План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:
Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)

Матвеенко Ирина Владимировна

В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме  «Обобщение знаний о частях речи» 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе «А» МОУ  «СОШ № 9» г. Печора Республики Коми

Учитель  Матвеенко Ирина  Владимировна

Программа «Школа России»

Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)

Курс : Русский язык 2 класс

Раздел : «Части речи»

Учебно- методическое обеспечение :В.П .Канакина , В.Г. Горецкий «Русский язык 2класс» г.Москва «Просвещение»2011г.

Время реализации : 45 минут

Цель урока : Обобщить знания о частях речи.

1. )Повторить сведения о частях речи и их грамматических признаках.

2.)Совершенствовать  умения находить слова разных частей речи и определять их грамматические признаки.

3.)Способствовать    развитию    познавательного   интереса  

4.)Развивать умения оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Методы и формы обучения : работа в парах ,индивидуальная работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.

Средства обучения ,оборудования на уроке :

Наглядность – портреты с краткой информацией  И.Фёдорова и А. Эйнштейна.

Дидактический  материал – карточки с логическими задачами для учащихся

Мультимедиа – 5  слайдов   1 )словарная работа  2 слайда

                                                     2 )таблица «Части речи» 2 слайда

                                                     3)физминутка

Тип урока : урок обобщение.

                                                               

Ход урока :

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ   БЛОК.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

Вы к друг другу повернитесь  

И ,конечно , улыбнитесь!

Пожелаю вам, друзья, я ни пуха ни пера!!!

Чистописание .

-Прочитайте слово с доски  - ДРУГ  

-Каково лексическое значение слова (человек ,который  связан с кем- то дружбой )

-Какие пословицы с этим словом вы знаете? (например -друг познаётся в беде )…

-Назовите  синоним  и антоним  (товарищ и враг )

***Работа со словом –друг-

-проанализируем слово :

-сколько в лове гласных?  

-Сколько слогов? Почему?

-Можно ли перенести слово? Почему?

-Назовите количество букв и звуков

-Какая орфограмма? ( парный согл. ), назовите проверочное слово

-На  какой вопрос отвечает слово? К какой части речи относится? Поставьте его во множественное число.

- Образуйте   однокоренные слова ,отвечающие на вопросы КАКОЙ? И ЧТО ДЕЛАТЬ? Выделите корень. К каким части речи они относятся? Докажите.

2 . ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Постановка и решение учебной задачи .Самоопределение к деятельности.

-Ребята ,что мы с вами записали? (слова )

-Сколько групп слов получилось? Какие это группы?

-О чём будем говорить на уроке? Чему будем учиться? Определите тему  урока .

-Правильно! Сегодня  мы будем говорить о частях речи.

-Какие задачи  поставим  ?

        -Повторить, закрепить  изученные части речи ,будем ставить  вопросы к словам и тренироваться  в  распознавании частей  речи  .

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ     ЗНАНИЙ.

***Словарная работа .(  мультимедиа )

А ) напишите слова по памяти  (слова произносятся 2 раза )

РУССКИЙ,ЖЁЛТЫЙ,ЯЗЫК,ЛИСТОК

*Самооценка учащихся

Б )Проверка словарных слов (открыт  слайд с пропущенными орфограммами, ребята называют слова с обозначением ударных слогов и орфограммами )

*Самооценка учащихся.

***Работа со словарём по теме урока.

-Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

-Выберите слово, которое не переносится .Докажите.

-Можно ли слова сгруппировать? Как ? Сколько групп получилось ? Докажите-поставьте вопросы. (какой и что ? )

-Подумайте ,можно составить словосочетания  с данными словами ?Какие ?

(жёлтый листок  и  русский язык )

-Придумайте с одним  из них  предложение.

Например : Ученики изучают русский язык.

                       Жёлтый листок упал на землю.

-Запишите одно из предложений .укажите орфограммы ,разберите его по членам.

-Что определяли у каждого слова в предложении? (части речи ) Как ? ( по вопросам )

4.  ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ    БЛОК.

 -Итак .вспомним. что такое  части речи ? (ученик рассказывает правило стр.40 )

-Послушаем стихотворения  о частях речи  (заранее приготовленные стихи )

Поиграем в группы слов !Кто из вас играть готов?

***Имя есть и дождя – ДОЖДЬ                                ***после прослушивания-дети называют слова  с          

Имя есть и у совы -  СОВА                                             вопросами и указывают часть речи

Имя есть и у стола – СТОЛ

Имя есть и у травы – ТРАВА.

Всё СУЩЕСТВУЕТ : дом ,весна,

И  у  всего есть ИМЕНА.

***Будьте очень вы внимательными.

Вспоминаем  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

Котёнок – маленький  ,пушистый,

Ручей - прохладный , серебристый,

Зима – красивая и снежная ,

А мама – добрая и нежная,

Слова в рифмовке очень дружные

Они приятные и нужные.

И среди них мы обязательно  

Узнаем быстро прилагательные!

                                            *** Стихотворение –Физминутка

***Поскачите ,попляшите,

Сядьте тихо ,полежите.

