предлог 2 класс
план-конспект урока русского языка (2 класс) на тему

Изучение нового материала по теме "Предлог" во 2 классе учебник Л.М.Зелениной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_predlog_2_kl.docx31.06 КБ
Office presentation icon preze_2_kl_predlog.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге". 2-й класс.

Тема урока: «Общее понятие о предлоге».

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом,  как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  2. Развивающие: совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.
  3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебники «Русский язык. 2 класс.2 часть» Авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова; мультимедийные слайды, индивидуальные карточки для учащихся.

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Работа со словами:

- Ребята посмотрите, что – то случилось со словами. Давайте исправим ситуацию. Что для этого нужно сделать?

Ответы детей. 

а). Орфографическая зарядка.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).

- Какие орфограммы встретились в словах?

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под,  м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая.

                                                                                                                                    Слайд 1.

Дети объясняют написание пропущенных букв.

Проверка                                                                                                                    Слайд 2

б). Разделить слова на группы.

- Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

- Сколько будет групп? Какие ?                                                                              

- Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде).               Слайд 3.

- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

-  Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

- Какое слово оказалось лишнее? Почему?                                                         Слайд 4.

- Кто знает, как можно назвать слово под?

- Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

- Но мы не говорили о них подробно.

- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

III. Работа над новым материалом.

  1. Объявление темы урока и постановка целей.

- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

- Давайте откроем  учебник на теме нашего урока

2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника.                                               Слайд 5.

- Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?

- Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.                   Слайд 6.

- Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

- Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.                                                                                                                   Слайд 7.

 - Для чего служат предлоги?

- Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно выполнить это задание.

3. Работа с текстом.                                                                                                       Слайд 8.

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

Весело детям ….. зимнее время …. улице.                                                          

- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

- Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

- Установилась ли связь слов в предложениях?

- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.                                                                                             Слайд 9.

- Обозначьте в предложениях части речи.     (Цепочкой).

- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

                                                                                                                                       Слайд 10.

- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.                                                                                                         Слайд 11.

 Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.                       Слайд 10

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.                                  Слайд 12.

 Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

                                                                                                                                     Слайд 13.

- Давайте потренируемся в написании предлогов и выполним это задание

 4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Списать текст, раскрывая скобки.                                                                              Слайд 14.

Пришла весна (в) лес. (На)бухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

Проверка.                                                                                                                    Слайд 15

IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Если я говорю правду, то нужно присесть, а если – шутка – то прыгаем.

  1. Дед в печи, дрова на печи.
  2. На столе лепешки, под столом сапожки.
  3. Овечки в речке, караси у печки.
  4. Под столом портрет, над столом табурет.

- Какие предлоги вам встретились?

V. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (5 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

 Упражнение 87 стр. 56 учебника

2 группа. (12 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

Упражнение 86 с. 55-56

3 группа. (3 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Упражнение 85 (письменно) с. 55

VI. Итог урока.

  1. Обобщение знаний о предлоге.
  1. Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
  2. Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

А для этого давайте выполним тест – опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его, обведя в кружок верное предложение.

                  Работа в парах.

                  Тест – опрос.

1.Выбери верное утверждение.
А.
 Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
3.Предлоги с другими частями речи пишутся 
А. Раздельно.
Б. Слитно.
4. Выбери верное утверждение
А.
Предлоги изменяются и к ним можно задать вопрос.
Б. Предлоги не изменяются и к ним нельзя задать вопрос.
5.Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно
А.
Между предлогом и словом вставить другое слово или вопрос.
Б.  Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.

VII. Домашнее задание.

  1. Стр. 55 – выучить правило.
  2. Выполнить упражнение 88 с. 56-57

 

VIII. Рефлексия.

Сегодня у нас один из первых  дней весны. Весной природа просыпается, оживает благодаря солнышку. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат солнышки.  Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите солнышко с веселой улыбкой, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите солнышко с равнодушным лицом, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите печальное солнышко.

              Тест – опрос.

