Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный урок предназначен для 2-3 классов.

Урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Даутова Лейла Гаруновна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 10 «Сказка»

                                                  Республика Дагестан


РАЗРАБОТКА УРОКА

по русскому языку

во 2 классе

Обобщение знаний об имени прилагательном, как части речи на материале «Растения весной» «Первоцветы»

подготовила

учитель начальных классов

Даутова Л.Г.

Хасавюрт, 2017

                   ТЕМА: Обобщение знаний об имени прилагательном, как части речи на материале «Растения весной» «Первоцветы»

 ЦЕЛИ: Дать представление об изменениях в жизни растений весной, поговорить о разнообразии  растений, пользе, которые они приносят человеку; необходимости охраны растительного мира нашей Родины;

развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописания родовых окончании имён прилагательных; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

                   ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, рисунки, плакаты, иллюстрации, пьеса П. И. Чайковского «Подснежник», перфокарты, кроссворд, презентация

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

 Так, что время не теряем.

И работать начинаем

II. Основная часть.

  1. Вводное слово.(слайд1)

В некотором царстве.

В дружном государстве.

Жил да был второй класс.

 Слышите ребята, я про вас.

  Царь - учитель строгий был.

  Он всему ребят учил.

 Наконец решил наш царь.

 Подвести итог всех дел.

И во все концы страны.

Были посланы гонцы.

 Разузнать и доложить.

 Хорошо ли в царстве жить.

Все ли правила в нём знают.

И как в жизни применяют.

Но вот беда: «гонцы попали не туда»

А попали в сказку!

Вы задания выполняете и героям сказки помогайте.

         

(Слайд  2)  Когда-то очень давным--давно во времена королей и волшебников, в глубине тёмного леса стоял замок, скрытый от посторонних глаз. Лес этот был полон чудовищ и драконов. Но если бы какой смельчак, осмеливался зайти в лес он не мог найти замок.

 А в этом замке находилась прекрасная девушка Рапунцель в услужении злой колдуньи.

Коварная колдунья держала Рапунцель  в заколдованном лесу под охраной громадного дракона и зачарованной стеклянной стены. Неожиданно для себя прекрасная Рапунцель нашла волшебный подвал, который её вывел за пределы замка и она очутилась  в    мире о котором мечтала долгие годы.

Любуясь красотами здешних мест, она очутилась на волшебной поляне, полную прекрасных цветов.

Перебегая от одного цветка к другому, она  не могла вспомнить название этих цветов.

Дети вы поможете девушке?

а)        По тонкой нитке ручейка,

       Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок.

Раскрылся раньше всех.

(подснежник)

Правильно.

А это что за цветок.

б)  А я цветочек жёлтенький.

     С зелёным стебельком.

Раскроюсь утром ранним.

Закроюсь вечерком.

      (одуванчик)

     в) Должно быть оторвали

          От неба лоскуток.

Чуть-чуть поколдовали.

И сделали цветок.

   Дети: незабудки.

г)        Когда в конце весны в последний раз я вижу их.                    

Любимые цветы тоска мне давит грудь.

И к будущему я молитвенно взываю.

Хоть раз ещё на них взглянуть.

Пётр И. Чайковский очень любил этот цветок.     Дети: Ландыши.

Расцветает этот цветок, тогда когда просыпаются (пчёлы) шмели, сладкий, медовый на вкус сок нектара в цветах медуницы много.

Цветки разные - розовые, фиолетовые, синие.

           Медуница -пахучая., душистая, ароматная.

 Молодцы дети, помогли вспомнить Рапунцель название цветов.

  • Что вы заметили?
  • А что такое первоцветы?
  1. Работа над словосочетанием.

Вдруг Рапунцель услышала звон колокола. Ей надо возвращаться и стало страшно от одной только мысли, что проснувшись, злая колдунья не обнаружит её рядом с собой.

Для того чтобы поскорее вернуться в замок надо выполнить следующее задание.

Надо назвать орфограммы в словосочетании «весенние цветочки».

  1. Морфологический разбор.

Цветочек - существительное, неодушевленое, пар, м.р., ед. число.

