Памятки для уроков русского языка
материал по русскому языку (3, 4 класс)

Малова Ирина Владимировна

Данный справочный материал может быть использован для работы на уроках и дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_dlya_urokov_russkogo_yazyka.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм для проверки буквы парного согласного в корне слова

1. Читаю слово.

2. В конце слова слышу парный звук или с середине слова перед глухой согласной.

3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)

4. Изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово, в котором после согласного слышится гласный звук или звук  [н].

5. Выделю корень в словах

6. Сравню написание корней

7. Графически обозначаю орфограмму.

Зуб – зубы, зубок; кружка – кружечка.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй! 

Алгоритм для проверки непроизносимого согласного звука

1. Произнеси слово.

2. Проверь, есть ли в нём непроизносимый согласный звук.

3. Для  этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится чётко и ясно.

4. Напиши слово.

5. Проверь написание и обозначь орфограмму.

Звёздный – звезда, звёздочка

Иногда согласные играют с нами в прятки, 

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. 

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб буквы В, Д, Л и Т в них верно записать.


Предложение

Виды предложений по цели высказывания:

  • повествовательные (содержит сообщение).

Например: Мама пришла.

  • побудительные (содержит побуждение к действию, призыв).

Например: Вымой руки.

  • вопросительные (содержат вопрос)

Например: Кто разбил чашку?

Виды предложений по интонации:

восклицательные

невосклицательные

Виды предложений по наличию второстепенных членов:

распространённые (имеют в своём составе второстепенные члены предложения).

Например: Сегодня светит яркое солнце.

нераспространённые (состоят только из главных членов предложения)

Например: Светит солнце.

Главные члены предложения:

Подлежащее – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы  кто? или что?

Сказуемое - главный член предложения, обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что сделает? и др.

     сущ.        гл.

Девочка  рисует красками.

Второстепенные  члены предложения:

Дополнение  отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?, поясняет сказуемое или второстепенные члены предложения.

Определение - отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?, поясняет подлежащее или второстепенные члены предложения.

Обстоятельство - отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?, поясняет сказуемое или второстепенные члены предложения.

Алгоритм разбора предложения.

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).

3.Определить простое предложение или сложное, для этого найти грамматическую основу предложения. Если одна, то предложение простое, если две и более – сложное.

4.Определить вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённое и нераспространённое).

Примечание: Если в предложении имеются однородные члены предложения, указать на это так: предложение с однородными… (подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами предложения).


Однородные члены предложения

1.Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос.

Например: Журавли, утки и гуси осенью улетают.

2.Однородные члены предложения связываются с помощью союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации.

3.Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И).

Например: Мы пойдём пешком или поедем на машине.

4.Запятая ставится, если однородные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И); союзами А, НО, ДА (в значении НО).

Например: Дождь не прекратился, а полил сильнее.

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно!        Ο , Ο

Если же вдруг появился союз,

То запятая тогда лишний груз!                Ο и Ο

Если союз к нам пришёл не один,

Ставь запятую ты перед вторым!         и Ο,  и Ο

А перед союзами а и но

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую…                         Ο , а Ο                Ο , но Ο

Словосочетание – сочетание двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

    Х        чем?              Х

пишет ручкой (гл. + сущ.)

НЕ ПУТАЙ ПОНЯТИЯ!

Части речи

Члены предложения

имя существительное

имя прилагательное

глагол

местоимение

наречие

предлог

союз

подлежащее

сказуемое

определение

обстоятельство

дополнение

Буквосочетания

Жи – ши пиши с буквой И.                        Ча – ща пиши с буквой А.

Чу – щу пиши с буквой У.

-ЧК-, -НЧ-, -ЧТ-, -ЩН-, -НЧ-, -НЩ-, -РЩ- пиши без мягкого знака.

Удвоенная согласная

  • может быть в корне (класс, аппетит)
  • может быть на стыке приставки и корня (рассказ)
  • может быть на стыке корня и суффикса (осенний)
  • может быть в суффиксах (измученный)

Сравним Ь-м, Ь-р, Ъ

Ь-м пишется

Ь-р пишется

Ъ пишется

В конце и в середине слова: письмо, день

В середине слова: вьюга, соловьи

После приставок перед корнем: разъезд, съёмка

После согласных: пень, пеньки

Перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я: вьюга, соловьи

Перед гласными Е, Ё, Ю, Я: разъезд, съёмка

Показывает мягкость предшествующего согласного звука

Показывает, сто согласный звук не сливается с гласным

Показывает, сто согласный звук не сливается с гласным

Части речи

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

Постоянные признаки

Бывают собственные (имена людей, клички животных, географические названия) и нарицательные.

