Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
    РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс УМК «Гармония» Тема: Собственные имена.

    Бобринева Лариса Алексеевна

    Открытый урок 1 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                               РУССКИЙ  ЯЗЫК       (1 класс  по УМК «Гармония»)

    Тема:       Собственные имена.

    Цель:    На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.

    Задачи:  Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных; учить отличать собственные имена от других слов.

                                Ход урока.

    Организационный момент.

                   А теперь проверь, дружок,

                   Ты готов начать урок?

                   Все ль на месте, все ль в порядке:

                  Книги, ручки и тетрадки?

    Массаж пальчиков.

    Минутка чистописания.  

     (на доске и в тетрадях учеников записаны одинаковые элементы букв)

    J J J J J J J

    -Какой одинаковый элемент будет во всех буквах?

    (Плавная линия с закруглением внизу)

    - Откуда начнем писать данный элемент?

    -Дополните элемент до буквы.

    -Какие буквы узнали? На какие группы можно разделить эти буквы?

    -К этим буквам мы вернемся чуть позже. А сейчас…

    Постановка проблемы.

    Ко мне подойдет девочка.

    -Почему ко мне никто не вышел? Я попросила подойти девочку?

     (-А как ты догадалась, что я вызвала тебя? Ведь у нас в классе есть и другие девочки?)

    -Давайте посмотрим, может у мальчиков получится лучше?

    -Встанет мальчик.

    -Почему никто не встал?

    -А что я должна назвать?

    -Зачем нужны имена? (Обратиться к человеку).

    -А какие имена можете вы назвать?

    Использование нового материала.

    -Закончите предложения.

    Стихи сочиняет…                   поэт…              С.Михалков.

    -На какой вопрос отвечает слово поэт?

    -Что называет это слово?

    -Посмотрите на книгу. Как она называется? (Дядя Степа)

    -Кто автор этого произведения? ( С.Михалков)

    -Так какое предложение у нас получилось?

    -А каких поэтов знаете вы?

    Картины пишет…                  художник…               В.Васнецов.

    -Рассмотрите  картину.

    -Что на ней изображено?

    -Как называется эта картина, кто знает? (Три богатыря)

    -Кто написал эту картину?

    -Какое получилось у вас предложение?

    -Найдите в предложениях слова, которые отвечают на вопрос  КТО?

    (поэт, художник, Михалков, Васнецов)

    -Что они называют?

    - Но смотрите: одни называют людей и пишутся с маленькой буквы, а другие – с большой.

    -Откройте секрет нашего языка: скажите, какие слова, называющие людей, пишутся с большой буквы, а какие с маленькой?

    Да, если слова называют имена, отчества и фамилии  людей, то эти слова, чтобы отличить их от других названий людей, пишутся с большой буквы.

    -Такие слова имеют даже свое особое название. Хотите узнать? Тогда отройте учебники на с19 и прочитайте в рамке важное сведение.

    Работа с учебником и сообщением.

    -Узнали ли вы из сообщения что-то новое?

    -Какое новое научное название вы узнали? (Собственные имена).

    -Что этими словами называют?

    -А почему ученые придумали словам такое название? – ответьте Антону.

    -Хотите правильно ответить, тогда прочитайте объяснение на с 19.

    -Теперь мы можем говорить правило не как маленькие, а как взрослые, как ученые.

    -Давайте хором перечитаем правило письма, которое выделено в рамке.

    ФИЗМИНУТКА.

    Работа в парах.

    -Откройте тетради-задачники на с.9.

    -Прочитайте слова первого столбика. Рядом впишите вопрос: КТО?  или ЧТО?

              писатель –

              учитель –

              котенок –

              девочка –

              собака  -

    -Как узнаете, какой вопрос будете писать?

    -Найдите на странице слова, которые отделены друг от друга  звездочкой.

         Жучка *  Настя *  Чуковский *  Антонов *  Мурзик  

    -Прочитайте эти слова шепотом и определите, чем похожи их написания?

    (Все они написаны с большой буквы.)

    -А почему во всех этих словах нужна большая буква? (Они называют имена, фамилии людей, клички животных. Это собственные имена.)

    -Прочитайте фамилии.

    -Выберите имена.

    -А теперь – клички.

    -А сейчас работая в парах, попробуйте некоторые из этих слов  по смыслу соединить со словами первого столбика.

    -Какой памяткой будем пользоваться?

    -Как будем проверять правильность написания?

    ВЗАИМОПРОВЕРКА

    -Поменяйтесь в паре тетрадями и проверьте, всю ли работу выполнили правильно?

    ФИЗМИНУТКА.

    Тест по теме «Собственные имена»                                                                                    

                          1 класс                                                                                  

    1.    Имена собственные называют:        

    а) Имена, отчества, фамилии людей, клички животных;

    б) Вещи, растения.

          2.   Имена собственные пишутся:

    а) С большой буквы;

         б) С маленькой буквы.

          3.   В какой строчке все слова написаны, верно:

    а) дом, мама, миша;

    б) комар, собака, Михалков.

          4.   В какой строчке допущена ошибка:

    а) кузнец, кузов, кузьма;

    б) Кузнецов, Петров, Медведев.

    Итог урока.

    -Посмотрите карточки на доске.

    Мур    Лё    Яш    А   ша   ня    зик    ка

    - Какие собственные имена можно составить из них?

    -Напишите слова, начиная с заглавной буквы.

    -Какие слова у вас получились?

    -На какой вопрос они отвечают?

    - Что называют эти слова?

    -Так какой секрет русского языка мы сегодня открыли?

    СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"

    Урок русского языка  по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...

    Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

    Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

    Собственные имена. Закрепление. 1 класс. УМК "Гармония"

    Представлена технологическая карта урока по ФГОС и конспект урока...

    Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."

    Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.  Тема «Имена  собственные.  Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...

    Конспект урока русского языка в 1 классе . Тема "Собственные имена"

    Конспект урока русского языка в 1 классе Тема: "Имена собственные"...

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Планета знаний», по теме: «Собственные имена существительные»

    Цель урока: закрепить имеющиеся знания о собственных именах существительныхЗадачи урока: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;через...