  1. Фонетический разбор.

Девушка никак не могла забыть красоту весеннего сказочного леса, она постоянно думала, как навсегда выбраться из этого замка. Ей жаль было друга Пенелопу и её отца, т.к. если бы она не вернулась, то колдунья могла уничтожить её друзей.

Узнав, что девушка вышла за пределы волшебной стены Рапунцель была наказана. Колдунья её заточила в одну из своих башен, из которой она не могла выйти.

  • Помогите освободить из этой башни.

Для этого выполните звукобуквенный разбор слова.

Ягода - [йагода] - 3 слога, з глас., 2 соглас.,

  • Почему звуков больше, чем букв.?
  • А всегда ли обозначают два звука буква «я» ?
  • Когда?
  • Дайте характеристику звуку [ г]
  • Выполните задание освободите Рапунцелъ.
  1. Морфемный разбор.
  • А теперь, надо перелететь через волшебную стену. Помогите Рапунцелъ и её друзьям. Для этого выполним морфемный разбор слова.

Подснежники (легенда о подснежниках) самый храбрый из первоцветов. Выполнили задание, перелетели через волшебную стену со своими друзьями.

  1. Наблюдение над ролью имён прилагательных.

И очутились в сказочном весеннем лесу.

Птицы ей щебетали, а волшебные цветы дружно кивали ей.

  • А теперь запишите предложения.

Цветут синие пролески, белые ветреницы, лиловые медуницы, сиреневые хохлатки.

  • Что заметили?
  • Что за слово пролески?
  • Что обозначают эти слова? (цвет) Подчеркните волнистой чертой прилагательные и определите число.

С какой частью речи они связаны? (с существит.)

  • А как бы выглядело бы это предложение без имён прилагательных? Прочитайте.
  • Какова роль имён прилагательных в нашей  речи? (они украшают речь) точная.

Лесной зверёк преподнёс в дар Рапунцелъ три орешка. Вы догадались, кто это? (показываю)

По каким признакам можно узнать белку? Назовите.

Вдруг откуда не возьмись на плечо девушке села птичка. Нежно и протяжно запела. В её песне слышался тихий звон весенней капели, журчание ручейка. Девушка nousuia что наступила долгожданная весна.

  • Кто скажет, что за птичка (жаворонок.)

  • А как вы догадались?(маленькая, серая., певчая, полевая)

Улыбнулось из-за тучи на лесных полянках, расцвели простые и милые ландыши. А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края.

  • Какую часть речи, мы должны использовать в написании (прил)

Опишите ландыш.

  • Какой он?

(белый, красивый чудесный)

  • Какие слова получились?

Ландыш, жаворонок, белка.

  • Какое лишнее? (ландыш)
  • Почему?
  • Каким, словом можно назвать эти слова?

        (природа)

  • Как надо относиться к природе?

Очень трудно представить нашу жизнь без цвета. С весны до поздней осени.

В лесах, на полях, в наших садах и парках, цветут разные растения.

  • Давайте теперь выпишем только имена прилагательные с именами существительными.

Я люблю родной край.

Наступает ранняя весна.

Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускают свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в красную книгу.

Красной она называется, потому что красный свет - сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты.

Недаром говорится:

«Поймала я бабочку - она погибла,
сорвала я цветок - он увял»
и тогда стало понятно - к красоте можно
прикоснуться лишь сердцем.
Прикасаясь руками, мы губим красоту природы.

Дерево, цветок, трава и птицы.

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И птицы, и звери, и рыбы.

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Вы их жалейте не убивайте.

Ведь небо без птиц- не небо!

Ведь море без рыб - не море!

И Земля без зверей - не Земля!

Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни
полевые, ни луговые, ни лесные цветы,
Пусть они цветут и благоухают, радуют людей
своим запахом и ярким нарядом.

Букеты можно составить только их тех цветов,
которые выращены человеком.
Охраняйте и берегите нашу природу!

8.        ФИЗМИНУТКА.

Рапунцель и её друзья устали.

Устали мы с вами.

Давайте отдохнём.

Звучит пьеса Чайковского подснежник из цикла «Времена года».

