Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Киржинова Жанна Алиевна

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_29-12-16.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РА “Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с

нарушениями слуха и зрения»




Конспект открытого урока по русскому языку.

Тема: «Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц.»





Учитель начальных классов: Киржинова Ж.А.



г. Майкоп 2017 г.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Тема: Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц.

 

Цели: -закрепить знания о непарных твёрдых и мягких согласных, об особенностях написания гласных Ы,И после Ц;

- развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление.

Задачи:

Образовательные:

- давать характеристику согласным звукам;

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- читать слова с изученными буквами;

- группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков.

Развивающие:

- содействовать развитию моторики, фонематического слуха;

- развивать у учащихся аналитико-синтетическую мыслительную деятельность через решение заданий с изученными буквами.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение письму как виду речевой деятельности и устойчивой познавательной мотивации;

- воспитывать желание учиться.

Коррекционные:

- формирование навыков адекватного отражения полученных знаний;

- развитие сохранных зрительных функций, коррекция и компенсация нарушенных;

- развитие сохранных анализаторов.

Оборудование: учебник «Азбука», карточки для учащихся, лента букв, зрительная физминутка, меловые записи, образец букв Ц,у.

                        

                        Ход урока:

 

  1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

- Сегодня к нам на урок русского языка пришли гости. Давайте поздороваемся и улыбнёмся нашим гостям.

- Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

Доброе утро! Солнце и птицы!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится, добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера

-А теперь садимся правильно за столом. Спинки ровно. Будьте внимательны. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

II. Актуализация знаний.

- Прочитайте слова, которые написаны на доске. (Ясень, елка, ель)

- Что это такое? (деревья).

- Что общего у этих слов? (Начинаются с гласных букв)

- Что объединяет гласные буквы Я, Е, Е, Ю в одну группу? (Они указывают на мягкость согласного звука.).

- А сейчас вспомним, что у этих букв есть ещё один секрет, который мы знаем. (Эти буквы обозначают два звука, один из которых согласный мягкий звук [й'], а второй – гласный звук.)

- Произнесите эти буквы

Я                 Е                 Е                 Ю        

[й`а]        [й`э]                [й`о]                [й`у]

- А теперь вспомните и скажите, когда буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука.

1. В начале слова (Н: еда, ёлка, ягода, юла.)

2. Они обозначают 2 звука после гласной буквы (Н: пою, моет, тает)

3. После Ь эти буквы обозначают два звука (Н: житьё, пью)

- А всегда ли они обозначают два звука? (Нет. После согласных они обозначают один звук.)

- Приведи примеры слогов, когда после согласной буквы идут эти гласные (пя, де, мы, лю)

- Значит, после согласных они обозначают один звук и твёрдые согласные  они смягчают.

        - Молодцы!  Вы знаете секрет этих гласных.

- А сейчас, давайте вспомним какие непарные согласные мы уже знаем? Нам поможем лента букв.

- Какую новую букву мы учили на предыдущем уроке?        (согласную букву Ц).

- Что мы уже знаем о согласной букве Ц?

-Мы писали заглавную букву Ц строчную букву ц).

- Что мы узнали на том уроке о звуке [ц]? (Это – согласный звук, глухой, всегда твёрдый)

- Правильно. И даже гласные буквы такие, как И и Е, не могут смягчить этот звук. Он всегда твёрдый.

- Дети, посмотрите на доске у нас «цветок» со слогами. Вам нужно составить слова и записать в тетради.

- Прочитайте, какие слова вы записали.

III. Развитие речевого аппарата.

Чистоговорка.

-Ребята, повторяйте за мной.

ЦО- ЦО- ЦО- снесла курица яйцо

ЦА- ЦА- ЦА- прибежала к нам овца,

ЦУ- ЦУ- ЦУ- я веду домой овцу

ЦЫ- ЦЫ-ЦЫ- бегут куры от овцы.

- Прочитайте слова четко и с ускорением.

-А теперь отгадайте загадки. Как вы уже догадались, в отгадках будет буква, которую мы учили на прошлом уроке. Вспомните какая это буква? (Буква ц)

  1. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

                                (Цифры)

  1. Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

Могу даже и узор

Расширяем кругозор.

                                (Циркуль)

  1. Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряет в петельки,

И вот он шарф у Петеньки

                                (Спицы)

-Запишите отгадки, разделите слова на слоги и поставьте ударения:

Ци`ф-ры, ци`р-куль, спи`цы.

IV. Зрительная гимнастика.

V. Постановка целей и определение темы урока.

Давайте ещё раз вспомним какую букву мы научились писать на прошлом уроке. (Строчную букву ц и заглавную букву Ц)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься дальше на уроке?

-Мы уже знаем, как пишется заглавная буква Ц и строчная буква ц. Сегодня мы будем закреплять знания о согласной букве ц, и других буквах, которые мы уже изучили.

-Давайте повторим, что мы уже знаем о звуке и букве ц.

Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твёрдый.

-Прочитайте с доски слова.

-Обратите внимание, в каком месте слова после буквы Ц пишем И, а в каком – Ы.

концы                                 цирк                                 цыган

венцы                                 циркач                         на цыпочках

ранцы                                цифра                         цып-цып

певцы                                циркуль                         цыплёнок

Давайте с вами сразу составим и запомним новое правило:

На конце слова после буквы Ц пишем всегда букву Ы.

А вот в середине слова, после буквы Ц пишем И.

Но есть слова исключения, в которых после буквы Ц в середине слова пишется буква Ы.

Это слова: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цып-цып.

-Выполните задание, которое я вам раздам на карточках.

-Запишите в тетрадях в первый столбик слова с буквой Ы после буквы Ц, а во второй столбик с буквой И после Ц.

Певцы, цикорий, скворцы, отцы, столицы, циркуль, цилиндр, пальцы, медицина.

VI. Продолжение работы по теме урока.

-Запишите предложение:

Цапли живут на болоте.

-Назовите «опасное» место в предложении. (жи)

-Мы с вами знаем уже много важных правил. Вспомним некоторые из них.

-Как пишется сочетание ча(с буквой а), чу(с буквой у), жи, ши.

-Сегодня мы узнали, что после буквы Ц никогда не пишется в середине слова буква Ы (кроме слов-исключений). Буква Ы после буквы Ц пишется только в конце слова.

-В середине слова после буквы Ц пишем буквы И.

Например: цинк, циновка, цифры, цикада.

-Запомните это правило, а слова запишем в рабочей тетради.

 VII. Работа с учебником.

-А сейчас откройте азбуку на странице 31 и прочитайте

слоги-слияния в таблице.

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Не бывает слогов-слияний буквы Ц с Ё, Ю, Я.

Не бывает слогов-слияний буквы Ч с Ы, Ю, Я.

VIII. Подведение итогов урока.

-Понравился ли вам урок?

-Что было самым интересным на уроке?
-Что вызвало у вас затруднение?

-Вам трудно было понять, когда после Ц пишем И, а когда Ы?

-Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."

Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс...

Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Правописание слов с буквами ь и ъ"

Урок русского языка в 4-А классеДата проведения: 22.09.2021 г.Образовательная программа «Школа России»Тема: Правописание слов с буквами ь и ъ....

Конспект урока .Предмет: Литературное чтение в 1 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.

Предмет: Литературное чтение в 1 классе.УМК «ШКОЛА РОССИИ» Дата проведения: 6 декабря.Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.Тема  урока:  Твёрдый согласный звук...