Правила русского языка 4 класс ФГОС УМК "Школа России" (Канакина)
материал по русскому языку (4 класс)

Полунчаева Зоя Юрьевна

Сборник правил, которые помогают в обучении грамотному письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx908.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Однородными членами предложения могут быть и главные и второстепенные члены предложения. Несколько подлежащих при одном сказуемом это однородные члены предложения.

Несколько сказуемых при одном подлежащем – это однородные члены предложения.

Несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова - это ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Однородные  члены предложения произносятся с интонацией перечисления.

Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятой.

Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова.

Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами  И, А, НО.

Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союзов), то запятая между ними ставится.

Если два однородных члена предложения соединены союзом И, то запятая между ними не ставится.

Между однородными членами предложения перед союзами А, НО всегда ставится запятая.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАССНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА

Чтобы правильно обозначить буквой в корне безударный гласный звук надо или изменить слово (дворы- двОр), или подобрать однокоренное слово, так чтобы гласный звук стоял под ударением (ночной-нОчь), или  проверить написание слова в орфографическом словаре(жЕлезо).

Чтобы правильно обозначить буквой в корне парный по глухости звонкости согласный  звук надо или изменить слово (дуб-дуБы), или подобрать однокоренное слово так, чтобы после проверяемого согласного звука стоял гласный (сказка-скаЗочный) или  проверить написание слова в орфографическом словаре(заВтра).

Чтобы правильно обозначить буквой в корне непроверяемый согласный звук надо или изменить слово (честный-чесТен), или подобрать однокоренное слово(звездный-звезДа), или  проверить написание слова в орфографическом словаре (чуВство)

https://class.rambler.ru/qa-service/production/uploads/images/image/000/058/443/85ab3c553e.jpeg.

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК. Пишется только после приставок, которые оканчиваются согласными перед буквами е,ё,ю,я.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е,ё, ю, я, и.

МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ предшествующего согласного звука (день)

МЯГКИЙ ЗНАК в именах существительных женского рода  с шипящими на конце (дочь)

______________________________________________________________________________________

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d8f/000c5616-5e16c958/img3.jpg

НАРЕЧИЕ - это неизменяемая самостоятельная часть речи. Наречия обозначают признак действия  и отвечает на вопросы как? где? куда? когда? откуда?  В предложении наречие является  второстепенным членом.

Наречия могут быть образованы от имён прилагательных с помощью суффикса –О.


ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Член предложения

Подчеркивание

Вопросы

Чем выражено

Главные члены

Подлежащее

_________

Кто? что?

Существительным или местоимением в И. п.

Сказуемое

Что делать? что сделать? и др.

Глаголом

Второстепенные члены

Дополнение

_ _ _ _ _ _ _

Вопросы косвенных падежей:

кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о ком? о чем?

Существительным или местоимением в косвенном падеже с предлогом и без

Определение

 _________                        

Какой? чей? Или: падежный вопрос + смысловой (для существительных)

Прилагательным,

местоимением,

существительным

Определение, выраженное существительным, можно заменить однокоренным

 прилагательным

шляпа папы — папина шляпа

вершины елей еловые вершины

Обстоятельство

_._._._._._

Как? где? куда? откуда? с какой целью? зачем? почему? когда? Или: падежный вопрос + смысловой (для существительных)

Наречием,

существительным с предлогом и без

Если к существительному с предлогом можно задать два вопроса (падежный и смысловой), то это только обстоятельство: выбрались (откуда? из-под чего?) из-под коры.

Если можно задать только падежный вопрос, то это дополнение: расправили (что?) крылышки

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имена существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются в русском языке в три группы.

Чтобы определить склонение имени существительного нужно:

1.Поставить слово в начальную форму ( именительный падеж, ед.число)

2. Определить род и выделить окончание

3 По роду и окончанию существительного в начальной форме при помощи таблицы определить  склонение

http://doshkolenok.net/ldimg2/1/2140-pamyatka-po-russkomu-yazyku----1.jpg

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

https://studme.org/htm/img/16/3387/71.png

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

После шипящих и Ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения- буква е.

