Конспект урока развития речи в 3 классе Изложение «Три весны»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Татьяна Владимировна Русина

Учимся   писать  изложение. Изложение по коллективно составленному плану. Три  весны.

Цели 1. Обогащать  лексико-грамматический  строй  языка  учащихся.

             Учить  определять  количество  частей  в  тексте, выделять

             основную  мысль  каждой  части,  составлять  план, проверять  написанное.

2.        Развивать  связную  устную  и  письменную  речь  учащихся,  память.

3.         Воспитывать  аккуратность,  внимательность,  наблюдательность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2017.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 3 классе

Изложение «Три весны»

2016-2017 учебный год

Урок развития речи в 3 классе.

Тема:  Учимся  писать  изложение. Изложение по коллективно составленному плану. Три  весны.

Цели:  1. Обогащать  лексико-грамматический  строй  языка  учащихся.

             Учить  определять  количество  частей  в  тексте, выделять

             основную  мысль  каждой  части,  составлять  план, проверять  написанное.

  1. Развивать  связную  устную  и  письменную  речь  учащихся,  память.
  2.  Воспитывать  аккуратность,  внимательность,  наблюдательность.

Оборудование: текст  «Три весны» В. Бианки, Запись «Времена года. Апрель.» П.И. Чайковского, карточка-помощница, изображение «Весна полевая», «Весна речная», «Весна лесная».

Технология дифференцированного обучения.

Ход  урока.

1.Организационный  момент.

   Сегодня  на  нашем  уроке  русского  языка  присутствуют  гости.

   Мы  всегда  рады  гостям. У  нас  прекрасное  весеннее  настроение. Пусть  оно  передастся  всем  присутствующим.

2. Подготовка  к  восприятию.

(включаю  магнитофон,  секунду  подожду и начинаю  читать  стихотворение  Ф.И. Тютчева «Весенние  воды»).

Ещё  в  полях  белеет  снег,

А  воды  уж  весной  шумят-

Бегут  и  будят  сонный  брег,

Бегут  и  блещут и  гласят…

Они  гласят  во  все  концы:

«Весна  идёт,  весна  идёт!

Мы  молодой  весны  гонцы,

Она  нас  выслала  вперёд!»

Весна  идёт,  весна  идёт!

И  тихих  тёплых  майских  дней

Румяный  светлый  хоровод

Толпится  весело  за  ней.

У. Это  замечательное  стихотворение  Фёдора  Ивановича  Тютчева.

Какое  время  года  описывается  в  стихотворении?

Д.  Весна.

У.  О  весне  написано  много  стихотворных,  прозаических,  музыкальных  текстов.

Давайте  вспомним.  Что  такое  текст?

Д.  Текстом   называется  два  и  более  предложений,  связанных  по  смыслу и  объединённой  одной  темой.

3.Целевая  установка.

У. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Работать с текстом. Писать изложение).

У.  Сегодня  я  предлагаю  вам  написать  изложение  по  одному  из  текстов  о  весне.

(на  доске  появляются  карточки :  первая-  изложение,  в  центре.)

У. Что нам поможет в написании изложения?

Написать  изложение  нам  поможет  план. Мы  будем  составлять  план.  (карточка-«составлять  план»).

У. Какие правила нужно выполнять, чтобы написать изложение.

Наша  речь  должна  быть  правильной,  точной,  красивой.

Мы  будем  развивать  речь. (карточка-  «развивать  речь»).

Мы  понаблюдаем,  какие  изменения  происходят  в  природе  весной.

Будем  внимательными .

(карточка-  «быть  наблюдательными  и  внимательными»).

На  доске:     составлять  план

                       развивать  речь

                       быть  наблюдательными  и  внимательными

  1. Чтение  текста  учителем.

Послушайте  текст.

Текст  называется  «  Три  весны».(На  доске  появляется  заголовок    «Три  весны»).

       

                                       Три  весны.

                         Три  весны.

                    Первой  приходит  весна  полевая.  На  земле  чернеют  первые  проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,  жаворонки.  Грачи  таскают  из  земли  червей.  Скворцы  ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают  прошлогоднее   зерно.

                   В  полях  бежит  ручьями  снег  и  спасается  от  солнца  под  крепким  льдом  реки.  Наступает  весна  речная.  Треснул  лёд.  Проснулись  рыбы,  рачки.  Рады  водяные  птицы – утки,  гуси,  лебеди,  чайки.

          Зима  уходить  не  хочет. Долго прячет последний снег  в  лесу. Но идёт весна лесная. Укутывает деревья зелёным туманом, возвращает певчих птиц.  Это  победа  весны  и  солнца.

(78, по В.Бианки).

