План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
Конспект урока по русскому языку 3 класс

Урок на тему: Правописание слов с разделительным ь знаком. Опережающее обучение: правописание существительных с щипящими на конце.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

     

Составила:   учитель начальных классов

Средней общеобразовательной школы №2

Города Можайска   Московской области

Урок русского языка в 3-м классе.

  Тема:   "Правописание слов с мягким знаком.                       Правописание слов с мягким знаком после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Цели:   познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

 умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;

 развитие внимания, зрительной памяти учащихся.

 воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и                                                              коллективно;

                                             Ход урока

1. Чистописание

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу,

 За посадкою слежу,

- Отгадайте, написание какой буквы мы сегодня повторим на минутке чистописания:

Нарисуем нежно  капельку
Букву капелька смягчит —                

Слово мягко прозвучит.                                  

Ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ьь ь ь ь ь ь

-Какова роль Ь в словах?

2. Словарная работа.  

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.

 В.р.б.и,  т.традь,  п.л.то, учител.,  к.н.ки,  вернут...,  к.рабл.,  к.ртофел.

Какое слово лишнее? Почему?  

--Что объединяет оставшиеся слова?

--Какая буква есть во всех словах?

Какую работу может выполнять мягкий знак?

- как показатель мягкости

-служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной.

Назовите слова, где Ь знак показатель мягкости, а где служит как разделительный Ь знак.

3.    Работа над новой темой урока.

Мы отправляемся  с мягким знаком в Путешествие в Страну Существительных.

Помогать нам будут сказочные человечки. Кто они?

---  Ребята, как отличить мальчика от девочки только по лицу? Ответите на вопрос  - отгадаете шифр к тайне.

Девочка украшает себя бантами (к рисунки на доске девочке прикрепляют бантики, заколочки, бусы).

Фея Страны Существительных оставила украшения для девочки. Буквы – серьги.  А какая буква?

Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится
.
(девочке надевают сережки с буквой
Ь)

Букву Ь учёные называют буквой-помощницей.

--Как вы думаете для каких имен существительных с шипящими на конце  какого рода  необходим мягкий знак?  Вывод: если  сущ. Ж.р., то надо писать  Ь,   если м.р.,  то не надо)

Ь сначала отправился в Страну Существительных с шипящими согласными на конце слова  совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находятся несколько слов, оканчивающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь.

 О каких шипящих идёт речь? (Ж Ш Щ Ч)

Бывают иногда слова – загадки –

Не знаешь, как их написать в тетрадке.

Писать после шипящих мягкий знак?

Ты на вопрос ответить можешь КАК?

В каких существительных с шипящими на конце  пишется Ь знак, а в каких нет?  Составим план рассуждения: .

Алгоритм:  

Это имя существительное.

Определяю род.

Женский род – Ь пишу, мужской род – не пишу.

Вооружившись знаниями.  Все дружно отправляемся в путь. Освобождать существительные из плена. В путь.

дочь

       карандаш

глушь

      чиж

молодёжь

      врач

ночь

      душ

помощь

      мяч

Молодцы. потрудились наславу,  пора отдохнуть -  пойти в цирк. А чтобы получить приглашение  в цирк  нужно выполнить задание.

Запишите слово продолжив предложение:

Она бывает устной  и письменной – речь

Плохое настроение вместе с детскими капризами – плач

Он бывает на берегу реки или моря  --    пляж

Бьёт из-под земли  --   ключ

Правда лучше, чем -- ложь

Суп со свёклой --  борщ

Под полом таится, кошку боится   мышь.  

(Ожегов)    Мышь – небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. 

А еще что мы называем мышкой?
--   Подберем родственные слова к слову мышь   (
мышка, мышонок, мышеловка, мышиный). Разобрать  слова по составу

--Какое еще есть значение слова мышь?

Мышь – устройство для ввода информации на компьютере.

Приглашение  получено. Осталось посетить представление. Для этого запишем текст. Вместо точек надо поставить Ь знак, если нужно.

На манеж…  вышел   циркач… и  его  доч… На   нём   был   плащ… .  Скрипач…  заиграл   марш… .  Вот  морж…  поймал  мяч.. . В зале  сидела   молодёж… . А ты любишь  цирк?

-Проверим.

4.  Групповая работа.

Отгадывание ребуса.

1. Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож)

2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь)

4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь)

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна.
(Ночь. Звезды)

-В заключении мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах  (они разного цвета).  Выберите соответствующую звезду:

 жёлтую – если было интересно и легко на уроке;

голубую – если не разобрались в теме урока;

- Посмотрите, сколько жёлтых звёзд. Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным. Спасибо за работу!


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

Конспект урока по русскому языку по теме "Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения" для 3 касса школы 8 вида.

Данный урок в доступной для детей форме  дает знания о важности правильной постановки ударения, его смыслоразличите...

Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.

Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

 Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об и...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...