С цветами просыпаются и бабочки.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась.

Два - изящно потянулась.

Три - качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

И к цветочкам полетела.

  1. Перфокарты

Бегут они от злой колдуньи. Но вот - вот Готи настигнет их. Что же делать, как избавить от злых чар старухи Готи. Помогите, ребята!

Для этого выполните следующее задание.

У вас на столах лежат карточки.

Новое испытание.

вставьте окончание.

В эти словосочетания.

Дремучий лес.

Хитрая лиса.

Весеннее утро.

  • А теперь аккуратно, передайте карточки.
  • Молодцы справились с заданием и помогли навсегда избавиться от чар ведьмы.
  1. Работа над предложением.

Выбираясь из сказочного леса, летит навстречу сорока - лесная вестница. У неё беда она раcтеряла слова и не может собрать.

  • Поможете ей?

Помогите ей собрать слова и составить предложения.

  • А что мы знаем о предложении?

Какие предложения бывают по цели высказывания ?

  • Из чего состоят предложения:

Вы должны расставить слова в предложении правильно.

Весеннее, ласково, улыбается, солнце.

  1. Ласково улыбается весеннее солнце.
  2. Весеннее солнце ласково улыбается.
  3. Улыбается ласково весеннее солнце.

                          Дайте характеристику предложению (повеет, прост, распрост)

Давайте найдём главные и второстепенные  члены предложении.

  • А теперь запишем предложения.

11.        Слова - антонимы.

Всё дальше и дальше ушли герои от заколдованного замка и  на душе им стало легко и весело.

А для этого надо решить кроссворд.

Я буду называть - прилагательные, а вы будете называть противоположные по смыслу.

В

Е

С

Н

А

Молодцы справились с этим заданием.

Что вы заметили?

Правильно. Это весна.

III. Итоги урока.

Дети, посмотрите, кто к нам пришёл? (девочка одета в форму весны) «Весна.»

  • А как вы догадались?
  • Как изменилось ваше настроение с приходом весны.
  • Что именно вызывает у нас радостное настроение ?

А теперь, мы знаем, что весну можно не только увидеть, но и услышать и почувствовать её чудесный аромат.

А главное чудо-сам лес. И только самым внимательным лес открывает свои тайны, а весна дарит свои улыбки свет, тепло.

ВЕСНА: Молодцы, ребята вы узнали меня.

Я помогу Рапунцелъ и его друзьям вернуться домой. Ой, о чем вы столько говорите, обо мне?

ДЕТИ:        Мы помогли девушке и её друзьям убежать

от злой колдуньи.

ВЕСНА: Что вы делали для этого.

ДЕТИ:        Освобождали из башни и помогли

перелететь через волшебную стену.

ВЕСНА: Для этого, что вы делали?

ДЕТИ:        Словарную работу и звукобуквенный

анализ слов, а также другие разборы.

Описание предметы:

  • А чтобы, навсегда избавиться от злой колдуньи мы выполняли следующие задания.

(вставляли проп. окончание)

Помогли сороке.

Решили кроссворд.

Значит, в общем о чём вы целый урок говорили?

О весне, о цветах.

А какой праздник недавно отмечали (праздник весны и труда)

А сейчас наши мальчики поздравить наших гостей, с этим праздником и вручат им первые весенние цветы.

ВЕСНА: Раз вы столько говорили обо мне. Я вашу принцессу отведу к родителям и в подарок  от меня за вот эти небольшие подарки.

МКОУ « Прогимназия №10  «Сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс

Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

На уроке дети  работают в группах, повторяют всё, что знают об имени прилагательном  ( придумывают  однокоренные имена прилагательные, вспоминают какие слова называются именами прилагат...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок обобщения в 4 классе по теме: "Имя прилагательное".УУД:1.Познавательные: Формулировать цель и задачи урока. Самостоятельная работа с дополнительной литературой (словарь).2.Логические: доказательс...

Презентация к уроку по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном" 3 класс

Презентация предназначена для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном". 4 класс

Обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном,совершенствовать умения распознавать части речи,формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имён прилагательных, определ...