______________________________________________________________________


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Некоторые имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах.
Имена прилагательные в краткой форме употребляются в предложении как сказуемое.

Имена прилагательные как и мена существительные, изменяются по падежам.

Имена прилагательные всегда стоят в тоь же роде, числе и падеже, что и имена существительные с которым имя прилагательное связано по смыслу.

Чтобы определить падеж имени прилагательного в словосочетании или предложении, надо :

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
  2. Определить падеж имени  существительного.
  3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

Единственное число

Множественное число

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Именительный

какой?

какая?

какое?

какие?

Родительный

какого?

какой?

какого?

каких?

Дательный

какому?

какой?

какому?

каким?

Винительный

какой? (неодуш.)
какого? (одуш.)

какую?

какое?

какие? (неодуш.)
каких? (одуш.)

Творительный

каким?

какой?

каким?

какими?

Предложный

о каком?

о какой?

о каком?

о каких?

Падежные окончания имён прилагательных

падеж

Единственное число

М. р.

Ср. р.

Ж. р.

И. п.

какой? –ой, -ий, -ый

какое? –ое, -ее

какая? –ая, -яя

Р. п.

какого? –ого, -его

какой? –ой, -ей

Д. п.

какому? –ому, -ему

какой? –ой, -ей

В. п.

какого? –ого, -его

какой? –ой, -ий, -ый

какое? –ое, -ее

какую? –ую, -юю

Т. п.

каким? –ым, -им

какой? какою?

–ой, -ей; -ою, -ею

П. п.

о каком? –ом, -ем

о какой? –ой, -ей

Множественное число

И. п.

какие? –ие, -ые

Р. п.

каких? –их, -ых

Д. п.

каким? –им, -ым

В. п.

каких? –их, -ых;             какие? –ие, -ые

Т. п.

какими? –ими, -ыми

П. п.

о каких? -их, -ых

Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно!
_________________________________________________________________________

ГЛАГОЛ

Начальная форма глагола – это неопределённая форма.

Неопределённая форма глагола отвечают на вопросы: Что делать?  Что сделать? Не изменяется по  числам и временам,  оканчивается на  -ть, -чь, -ти (инфинитив)

Глаголы изменяются по числам и временам.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Действие происходит в момент речи.

Действие, которое уже  произошло.

Действие, которое еще произойдет.

Что делает?

Что делают?

Изменяются по родам

( м.р,  ж.р, ср.р.)

Что делал? Что делала?

Что делало? Что делали?

Что будет делать?

Что сделает?

Что будут делать?

Что сделают?

Отличительный признак суффикс [Л]

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени

Число

Лицо

Настоящее  время

Будущее время

Сложное будущее время

Ед.ч.

1-е лицо (я)

что делаю?

– у.

что сделаю?

 – ю.

что буду делать? –у.

2-е лицо (ты)

что делаешь?  

 - ешь, - ишь.

что сделаешь?

 - ёшь, -ишь.

что будешь делать?

- ешь.

3-е лицо

(он. она, оно)

что делает?

 – ёт, -ит.

что сделает?

– ёт, - ит.

что будет делать?

 –ет.

Мн.ч

1-е лицо (мы)

что делаем?

 – ём, - им.

что сделаем?

 - ём, - им.

что будем делать?

 -ем.

2-е лицо (вы)

что делаете?

 - ёте, - ите.

что  сделаете?

 – ёте, -ите.

что будете делать?

-ете.

3-е лицо (они)

что делают?

 – ут, - ат.

что сделают?

 –ют, -ат.

что будут делать?

 –ут.

  • Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжение глагола.
  • Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

в настоящем и в будущем времени

Число

Лицо

I спряжение

II спряжение

Ед.ч.

1-е лицо (я)

-у (-ю)

-у (-ю)

2-е лицо (ты)

- ешь

- ишь

3-е лицо  (он. она, оно)

-ет

- ит

Мн.ч

1-е лицо (мы)

-ем

-им

2-е лицо (вы)

-ете

- ите

3-е лицо (они)

- ут ( -ют)

-ат (-ят)

В личных окончаниях глаголов после шипящих  под ударение произносится звук [о] , а обозначается этот звук буквой ё.

https://i.pinimg.com/originals/8b/bc/14/8bbc1443ee330d84d07ec5e8440a4613.jpg

Глаголы с суффиксом –ся называются возвратными. Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Перед суффиксом –ся в возвратных глаголах неопределенной формы всегда пишется мягкий знак.