5. Беседа по содержанию.

У.  Понравился  вам  текст  о  весне?

Д.  Да.

У.  Какие  три  весны  описывает  автор?

Д.  Весна полевая,  весна  речная,  весна  лесная.

     (на  доске  вывешиваются  картины – три  весны).

У. Почему  первой  приходит  весна  в  поле?

Д.  Солнце  быстрее  нагревает  открытые  участки  земли.

У.  Что  происходит  в  это  время  в  поле?

Д.  На  земле  чернеют  проталины. Прилетают  грачи, скворцы,  жаворонки.  

У.  Куда  весна  направляется  потом? Почему?

Д.  Тает  снег, появляются  ручьи.  Они  бегут  в  реку. Вода  в  реке  поднимается  и  начинает  ломать  крепкий  лёд. На  реке  начинается  ледоход.

У.  Почему  в  лес  весна  приходит последней?

Д.  Солнышку  трудно  пробраться  сквозь  ветки  и  стволы  деревьев и  растопить  снег.  Здесь  он  лежит  дольше.

У. Действительно ли  это  три  разные  весны?

Д.  Нет.  Весна  одна. Но  приходит  она в поле,  на реку, в  лес в  разное  время.

У. Какая основная  мысль текста?

Д. Оживление  природы. Победа  весны  и  солнца.

У.  Сколько  частей  в  тексте?

Д. Три.

6. Составление плана.

У.  Послушайте  ещё  раз,  как  весна  приходит  в  поле.

(чтение  первой  части  учителем).

               Первой  приходит  весна  полевая.  На  земле  чернеют  первые  проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,  жаворонки.  Грачи  таскают  из  земли  червей.  Скворцы  ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают  прошлогоднее  зерно.

У.  О какой  весне я  прочитала?

Д.  О  весне  полевой.

У.  Молодцы,  вы  внимательны.

Как  можно  озаглавить  эту  часть?

Д.  Весна  полевая.

(на  доске- Весна  полевая.)

У. Первой  весна  приходит  в  поле. Что  чернеет  на  земле?

Д.  На  земле  чернеют  первые  проталины.

У. Что  такое  проталины?

Д.  Места  где  растаял  снег.

У.  Послушайте  как  об  этом  говорится  в  толковом  словаре

Проталина – место,  где стаял  снег и  открылась  земля.

(Только что на проталинах весенних показались ранние цветочки. Пушкин.)

У. Какие  птицы  прилетают весной?

Д. Прилетают грачи,  скворцы, жаворонки.

У. Что таскают  из  земли  грачи?

Д. Грачи таскают  из  земли  червей.

У. Кого ловят  скворцы?

Д. Скворцы ловят насекомых.

У. Что собирают жаворонки?

Д. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.

У. Почему о зерне сказано прошлогоднее?

Д. Оно осталось с прошлого года.

У. Вместе с весной отправимся дальше.

Послушайте вторую часть.

            В полях бежит ручьями снег и спасается  от  солнца   под крепким льдом. Наступает весна речная. Треснул лёд. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы-    утки, гуси. лебеди, чайки.

У. О какой  весне говорится  во  второй части?

Д. О весне речной.

У. Как озаглавим вторую часть?

Д. Весна речная.

(на доске запись- Весна речная.)

У. Какие  перемены произошли на реке с приходом весны?

Как бежит снег в полях?

Д. Снег в полях бежит ручьями.

У. Что , значит снег бежит ручьями?  

Д. Тает , образует  ручейки.  

У. Где и от кого он спасается?

Д. Он спасается от солнца под крепким льдом реки.

У. Что произошло со льдом?

Д. Лёд треснул.

У. Кто проснулся в реке?

Д. Проснулись рыбы, рачки.

У. Кто ещё  рад  весне на реке?

Д. Рады водяные птицы – утки, гуси. лебеди, чайки.

У. Вот  и здесь  весна  сделала  свою работу.

Отправилась  весна дальше.

Чтение третьей части.

             

                  Зима уходить не хочет. Долго прячет  последний снег в  лесу.  Но идёт  весна лесная. Укутывает деревья  зелёным  туманом,  возвращает    певчих птиц. Это  победа  весны  и  солнца.

У.  О  какой  весне  говорится  в  третьей  части?

Д.О весне лесной.

У. Как можно озаглавить эту  часть?

Д. Весна  лесная.

(на доске- Весна лесная.)

У.  В  лесу  мы  ещё  застали  зиму. Что она не хочет делать?

Д. Зима уходить не хочет.

Что на это указывает? Что она  прячет в лесу?

Д. Долго прячет последний снег в лесу.

У. Какой снег?

Д. Снег последний.