  1. Выбери верное утверждение.
    А.
     Предлоги не служат для связи слов в предложении.
    Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
    2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
    А. Перед именем существительным.
    Б. Перед именем прилагательным.
    В. Перед глаголом.
    3. Предлоги с другими частями речи пишутся 
    А. Раздельно.
    Б. Слитно.
    4. Выбери верное утверждение
    А.
    Предлоги изменяются и к ним можно задать вопрос.
    Б. Предлоги не изменяются и к ним нельзя задать вопрос.
    5.Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно
    А.
    Между предлогом и словом вставить другое слово или вопрос.
    Б.  Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.

Тест – опрос.

  1. Выбери верное утверждение.
    А.
     Предлоги не служат для связи слов в предложении.
    Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
    2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?
    А. Перед именем существительным.
    Б. Перед именем прилагательным.
    В. Перед глаголом.
    3. Предлоги с другими частями речи пишутся 
    А. Раздельно.
    Б. Слитно.
    4. Выбери верное утверждение
    А.
    Предлоги  изменяются и к ним можно задать вопрос.
    Б. Предлоги не изменяются и к ним нельзя задать вопрос.
    5. Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно
    А.
    Между предлогом и словом вставить другое слово или вопрос.
    Б.  Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

б * рёза, п * щит, з * лёный, м * ро * , под, м * стерит, за * ц, бл * стит, у * кая, б * льшая

Слайд 2

Б е рёза, п и щит, з е лёный, м о ро з , под, м а стерит, з а яц, бл е стит, у з кая, б о льшая

Слайд 3

Имена существительные Имена прилагательные Глаголы б е рёза з е лёный м а сте рит м о ро з у з кая п и щит за я ц б о льшая бл е стит

Слайд 4

под Предлог

Слайд 6

Предлоги на, под, за, к, из, по, об, от, в, у, с, о, над, около, при, перед

Слайд 7

1.Предлог – служебная часть речи. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.

Слайд 8

Кружатся снежинки холодном воздухе. Катаются дети коньках льду. Весело детям зимнее время улице. в на по в на

Слайд 9

1. Предлог – служебная часть речи. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос. 2. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Слайд 10

Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по льду. Весело детям в зимнее время на улице. Гл. Сущ. Прил. Сущ. Гл. Сущ. Сущ. Сущ. Н. Сущ. Прил. Сущ. Сущ.

Слайд 11

1. Предлог – служебная часть речи. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос. 2. Предлоги служат для связи слов в предложении. 3. Перед глаголами предлоги не употребляются.

Слайд 12

1.Предлог – служебная часть речи. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос. 2. Предлоги служат для связи слов в предложении. 3. Перед глаголами предлоги не употребляются. 4. Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Слайд 13

за дерево – за высокое дерево, за (какое?) дерево в дверь - в широкую дверь в (какую?) дверь, под стол - под (какой?) стол, под красивый стол

Слайд 14

Пришла весна (в) лес. (На) бухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

Слайд 15

Пришла весна в лес. На бухли почки на деревьях. Оживает под снегом молодая травка.

Слайд 16

1.Выбери верное утверждение. А. Предлоги не служат для связи слов в предложении. Б. Предлоги служат для связи слов в предложении. 2.Перед какой частью речи не бывает предлогов? А. Перед именем существительным. Б. Перед именем прилагательным. В. Перед глаголом. 3.Предлоги с другими частями речи пишутся А. Раздельно. Б. Слитно. 4. Выбери верное утверждение А. Предлоги изменяются и к ним можно задать вопрос. Б. Предлоги не изменяются и к ним нельзя задать вопрос. 5.Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно А. Между предлогом и словом вставить другое слово или вопрос. Б. Между предлогом и словом вставить другое слово или вопрос.

Слайд 17

1 .Предлоги служат для связи слов в предложении. 2. Перед глаголами предлоги не употребляются. 3. Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи. 4. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос. 5. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Слайд 18

Части речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол Предлог

Слайд 19

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Предлог.Общее понятие о предлоге"

Открытый урок  русского языка  с  мультимедийной  презентацией.....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"

Урок  открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....