Если возвратный глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать?, то это глагол неопределенной формы и в нем перед суффиксом -ся пишется мягкий знак: -ться.

Если глагол отвечает на вопрос что делает (что сделает?0  или что делают? (что сделают?) , то этот глагол стоит в форме 3-го лица и в нём перед суффиксом-ся мягкий знак не пишется: -тся.

Родовые окончания глаголов прошедшего времени

Род

Ед.ч.

Мн.ч.

м.р.

нулевое

- и

ж.р.

- и

ср.р.

- и

_________________________________________________________________________


Морфологический разбор имени существительного.

1.Часть речи.

2.Начальная форма (им.п., ед.ч.).

3.Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

_________________________________________________________________________

Морфологический  разбор глагола как части речи.

1Часть речи.

2.Начальная форма.

3.Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

_________________________________________________________________________

Морфологический разбор имени прилагательного.

1.Часть речи.

2.Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

3.Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

_________________________________________________________________________

Морфологический разбор местоимения.

1.Часть речи.

2.Начальная форма (им.п.).

3.Постоянные признаки

- лицо.

4. Непостоянные признаки:

-число.

-род (только в 3 лице ед.ч.).

-падеж.

5.Роль в предложении.

_________________________________________________________________________


ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 4 КЛАСС

Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, альбом, аппетит, багаж, берег, берёза, беседа, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, вдруг, везде, велосипед, ветер, вместе, вокзал, вокруг, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, впереди, вторник, вчера, газета, гвоздика, герой, гореть, горизонт, горох, двадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, ещё, желать, железо, жёлтый, животное, завтра, завод, завтрак, заря, здесь, здравствуйте, земляника, извините, издалека, иней, инженер, интересный, календарь, каникулы, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, коллекция, командир, комбайн, комбайнёр, комната, компьютер, коньки, корабль, корова, космонавт, костёр, костюм, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, лучше, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, назад, налево, направо, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, оборона, овёс, овощи, овца, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, одуванчик, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пассажир, пассажирский, пейзаж, пенал, песок, пирог, платок, победа, погода, пожалуйста, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, поэт, правительство, праздник, председатель, прекрасный, приветливо, путешественник, путешествие, пшеница, пятница, работа, рабочий,  радио, ракета, расстояние, растение, ребята, рисунок, родина, ромашка, Россия, русский, рябина, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, сверху, свитер, свобода, север, сегодня, сейчас, семена, сентябрь, сеялка, сирень, скоро, слева, снегирь, снизу, собака, солдат, солома, сорока, спасибо, справа, стакан, столица, суббота, тарелка, телевизор, телепередача, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, фамилия, февраль, хлебороб, хозяин, хозяйство, хорошо, человек, четверг, четыре, черный, чувство, шестнадцать, шёл, шоссе, шофёр, щавель, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 ФГОС Школа России Канакина

В рабочей программе девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предмета, курс...

Правила русского языка 1 класс

краткое содержание правил по русскому языку 1 класса...

Правила русского языка 1 класс ФГОС УМК "Школа России" (Канакина)

Такой памяткой мы пользуемся уже 2 года. Изучаем правило и добавляем его в свою памятку, очень удобно и все правила всегда можно найти  и повторить даже во 2 классе....

Правила русского языка 2 класс ФГОС УМК "Школа России" (Канакина)

В нашем классе есть специальная тетрадь, которую мы начали в 1 классе как только мы познакомилисьс новым правилом мы добавляем его в эту тетрадь и так у нас получается сборник правил, которым мы польз...

Правила русского языка 3 класс ФГОС Школа России (Канакина)

В этом документе вы найдете все правила, которые изучаются в 3 классе по учебнику Канакиой....

конспект урока по русскому языку 3 кл. "Школа России" Канакина

Тема урока: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?Урок:  №41Тип урока: Открытие «нового» знанияВид урока: игра « Детективы»...