Например: Витя, Барсик, Кострома – имена собственные.

                 весна, прогулка, река – имена нарицательные

Бывают одушевлённые (отвечают на вопрос кто?) и неодушевлённые (отвечают на вопрос что?).

Например: котёнок, девочка – одушевлённые

                 цветок, машина – неодушевлённые

Бывают трёх родов:

Мужской род (м.р.) – он, мой: врач, лес

 Женский род (ж.р.) – она, моя: машина, Аня

Средний род (ср.р.) – оно, моё: небо, животное.

Бывают трёх склонений:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м.р.  окончание а, я

м.р. окончание □

ж.р. ь

ж.р. окончание  а, я

ср.р  окончание о,е

Непостоянные признаки

Изменяются по падежам

Падежи

Слово-подсказка

Вопросы

Предлоги

Именительный падеж

есть

кто? что?

нет предлогов

Родительный падеж

нет

кого? чего?

около, у, для, до, с, без, от, из

Дательный падеж

дам

кому? чему?

к, по

Винительный падеж

вижу

кого? что?

в, на, за, про, об (обо), через

Творительный падеж

горжусь

кем? чем?

с(со), под, над, за, между, перед

Предложный падеж

думаю

о ком? о чём?

о, об(обо), в, на, при

Изменяются по числам

Единственное число (ед.ч.)  - стол, девочка

Множественное число (мн.ч.) – столы, девочки

Части речи

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие? чей?

Непостоянные признаки

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

ЗАПОМНИ!

Прилагательное всегда связано с существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное с которым оно связано.

Прилагательные во мн. ч. по родам не изменяются.

Краткие имена прилагательные - свежий ветер – ветер свеж:

изменяются по родам и числам;

Например: зелен (м.р.) – зелена (ж.р.) – зелено (ср.р.) – зелены (мн.ч)

не изменяются по падежам;

в предложении всегда бывают сказуемыми: Он весел и улыбчив.


Части речи

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др.

Глагол имеет начальную (неопределённую) форму. Эту форму называют инфинитив.

Например: что делать? – бегать, улыбаться

                что сделать? – услышать, оглядеться

Постоянные признаки

Бывают совершенного вида (что сделать?, что сделает?, что сделал? и т.д.) и несовершенного вида (что делать? что делал?, что будет делать? и т.д.).

Бывают I и II спряжений (спряжение  - изменение глаголов по лицам и числам).

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч

мн.ч.

ед.ч

мн.ч.

1-е

-у (-ю)

-ем

-у (-ю)

-им

2-е

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3-е

-ет

-ут, (-ют)

-ит

-ат, (-ят)

Нач.

форма

Все глаголы на: -ть, -еть, -ать, -ять, -ыть, -оть, -уть, кроме исключений, + 2 глагола на –ить: брить и стелить (исключения)

Все глаголы на –ить, кроме исключений; +4 глагола на –ать: слышать, дышать, гнать, держать (исключения); + 7 глаголов на –еть: зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.

Непостоянные признаки

Глаголы изменяются по временам:

Прошедшее время (пр.р.)  - действие совершено до момента речи,

например: читал, прочитал.

Настоящее время (н.вр.) – действие происходит в момент речи,

например: читаю.

Будущее время (б.вр) – действие будет происходить после момента речи, например: буду читать, прочитаю.

Глаголы изменяются по числам:

Единственное число (ед.ч.) – смотрел, смотрит, посмотрит.

Множественное число (мн.ч.) – смотрели, смотрят, посмотрят.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам:

 1-е лицо (я, мы) – играю, играем; поиграю, поиграем;

2-е лицо (ты, вы) – играешь, играете; поиграешь, поиграете;

3-е лицо (он, они) – играет, играют; поиграет, поиграют.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам 

Мужской род (он) – смотрел □

Женский род (она) – смотрела.

Средний род (оно) – смотрело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки к урокам русского языка для 3-4 класса

Материал содержит памятки для работы на уроках русского языка  в 3-4 классе. Можно использовать как компактный  справочный материал или как памятку для работы над ошибками....

Памятки для уроков русского языка и чтения

Работа над предложением,  использование приемов из методики развивающего обучения Эльконина-Давыдова.В данном матетериале представлен обобщенный опыт моей работы, где все звенья учебно-воспитател...

Памятки к урокам русского языка для начальной школы.

Памятки предназначены для учителей и учеников начальной школы....

Памятка к урокам русского языка

Данная памятка содержит краткую информацию по материалам к урокам русского языка в начальной школе...

Памятки к урокам русского языка.

Презентация для изучения орфографических правил...

Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и...

Памятки для уроков русского языка

Памятки для уроков русского языка...