Конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Грешнова Анна Вячеславовна

В разработке представлен материал для уроков русского языка, 2 класс. Тема: "Попробуем сочинять загадки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx57.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Попробуем сочинять загадки

Цель: на основе наблюдений показать учащимся, как построена загадка.

Формируемые УУД

Личностные:

развивать умение высказывать свое отношение к весенней природе родного края и выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; уметь работать в паре.

Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил; представлять информацию в виде схемы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на страницах учебника; находить ответы на вопросы.

Оборудование: интерактивная доска;
- слайды с изображением “отгадок” к загадкам;
- учебник русского языка (авторы – М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация необходимых знаний. Сообщение темы и целей урока.

1. Минутка чистописания

hello_html_615436ea.jpg

- Давайте хором прочтём тему урока.
- Что такое загадка?
 (Это выражение, нуждающееся в разгадке. И у каждой загадки есть разгадка.)
- Кто загадывает загадки?
- А вы хотите научиться сочинять загадки?

- Прочитайте:

Паровоз без колёс –
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл! 
(ПАРОХОД)

- Отгадайте эту загадку.
- Как вы догадались? По каким признакам?
- Назовите эти признаки.
- Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка? 
(нет)
- Как вы узнаёте загаданный предмет?
 (с помощью признаков)
- По- твоему, загадки- это деловая речь или картинная? 
- Сегодня мы попробуем сочинять загадки.

IV. Работа по учебнику.

(Стр. 78 №175)

- Обратимся к задачнику.
- Первый текст не загадка, так как в нём назван предмет 
(стол), т.е. не выполнено первое требование к загадкам.
- Второй текст – загадка. Почему?
 (Есть признаки, по которым можно понять, что это загадка.)
- Назовите эти признаки. 
- Но первый текст легко превратить в загадку. Каким образом? 
(Убрать слово стол)
- Прочитаем загадку.

Продолжим работу по учебнику. (Стр. 79 № 177)

- Предметы, о которых можно попробовать сочинить загадки, подсказаны картинками: это лопата и ножницы.
- Что это за предмет?
 (Лопата)
- Зачем он нужен? 
(Копать)
- Из какого материала сделан? 
(Железо)
- На что похож? Может быть, на ладошку?
- Давайте назовём признаки этой “ладошки”, подберём рифму и постараемся сочинить загадку.
- Из какого материала и на что похожа? 
(железная ладошка)
- Что мы делаем лопатой? 
(копаем)
- А что сейчас осенью копают лопатой? 
(картошку) (копает картошку)

- Давайте соберём загадку.

Железная ладошка
копает картошку.

- Запиши её. Не испорть ошибками! Как уйдёшь от них?
- Запись на доске 
(одно слово один ученик)

Ж…лезна… л…до…к…
К…па…т к…рто…к…

- Пропустите одну строчку.
- Это словарное слово, но мы его ещё не учили.
- Где можно найти это слово и решить орфографическую задачу? 
(в словаре)
- Прочитайте слово по слогам 
(ло-па-та)
- Перед тем, как записать слово, посмотрим, как соединяются первые три буквы.
- Давайте попробуем потренироваться в написание

Физкультминутка.

V. Сочинить загадку про ёжика.

- Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
- Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
- Какой он по форме?
- По цвету?
- Какая у него мордочка? Ножки?
- Чем покрыта у него спинка?
- Какие у него повадки?
- Где он живёт?
- Чем питается?
- Что он частенько носит на своей спинке?
- Давайте выделим главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных.

(Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, зверёк часто сворачивается и становится круглым, колючим шаром, недотрога)

- Подберите слова, обозначающие действие ежа.

(Катится, бежит, укатился, шуршит, фыркает, пыхтит, несёт, свернулся, спрятался)

- Мы говорили, что в загадках часто есть рифма.
- Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа:

катится - прячется
комочек - клубочек
ёлка – иголки
бежит – шипит, шуршит
по дорожке – на ножках

Соберем загадку:

Шуршит колючий комочек,
Подойдешь, свернётся в клубочек.

(Ёжик)

- Подели на слоги, отметь орфограммы.
- Спишите эту загадку с доски
.
- Отметить опасные места.

Найди спрятанное слово.

- Мы продолжаем разгадывать загадки. 
- Отгадав кроссворд, найдём спрятанное слово.
- Чтение учителем.

1. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – на лета,
Для зимы – другого цвета. 
(Заяц)

2. Я зелёный, полосатый,
Сочный, сладкий, красноватый.
С толстоватой кожурой.
Угадай: кто я такой? 
(арбуз)

3. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков… 
(горох)

4. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. 
(Собака)

5. Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит 
(Дорога)

6. Мудрец в нём видел мудреца,
Баран – барана
Овцу в нём видела овца,
А я увидела себя. 
(Зеркало)

7. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена. 
(Берёза)

Игра “Отгадай-ка”.

- Ученик- отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан. (Стул, доска, карандаш, пенал)

VI. Итог урока.

- Понравилось ли сочинять загадки?
- Как вы сочиняли загадки?
- Дома сочините загадки об одном из этих предметов и можете нарисовать его, а в классе мы проведем конкурс на лучшую загадку.
- Расскажите мамам и папам, чему вы научились на уроке, и загадайте наши загадки.

Задание на дом: сочинить 1-2 загадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...