У. Но идёт весна лесная. Чем  укутывает она деревья?

Д. Укутывает  деревья зелёным  туманом.

У. Что значит укутывает?

Д. Заворачивает, кутает.

У. В толковом  словаре говорится так- укутать-закутать со всех сторон.(укутать ребёнка в  одеяло  или одеялом.)

Туманом  каким?

Д. Зелёным туманом.

У. Почему?

Д. Ещё нет  листочков, но почки лопнули и показались  краешки  зелёных листьев. Это и есть зелёный туман.

Вот и  весна  укутывает  деревья  зелёным  туманом  как своих  детей.

У. Кого возвращает весна? Что значит возвращает?(прилетают из тёплых стран.)

Д. Возвращает весна певчих птиц.

У. Чья это победа?

Д. Это победа весны и солнца.            

У. В каком предложении выражается основная мысль текста?

Д. Это победа весны и солнца.

У. Запишите  план  в  тетрадь.

Чтение текста  второй  раз.

Послушайте ещё  раз  весь  текст.

7.Пересказ по частям. Орфографическая работа. 1 часть. Весна полевая .  Попробуйте рассказать. О чём  напишете  в первой части..

Нам  встретилось  слово  проталины, мы  уже  знаем что оно обозначает, прочитаем  как оно пишется  про-та-ли-ны

Жаворонки, в этом  слове  часто  неправильно ставят  ударение,

Прочитаем  с ударением,  по  слогам –Жа-во-рон-ки

Нам  часто  встречается  слово  насекомые.

Прочитаем  все вместе как оно пишется  на-се-ко-мы-е

Собирают-  в этом  слове  нам  встретились  неизвестные  нам  написания.  Прочитаем  и  запомним  как пишется это слово- со- би-ра-ют. Приставка со-, корень-бир-,  суффикс-а-.

Прошлогоднее- сложное слово,  состоит из  двух  корней. Что, значит прошлогоднее- осталось с прошлого года.  

(Эти слова вывешиваются  на доске, по  отношению к  какой –то части.)

2 часть. Весна речная.  О чём  напишете во второй час.

Спасается- слышим  тца, а пишем  тся. Это слово с трудной  орфограммой, прочитаем его по  слогам. Спа-са-ет-ся.

3 часть. Весна лесная. О чём напишете в третьей части? Укутывает. Что значит?

У-ку-ты-ва-ет.

Возвращает. Возвращать- вернуть кого-что. Воз-вра-ща-ет.

8. Физкультминутка.

Давайте вдохнём весеннего воздуха, почувствуем дуновение ветерка.

Ветер дует нам в лицо ,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише-

Деревцо- всё выше, выше.

9.Пересказ  всего  текста.

Кто хочет  пересказать весь  текст, как он  его запомнил.

10. Послушайте текст ещё раз. Будьте внимательны. Приготовьтесь писать текст самостоятельно.

Напишите изложение. Соблюдайте красную строку в начале каждой части. По окончании письменной работы не забудьте  проверить своё изложение.

11. Письменная работа учащихся.

12. Итог урока. Положите ручки.

Я видела, что вы старались, с удовольствием работали над изложением. Давайте посмотрим,

 Всё ли мы сделали на уроке?

План составили?

Да.

За речью следили?

Да.

Я видела, вы старались быть внимательными. наблюдательными. Мы продолжим наблюдения за весной и напишем  свой  текст о весне.

На следующем уроке  прочитаем ваши изложения, сделаем работу над ошибками.

У. Рефлексия. Закончим наш урок словами:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я хотел бы…

Я смог…

Я понял…

Спасибо за работу на уроке.

Урок окончен.

Индивидуальная карточка- помощница.

____________________________

1 часть.

Какая весна приходит первой?                                                  

Что чернеет на земле?

Кто прилетает?

Что таскают грачи?

Кого ловят скворцы?

Что собирают жаворонки?

2 часть.

Как бежит снег в полях?

Где и от чего он спасается?

Какая весна наступает?

Что произошло со льдом?

Кто проснулся в реке?

Какие птицы рады ?

3 часть.

Что не хочет делать  зима?

Что она прячет в лесу?

Какая весна идёт?

Чем она укутывает деревья?

 Кого возвращает весна?

Чья это победа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....

Урок развития речи 3 класс "Изложение на слух воспринятого текста по коллективно составленному плану «Яшина варежка»"

Цели:·        Формировать умение воспроизводить текст в определенной последовательности;·        Учить анализировать текст, точно ...

Конспект урока развития речи по теме "Изложение повествовательного текста «Три веточки мимозы» В. Железников". (УМК Школа России), 4 класс.

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: структуру текста, изученные ...