План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:
Урок русского языка во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"

Михайлова Татьяна Анатольевна

Материал содержит конпект и презентацию по данной теме. Его можно использовать в любой образовательной системе при знакомстве с именем прилагательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi._2_kl.rar1.37 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Слайд 1

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи:

1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока. Изучение нового материала.

Ход урока

  1. Оргмомент

  Давайте улыбнемся друг другу.

                    Пусть сегодняшний урок принесёт

  Всем радость общения друг с другом.

II.  Минутка чистописания.

На доске запись                                                                 Слайд 2

ду.    ястре.    медве..    ланды.
ДП3        ?

- Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?

- Какую букву вы будете писать сегодня?

(Дуб - это дерево, поэтому под ним стоит буква Д, ястреб - это птица, внизу стоит буква П, медведь - зверь, поэтому внизу 3, ландыш - это цветок, нужно написать букву Ц.)

Ццб   Ццд    Ццш

- Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Заглавная и строчная буквы Ц чередуются с орфограммами в словах.)

II.  Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.
                                                                            Слайд 3                        

- Посмотрите на экран.

- Прочитайте предложение.                                                                                          

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

-   Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

       (Это сделать трудно.)

-  Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

-  А  как вы думаете почему? (Нет признаков)

-  Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

-  Хорошо ребята, а теперь у  каждого  из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

-  Вы должны, вставить пропущенные слова.

-  Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

             

- Прочитайте, что же у вас получилось?

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

-  А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

                                                                                                                                             Слайд 4

                Какие?                     Острые        

                Какое?                     Тоненькое        

                Какие?                     Чуткие        

                Какая?                     Рыжая

                Какой?                     Пушистый        

-  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета)

-  Какой частью речи они являются?

-  Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

                                                                                                                                            Слайд 5        

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

III. Создание проблемной ситуации.

-  Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?  (Имя прилагательное)

        Слайд 6

-  Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

   Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

                 Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

         Слайд 7

IV. Исследование данной проблемы.

Работа по теме

 -  Посмотрите на экран, перед вами текст.

                                                                                                                                             Слайд 8

 -  Прочитайте его.

Наступила  весна.                       Наступила ранняя весна.

 Тает снег.                                    Тает последний снег.

Журчат ручьи.                             Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце.                            Светит ласковое солнце.

Летят птицы.                               Летят голосистые птицы.

-  О чем этот текст? (О весне)

- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

-  А этот текст о чём?  (О весне)

-  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-  Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

     (Наличие прилагательных)

-  А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

                                                                                                                                             Слайд 9

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

-  А теперь обратите внимание на вторе предложение.

                                                                                                                                           Слайд 10

-  Назовите прилагательное, которое там используется?

   Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.

-  Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?

-  Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.

    Например, прилагательное серебристый.

-  А  теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

-  Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

                                                                                                                                           Слайд 11

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

-  Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

 V. Физкультминутка.

«Стрельба глазами» (служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

                                                                                                                                      Слайд 13-14

VI. Игра. Отгадай кто это?       

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса

Серый, хищный, жадный.                                                 Волк

Белый, пушистый.                                                             Снег

Круглое, сладкое, сочное.                                                 Яблоко

- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

   Работа по карточке задание № 2

Широкая, глубокая ……     река

Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз

Кудрявая, белоствольная  …… берёза

-  Давайте проверим, что же у вас получилось?

-  Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

 (имена существительные)

VII. Итог урока.

-  Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?

                                                                                                                                           Слайд 15

-  Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?

-  Понравился ли вам наш урок? Чем?

-  А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?

-  А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.

-  Послушайте, и скажите о чём идёт речь?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

И на прощанье  мне хотелось бы вам подарить вот эти флажки.

Слайд 16


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

Урок русского языка "Имя прилагательное" в 4 классе

Совершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи. Развивать умения точно употреблять прилагательн...

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

"Чему я научился?"

Обобщающий урок. Математика. 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа вннеурочной деятельности в 1 классе по духовно-нравственному напрвлению. Кружок "Доноведение".Цель. Фо...

Рабочие программы по ИЗО В.С.Кузин

Рабочие программы, вклбчая тематическое планирование 5-9 классы по ИЗО В.С. Кузин....

Урок истории:;Древний мир"

Специфика истории как науки заключается в том, что ученики  сначала исследует  тексты , предложенные учебником...

План-конспект урока русского языка во 2классе

Урок русского языка во 2 классе, на котором проводится обобщение и систематизация знаний и умений учащихся  по...

Сценарий праздника "Прощание с начальной школой"

В сценарии имеются песни-переделки о школьной жизни. Рассказывается обо всех предметах, изучающихся в начальной школе....

Карточки по русскому языку по теме "Предложение, текст". 4 класс.

Дидактический материал по теме "Предложение,  текст" используется для подготовки к итоговой аттестации за курс нача...

Задания в тестовой форме по теме "Фонетика"

Задания в тестовой форме по теме "Фонетика" могут использоваться для подготовки к итоговой аттестации за курс начальной ...