Материал по русскому языку по теме:
Большая буква в кличках животных

Белова Лариса Сергеевна

Конспект, презентация, карточки к уроку по теме "Большая буква в кличках животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
klichki_zhivotnyh_2_klass.zip543.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Большая буква в кличках животных.

Планируемый результат:

 -уметь различать имена нарицательные и собственные, писать   имена  собственные с большой буквы.

Умения:

1) разделять названия животных и их клички;

2) записывать клички животных с большой буквы;

Педагогическая задача: воспитывать любовь к животным, работать над культурой поведения (клички).

 

I.Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт вам, дети, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать!

 Прочитайте пословицу «Умеешь сам – научи другого», она будет девизом нашего урока.

II.Минутка чистописания

 -А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись

Октябрь - о

Январь – з

Март  - ?

Август - л

Д. Это буква в, октябрь - осенний месяц, январь – зимний, август – летний, март - весенний.

У. Определите последовательность букв в данном ряду.

             ва, вб, вв,…

Д. Первая буква в, а вторые буквы идут в алфавитном порядке.

Самооценка

- Подчеркните самые  красивые соединения букв, посчитайте, сколько красивых соединений вы подчеркнули, запишите на полях.

III. Повторение

-Посмотрите на доску.

ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ

- Среди этих букв, спрятались имена собственные,  не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. С какой буквы будете писать? Подчеркните заглавную букву в словах.

ИВАН, ИВАНОВ, ИВАНОВО, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ

- Почему эти слова пишутся с большой буквы?

- В каких случаях еще пишется заглавная буква?( в кличках животных)

IV. Постановка цели урока

У.-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

Д.-Сегодня на уроке научимся писать названия и  клички животных.  

 У.-Послушайте звуки и определите, что это за животные ( раздаются звуки животных, дети отгадывают и появляется картинка с изображением этого животного)

  

 -Кто может быть лишний?(ворона –дикая птица, кошка – не словарное слово)

- На какие две группы можно разделить?( птицы и животные)

- Запишите в столбик только словарные слова. С какой буквы будете писать?(с маленькой, потому что это слова нарицательные).Подчеркните опасные места в словах.

Сверка с доской.

-Проверьте написанное.

собака

петух

курица

корова

ворона

Работа с фразеологизмами.

Прочитайте фразеологизмы и объясните смысл.

Как курица лапой ( писать небрежно, неаккуратно)

Вставать с петухами ( вставать очень рано)

V.Работа над новой темой

-Придумайте и запишите кличку рядом с названием животного.

- Как будете писать клички?( с большой буквы, это слова собственные)

-Прочитайте, какие клички вы записали.

-У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?

 - А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички)

-Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички,

переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко

оскорбляют человеческое достоинство.

- Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными,

культурными? Почему?

Умение отличать имена нарицательные и собственные.

Физкульминутка.

-Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните.

Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич, шарик.

Почему вы хлопнули, услышав слово «шарик»? ( кличка собаки)

Почему вы топнули? ( воздушный шарик)

Письмо имен нарицательных и собственных.

-В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.

Определите, в каком предложении будет имя нарицательное, а в каком собственное? Посоветуйтесь в паре.   Запишите оба предложения, заменив картинку словом.

Сторожит дом  .

Красный  лопнул.

Взаимопроверка.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

 -Ребята, вы любите   сказки?

Посмотрим, знаете ли вы самых известных героев.  

 По классу развешаны слова, соберите их и распределите в два столбика (на собственные и нарицательные)

ЛИСА АЛИСА

СОБАКА ШАРИК

МЕДВЕЖОНОК ВИННИ-ПУХ

ПОРОСЁНОК ПЯТАЧОК

КУРОЧКА РЯБА

ОСЛИК ИА

ДЯДЯ ФЁДОР

ЦАРЬ  САЛТАН

КРОКОДИЛ ГЕНА
ДОКТОР АЙБОЛИТ

СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА
БРАТЕЦ ИВАНУШКА

 

-С какой буквы пишутся слова первого столбика? (с маленькой, это имена нарицательные)

- Как напишите слова второго столбика? ( с большой буквы, это слова собственные)

- Запишите три пары слов (один ученик за доской)

Проверка с доски

 -Вы любите   мультфильмы? Угадайте героев ( после ответа детей появляется картина с изображением героя)  

 

Кота добрей на свете не сыскать,

Мышам-проказникам он может все прощать.

                                            (кот Леопольд)

 

 Вся жизнь кота — гонки за   мышкой,

С которой плетут друг на друга интрижки.

                                                    (кот Том )

 

В Простоквашино живёт

Этот очень хитрый кот.

                (кот Матроскин.)

В этой сказке кот слепой,

Ходит он всегда с лисой.

                      (кот Базилио)

-Поработайте в парах, составьте и запишите предложение про одного из котов.

Проверка

 - Слушаем и выбираем самое красивое предложение.

VI.Рефлексия

Закончите одно из предложений

 - На уроке я …

- Я понял(а)…

 - Мне было   …

- Мне надо ещё …

VII.Домашнее задание.

 

1) Спишите текст,  заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.

 Летом      и          жили в      … .

 По утрам         кормила     …, а       -     …  .

 Во дворе у    …  жили         … ,     …  и        …  .

2)  Имена ребят спрятались внутри весёлых подписей.

   Найди их и запиши в тетрадь.

В подвал я шёл без страха!

На даче малина уже поспела.

На метро лягушки не ездят.  

Осла в автобусе не возят.

Турист до города шагал три часа.

Принёс черновик, а тетрадь забыл.

Купил фен сестре, а бигуди – маме.

Почему же снег оранжевым не бывает?

Маленький был щенок, а тявкал громко.

Комары жужжали в палатке до рассвета.

Нарисовал в овале – розу, а в круге – мак.

На столе – груши, яблоки, абрикосы, сливы.

Не приходи никогда на урок с ананасом в портфеле.

Археологи в земле нашли клад с золотыми монетами.

 

 

2


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

проверочная работа по русскому языку

Проверочная работа по русскому языку за 1 полугодие, в двух вариантах. УМК "Начальная школа 21 век"...

Понятие о наречии как части речи

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Итоговый тест для 1 класса по русскому языку

Итоговый тест для 1 класса по русккому языку...

Формирование общеучебных компетенций обучающихся средствами интерактивных технологий в работе по УМК

В данной статье рассказывается об основных подходах формирования основных компетенций посредством интерактивных технолог...

Литература для чтения на лето после 1 класса

Список художественной литературы, рекомендуемый для чтения на лето после окончания 1 класса....

Проверочная работа по математике.

Проверочная работа по математике за 1 полугодие в двух вариантах, 1 класс по УМК "Начальная школа 21 век". ...

Литература для семейного чтения в 1 классе

Список художественной литературы, рекомендованный для семейного чтения с учащимися 1 класса....

Задания на развитие внимания

Задания, направленные на развитие внимания....

Развитие движений кисти и пальцев рук.

Уважаемые родители, проводя данные упражнения по моторике, вы будете формировать у  ребенка навык грамотного письма...

Что необходимо первокласснику к школе

Эта информация поможет родителям собрать ребенка  к школе. Подготовить все необходимое для урочной и внеурочной дея...