Поднимитесь ,распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь,

Встаньте прямо –улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь.

Мы рифмовку прочитали…

И глаголы мы узнали!

***Не  бегал ,не прыгал,                                            ***О каком правиле прозвучало в стихотворении?

Не пел ,не грустил,                                                        (правописание  -НЕ- с глаголами )

 Не спорил ,не дрался

И стёкла не бил,

Не ползал под партой,

Бумаг не бросал –

И   ВМЕСТЕ с ГЛАГОЛАМИ  --НЕ—НЕ   ПИСАЛ!!!

.Работа в группах  по теме урока . ( мультимедиа  )

-Потренируемся  распределять слова по частям речи . Как вы будете рассуждать ? Запишите слова в строчку,  через запятую  -1 колонка имя существительное ,2- имя прилагательное ,3 – выписывает  глаголы.

***Учащиеся  вспоминают правила о частях речи.

***Ребята работают с Приложением на электронном носителе ,   при  проверке     рассуждение-доказательство выбора слова   (вопрос +лексическое значение слова )

 

  ЧТО?                                                  КАКОЙ?                                         ЧТО ДЕЛАЕТ?

Груз                                                      грузовой           грузить

солонка        солёный        солить

клей                                     клейкий                            клеить

зелень                                     зелёный                                        зеленеть

 

***Самооценка

***Физминутка  (мультимедиа ) 

***  Работа в парах  .Решение логических задач «Арифметика  и  история» .

-Ребята ,какие правила мы должны помнить  при выполнении задания?

1. Умеем слушать своего товарища ,не перебивая!!!

2. Принимаем одно решение!!!

***Учащимся предлагаются  2 карточки на каждую парту на  выбор  по степени трудности  -.зелёного и красного цветов

 *  Зелёная карточка (легко )

  На создание первой книги, напечатанной типографским способом, у первопечатника Ивана Фёдорова  ушёл целый ГОД .Зато вторая книга была создана всего за 2 МЕСЯЦА.  

     На сколько месяцев быстрее была отпечатана вторая книга?

     *Красная карточка  (трудно )

Есть в русском языке выражение «семи пядей во лбу»- так говорят об очень умном человеке.  ПЯДЬ- старинная мера длины ,равная примерно 20 сантиметров.

     Может ли быть у человека ЛОБ такой величины?  

-   Прочитайте  тексты-задачи. Посоветуйтесь  с товарищем по парте ,с делайте выбор  .Перед решением данных задач прочтите информацию с доски ( о ком  прочитали? Что узнали ?)

Альберт Эйнштейн                                       *** ребята, об этих замечательных людях узнаете в

 крупнейший физик XX столетия                        старших классах

 Иван Федоров

 создатель первых печатных книг  в России        

*** решение задач в  парах.

-Кто готов отвечать?  Обоснуйте свой ответ. Приведите устное решение задач.

-О ком говорят «Семь пядей во лбу?» ***Работа со словарём – лексическое значение слова ПЯДЬ?

-Может ли быть у человека лоб такой величины ? (показ ленты длиной  140 см )

***Работа с карточкой- задачей устно

-назовите   слова  предметы, признаки предметов и действия предметов

5.РЕФЛЕКСИЯ.

-Какие задачи мы  ставили в начале урока  и  удалось ли их решить? ( Мы повторяли ,закрепляли части речи ,тренировались в  определении  слов –предметов, признаков и действий предметов, учились применять правила . Мы решили все задачи! )

-Какие части речи мы вспомнили?

Таблица « Части речи»

-Соедините часть речи и её  значение

Часть речи                                         обозначает

Прилагательное                               действие предмета

Существительное                            указывает на предмет

Местоимение                                    признак предмета

Глагол                                                  предмет

- О какой части речи мы ещё не можем сказать? (местоимение )Почему?

-Это тема следующих уроков .

***Для чего надо знать части речи и их роль ?

-Чтобы учительница ставила «5»?

-чтобы грамотно писать и говорить?

-Чтобы наша речь была выразительной, точной?

Продолжи предложение:

-Сегодня на уроке я узнал…..

-Я теперь умею…..

-Мне было трудно ,когда….

-мне захотелось узнать о …..

-Меня удивило….

7.Оценивание учащихся

8. Домашнее задание. Стр. 123, упражнение 211.

 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

урок по русскому языку "Обобщение знаний о частях речи"

Материалы данного урока могут использоваться на различных уроках по темам "Части речи"...

Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Урок обобщения знаний о частях речи - 4 класс

Тема: «Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в языке».Данный урок был проведён в рамках районного семи...

Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о частях речи"

 Цели: 1.Закрепить  знания учащихся о названиях предметов, действий, признаков;     &...

Обобщение знаний по теме "Имя существительное", исследование слова "Мороз".

Цели: 1.    Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мыш...

Глагол. Обобщение и систематизация знаний.

План урока.1. Организационный момент.    а) Постановка темы урока.    б) Роль глаголов в речи.2. Язы...

Открытый урок по русскому языку. Тема: Глагол.

На уроке использованы инновационные средства обучения по ФГОС....