое , -ее

Слайд 8

Чудно в лесу зимой! Деревья стоят в серебрист…м инее. На сучьях шапками лежит пушист… снег. Особенно хороши ели в зимн …м уборе. Всё залито ярким солнечн …м светом. В морозн …м воздухе слышен каждый звук. Зимн …м вечером в лесу еще лучше. Верхушки деревьев освещают лучи заходящего солнца.

Слайд 9

Молодцы! Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

  Технологическая карта урока. Русский язык 4класс        Учитель: Мерц Ольга Анатольевна

Тема урока.  «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода».

Цели для ученика

Образовательные. 

1,Обобщить знания учащихся о  правописании окончаний имён  прилагательных мужского и среднего рода;

  1. Научиться обосновывать выбор гласных в окончании прилагательных.

Воспитательные. 1) воспитывать культуру речи, внимательность;

2) формировать интерес к русской культуре;

3) воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, доброжелательного отношения со сверстниками.

Цели для учителя

Образовательные.  

1обобщить и закрепить знания учащихся о  правописании окончаний имён  прилагательных мужского и среднего рода;

2.Учить обосновывать выбор гласных в окончании прилагательных.

 Развивающие. 1) развивать и обогащать устную и письменную речь  учащихся;

 2)совершенствовать учебно-интеллектуальные навыки (анализ, обобщение);

 3) развивать навык общения (монолог, диалог);

Воспитательные.. 1) воспитывать культуру речи, внимательность;

2) формировать интерес к русской культуре;

3) воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, доброжелательного отношения со сверстниками.

Тип урока..Комбинированный

Форма урока. Мультимедийный  комбинированный закрепление и обобщение знаний.

Средства обучения. Презентация, компьютер, мультимедийная установка.

Новые понятия.

Формы контроля. Фронтальная. Групповая.

Домашнее задание

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Используемые методы, приёмы, формы.

Формируемые

УУД

Результат

взаимодействия

(сотрудничества)

Организационный этап.

Мне хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы вынесли с урока не только знания, но и хорошее настроение. Вы поможете мне в этом?

 Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон,

День прибавился заметно.

Ну так, что это за месяц?

- Почему вы так решили?

Слайд №2

А почему он так называется нам расскажет…..

В  Древнем Риме февраль заканчивал год, поэтому в конце месяца римляне устраивали большой праздник , на котором приносили жертвы покровителям стад – Богу Фебрусу. Отсюда и название месяца  Февраль.

Древнерусское название февраля – лютый.

- А кто знает значение этого слова?

- Соответствует ли февраль этого года представлениям наших предков?

отвечают на вопросы.

Рассуждение.

Выступление ученика

очень холодный

Ф

1. Извлекать информацию из разных источников .

(текст, серия рисунков).

2. Определять цель деятельности на уроке.

3. Слушать и понимать других

Хорошее настроение, включение в учебную деятельность.

Этап мотивации и актуализации знаний.  

- Какую тему изучаем? (Имя прилагательное)

- Откройте карточки, которые лежат у вас на парте и прочтите.

 - Что вы можете о них сказать?  (имена существительные)

-Подберите к данным словам имена прилагательные, выделите окончания.

Февраль последний, зимний, холодный, вьюжный, снежный…

Небо – голубое, чистое, безоблачное, ясное, высокое…

Солнце – яркое, зимнее, теплое, ясное

Снег – голубой, рыхлый, пушистый, мягкий, мокрый, серый

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода?

- Какое имеют окончание?

- А прилагательные среднего рода какой вопрос имеют?

-Окончание?

Итог – таблица:

М.р.

 Какой?

-ой,

 -ый,

-ий

Ср. р.

 Какое?

- ое,

 -ее

Ответы на вопросы.

Проверка: дети читают, на экране появляются прилагательные

Ответы детей

Ф

Г

1. Извлекать информацию.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Слушать и понимать других.

Актуализация знаний.

 Сотрудничество в совместной учебной деятельности

Работа над темой урока.

               Определите тему урока

-Сегодня мы повторим правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

* Как изменяются имена прилагательные?

*Как определить род, число и падеж?

*Каким членом предложения чаще всего является

прилагательное?

- При изменении прилагательного по падежам на какую орфограмму мы должны обратить внимание?

- Вспомним,  какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в косвенных падежах?

М.р.

Ср.р

Р.п

Какого?

   ого

его

Какого?

ого

его

Д.п

Какому?

ому

ему

Какому?

ому

ему

В.п

Какой?

-ой,

ий,

-ый

Какое?

-ое

-ее

по числам, родам и падежам

по существительному от которого оно зависит

определением

на безударное окончание

Ф

И

Ф

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать своидействия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Договариваться о правилах общения и поведения.

7.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Коллективное

взаимодействие в учебной работе,

 повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно.

физминутка

Упражнения для глаз

Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа с текстом:

     Чудно в лесу зимой! Деревья стоят в серебрист…м инее. На сучьях шапками лежит пушист… снег. Особенно хороши ели в зимн…м уборе. Все залито ярк..м солнечн..м светом. В морозн…м воздухе слышен каждый звук.

    Зимн…м вечером в лесу еще лучше. Верхушки деревьев освещают лучи заходящего солнца.

- Понравился вам текст?

Как красиво автор описал зимний лес!

- Выписать словосочетания, вставить окончания у прилагательных, определить род и падеж.

1 группа – из 2 и 3 предложений      в серебристом инее, пушистый снег.

2 группа -  из 4 и 5 предложений      в зимнем уборе, солнечным светом.

3 группа – из 6 и 7  предложений     в морозном воздухе, зимним вечером.

Молодцы.

А сейчас мы с вами сами попробуем быть писателями и составим маленький текст о последнем зимнем месяце, используя слова, которые составляли в начале урока.

Дети работают в группах, составляют 3 -4 предложения. Зачитывают, обсуждают, выбирают лучшее.  Находят прилагательные мужского рода, определяют падеж, выделяют окончание.

Примерные тексты:

Февраль – последний зимний месяц. По голубому небу плывут легкие облака. Пригревает яркое солнышко. Под его теплыми лучами тает рыхлый снег. Скоро наступит весна.

Вот и наступил последний зимний месяц – февраль. Днем пригревает ласковое солнышко. Под его теплыми лучами тает пушистый снег. А ночью может ударить легкий морозец. Деревья покроются серебристым инеем.

На экране текст. Дети читают его на карточках

Ф  

Г  

Ф  Г

Ф  Г

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Охвачен одновременно весь класс. Тема урока  хорошо понята сильными учениками, сильные ученики помогают слабым.

Рефлексия.

Чему вы сегодня научились на уроке?

С  каким настроением работали?

 Испытывали затруднения?

Отвечают на вопросы.

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

 2. Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез.

4. Планировать свои действия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Оформлять свои мысли в письменной форме.

Успешность решения учебных задач.

Повышение уровня развития межличностных взаимоотношений.

Домашнее задание.

Выставление оценок.

Объяснение  домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"

Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...

Конспект урока русского языка "Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода"

Цель деятельности учителя: формирование умения распознавать падежи имён прилагательных и навыка правописания окончаний прилагательных в родительном падеже; совершенствование умения правильно писать бе...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"

Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил  Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование умения определять  окончания имён прилаг...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода,  формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...