Конспект урока русского языка, УМК "Перспектива", 3 класс "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хабибуллина Ксения Александровна

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами местоимений; формирование умений грамотно использовать местоимения в речи; формирование умений видеть и исправлять ошибки в употреблении форм местоимений.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать отличия имен существительных от личных местоимений;

- уметь употреблять личные местоимения в речи;

- уметь распознавать местоимения среди других частей речи;

Личностные:

       - осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку  своих действий, поступков ,  а также других людей   на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                          -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 15.03.2019г                                                                                                                        ФИО учителя: Моцная Н.В

Школа: №104                                                                                                                                ФИ студента: Хабибуллина К.

Класс: 3 «А»                                                                                                                                           ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 109

Конспект урока русского языка

Тема: «Местоимение»

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами местоимений; формирование умений грамотно использовать местоимения в речи; формирование умений видеть и исправлять ошибки в употреблении форм местоимений.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать отличия имен существительных от личных местоимений;

- уметь употреблять личные местоимения в речи;

- уметь распознавать местоимения среди других частей речи

        Личностные: 

        -осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку  своих действий, поступков ,  а также других людей   на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                                                                                                                                                                              -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Русский язык: 3класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Словесный: диалог.

Практический: работа с тетрадью.

2 мин

Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Александровна, и урок русского языка сегодня проведу у вас я.

- Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Молодцы, садитесь на свои места.

- Проверьте, чтоб у вас на парте лежал учебник и рабочая тетрадь по русскому языку.

- Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на свои места.

Проверяют готовность к уроку.

Записывают число и классная работа.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

 II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: работа в тетрадке.

Практический: метод проблемного изложения.

Наглядный: презентация.

7 мин

 - Перед тем, как начать изучать новую тему, мы проведем словарную работу.

Один из вас будет называть словарные слова, а остальные будут записывать. (Одного вызывать к доске). Нужно назвать 8 слов.

- Свертись с доской. Поднимите руки, у кого нет не одной ошибки. Молодцы, поставьте на полях +. (Учащемуся у доски поставить оценку)

- Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. «С..ва – хищ..ная птица. У с..вы мощ..ные ко..ти и ч..ткие уш..». Определите падеж имен существительных. (2 учащимся, отвечающим, поставить отметки)

 Слушают учителя.

Один учащийся называет слова.

Записывают слова словарные.

Проверяют с образцом на доске.

Оценивают свою работу.

Записывают предложения.

Вставляют пропущенные орфограммы.

Определяют падеж имен существительных.

П: осмысление читаемого текста.

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

К: умение полно и точно выражать мысли.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог.

Практический: создание проблемной ситуации.

4

мин

Прочитайте предложения еще раз.

Какая речевая ошибка допущена при составлении?

- Как можно исправить эту ошибку?

- Прочитайте вновь составленные предложения.

- Вместо какой части речи вы употребили словосочетание «у неё»

- Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимение.  А что это за часть речи?

- Из каких частей состоит слово? Слово местоимение произошло от сочетания двух слов – вместо имени.

- Назовите тему урока.

- Какие цели поставим на урок?

Повторяется слово «сова».

Заменить слово «сова» другим словом.

Сова – хищная птица. У неё мощные когти и чуткие уши.

Вместо имени существительного.

Место-, - имени.

Местоимение.

Узнаем функцию местоимений.

Научимся употреблять местоимения вместо имени существительного.

П: подведение под понятие.

П: построение речевого высказывания.

Р: целеполагание.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

Словесный: уч. диалог.

Наглядный: учебник.

Практический: работа с учебником.

8 м

- Прочитайте «узелки на память» на стр.47. (Один в слух, другие следят).

- Какую роль играют местоимения в речи?

- Местоимение – служебная или самостоятельная часть речи?

-  Откройте учебник, на странице 48. Давайте выполним задание под номером 85.

- Прочитайте диалог.

- Почему собеседники не поняли друг друга? 

- Это слово не называет, а только указывает на предмет. Это и есть особенность местоимений.

- Выпишите имена существительные с теми словами, от которых они зависят. Укажите падежи имён существительных.

- Сверьтесь с доской, у кого были ошибки? Молодцы!

- Ребята, назовите мне местоимения, которые называют того, кто говорит? (Тот, кто говорит, скажет о себе и это будет я, а если два человека говорят, то они скажут мы говорим)

Местоимения, которые называют того, кто слушает? (Тот, кто говорит, скажет слушающему ты случаешь, вы слушаете).

- Местоимения, которые называют того, о ком говорят. (Тот, кто говорит, скажет, что он. пример: он пошел гулять)

Это личные местоимения. Как вы думаете, почему данные местоимения называются личными?

Читают правило.

Они указывают на предмет, не называя его.

Самостоятельная.

Потому что в диалоге, вместо существительных, они употребляли местоимения.

Я, мы.

Ты, вы.

Он, она, оно, они.

Потому что указывают на конкретного человека.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практический: работа с учебником.

- Давайте прочитаем правило в учебнике, на странице 49.

- Какие местоимения указывают на говорящего?

- Какие местоимения указывают на собеседника?

- Какие местоимения указывают  на того, о ком говорят?  

- А сейчас откройте страницу 50. Номер 87. Прочитайте предложения.

- Давайте вместе вставим нужные местоимения.

- Какие слова помогли нам догадаться, какое местоимение пропущено?

 - Запишите предложения, которые у нас получились.

- Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Читают правило.

Выполняют упражнение.

Глаголы.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Вот все пальчики мои, 

Их, как хочешь, поверни.

И вот этак, и вот так, 

Не обидятся никак. 

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять. 

Постучали, 

Повертели 

Дали ручкам отдохнуть, 

А теперь обратно в путь. 

Выполняют упражнения для пальчиков.

Повороты кистей рук.

Хлопок перед собой, легкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук.

Руки перед грудью, пальцы в «замок».

Руки вперед, ладони вперед.

Круговые движения кистями, пальцы в «замок» («моторчик»).

Встряхивающее движение кистями рук.

Постучать пальцами друг о друга.

Повороты кистей рук.

Встряхивающее движение кистями рук.

Положить руки на стол.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 Практический: работа с карточками.

5

мин

Сейчас самостоятельно выполните задание.

У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.

Списать.  Вставить пропущенные местоимения. Подчеркнуть местоимения.

Охотник пошел в лес. С ... бежала собака. Вот они в лесу. Вдруг к .. навстречу выскочил заяц. Собака бросилась за ... . Зайцу удалось уйти. Охотник вышел на поляну. На ... было маленькое озеро. Там были дикие утки. Охотник осторожно подкрадывался к уткам, ... не удалось ... убить. Утки почуяли опасность и улетели. Охотник позвал собаку и отправился с ... в степь.

Сейчас вам нужно обменяться карточками и проверить по образцу.

Верните друг другу карточки.

У кого есть ошибки? В чем возникло затруднение?

У кого нет ошибок поставьте себе +.

Читают задание.

Самостоятельно выполняют упражнение.

Выполняют взаимопроверку по образцу.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнером

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практический: работа с учебником, тетрадью.

5

мин

- Сейчас в парах вы выполните упражнение 84.

Прочитайте задание.

- Обсудите вместе какими местоимениями можно заменить, а затем запишите в тетрадь.

Выполняйте.

- (Для проверки спросить одну из пар).

Все ли согласны? Если нет, то почему?

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок.

- Какой вывод можем сделать?

Объединяются в пары.

Читают задание.

Обсуждают.

Записывают в тетрадь.

Выполняют проверку.

Что мы все усвоили хорошо.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений

3

мин

  1. – Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
  2. – Над какой темой работали?
  3. - Какие цели мы сегодня ставили на урок?
  4. - Достигли ли мы их?
  5. – Какая функция у местоимений?

Закончите предложения. 

- Я сегодня узнал(а) о том, что…

- Больше всего мне понравилось…

- Было трудно…

- Хочу узнать…

Подводят итоги урока.

Местоимение.

Узнать функцию местоимений. Научиться употреблять местоимения вместо имени существительного.

Да.

Заменяют имя существительное.

Проводят самоанализ деятельности.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...