Рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме:
рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Рамзаевой

Воробьёва Лариса Васильевна

Рабочая программа по рускому языку содержит пояснительную записку, тематический план базового курса, учебно-тематическое планирование с требованиями к уровню обученности.

Скачать:

ВложениеРазмер
russk_yaz.doc428 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Троснянская средняя общеобразовательная школа»

           

                          Утверждаю                                                                Согласовано                                                          Рассмотрено

                «____»_____________2009г.                                «____»_____________2009г.                                «____»_____________2009г.

                     Директор школы                                                     Зам. дир. По УВР                                                     на заседании МО

               ______________________                                       _______________________                                   ________________________

                   Прокопович А. В.                                                             Козлова З. Л.                                                         Протокол №1

Рабочая программа по русскому языку

на 2011-2012год

4 класс

Разработала учитель

начальных классов

Воробьёва Л. В.

2010г.

Пояснительная записка.

Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего обра зования. Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, ло гики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Программа включает шесть разделов:

I. Пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;

II. Основные содержательные линии программы;

III. Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу;

IV. Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

V. Календарно-тематическое планирование;

Общая характеристика учебного предмета.

        Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика началь ного курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологи ческий курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразова тельных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных уме ний на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию позна вательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

             Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

        Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении началь ной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.

         Основные содержательные линии.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образо вания.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен ма териал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».  Кроме основных разделов про граммы отводятс17 часов на развитие речи обучающихся.

Цели обучения

  1. развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуи ции и чувства языка;
  2. освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучае мых явлений русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникально сти и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  5. формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год. 

         Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя су ществительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые распо ложены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

         Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной само стоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся на уроках русского языка внедряются новые педагогические техноло гии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обу чающихся.

  В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты,  взаимодиктант, тесты, работа по карточ кам, зачеты, сочинения, изложения). 

         Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с ре продуктивного уровня до творческого, позволяет  углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологиче ском, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

         Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  1. признаки простого и сложного предложения;
  2. признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  3. признаки однородных членов предложения;
  4. лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  5. признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  6. признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  1. простое и сложное предложение;
  2. главные и второстепенные члены предложения;
  3. лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  4. типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

            Обучающиеся должны уметь:

  1. производить синтаксический разбор предложения;
  2. расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  3. устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  4. разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  5. безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падеж ные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  6. правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.               

Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

             знать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

             уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

  1. грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80слов), включающий изученные орфограммы (без ударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  2. производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  1. подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  2. распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  3. изменять имена существительные по числам;

   •        склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  1. изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
  2. изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
  3. распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  4. устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  5. распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  6. производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепен ные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  7. интонационно правильно произносить предложения;

• писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

  1. определять тему и основную мысль текста;
  2. делить текст на части, соблюдать красную строку;
  3. устанавливать связь между частями текста;
  4. устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  5. озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  6. распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

     • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

• составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу)

Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, программы «Школа России»

 Тематический план базового курса  «Русский язык»  в 4 классе.

п/п

Раздел

программы

Всего

часов

Содержание

Контрольные,

творческие

Требования к уровню подготовки

учащихся

1

Повторение

23

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — зна чимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки ор фограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставле ние).

Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаго лов: общее значение, вопросы, постоянные и из меняемые категории, роль в предложении. Правописание родо вых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).

Ь после шипящих на конце су ществительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопро сы что  делаешь?   что   сделаешь?

Словарные

 диктанты – 2

Контрольная

 работа – 3

Развитие

речи - 3

Обучающиеся должны знать:

части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, гла гол, предлог;

члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

слова с непроверяемыми написаниями.

Обучающиеся должны уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предло жении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: опреде лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

2

Однородные члены предложения

10

Главные и второстепенные члены предложения (общее поня тие). Предложение с однородными чле нами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.

Словарные

диктанты - 1

Контрольная работа – 1

Развитие речи - 1

Обучающиеся должны знать:

признаки однородных членов предложения;

Обучающиеся должны уметь:

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами.

3

Текст

4

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: те ма и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложе ниями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (пове ствование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразитель ные средства текста.

Развитие речи - 1

Обучающиеся должны уметь:

определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;

распознавать тексты: повествование, описание, рассужде ние — и использовать их в речи.

4

Имя существительное

44

Склонение имен существительных в единственном числе. Осо бенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существитель ных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в раз личных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Кам чатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и роди тельного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок

Словарные диктанты – 3

Контрольные диктанты - 3

Развитие речи – 4

Обучающиеся должны знать:

определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;

определять падеж имени существительного;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;

правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;

производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.

5

Имя прилагательное

33

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро сы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, жен ском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, жен ском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение и правописание имен прилагатель ных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Словарные диктанты – 3

Контрольный диктант – 2

Контрольное изложение- 1

Развитие

речи - 3

Обучающиеся должны знать:

определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.

6

Местоимение

7

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Словарные

 диктанты – 1

Развитие

 речи - 1

Обучающиеся должны знать:

определение местоимения и его признаки;

Обучающиеся должны уметь:

находить местоимения в предложениях;

склонять местоимения в единственном и во множественном числе;

определять падеж местоимения;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;

правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;

использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.

7

Глагол

37

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Правописание безударных личных окончании глаголов.

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Словарные диктанты – 4

Контрольный диктант – 2

Развитие

 речи - 3

Обучающиеся должны знать:

определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число);

глаголы-исключения

Обучающиеся должны уметь:

отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.

8

Повторение в конце учебного года

11

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Проверочные работы – 1

Словарные диктанты – 1

Контрольный диктант – 1

Контрольное изложение- 1

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Сопутствующее повторение

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Оснащение

Словарная работа

Повторение изученного в 3 классе  (23ч.)

1.

Признаки предложения

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

Повторение изученного

Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации

Знать типы предложений по цели высказывания и интонации.

 Уметь расставлять знаки препинания.

таблица

Москва, Красная площадь, столица.

2.

Виды предложений, главные и второстепенные  члены предложения

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные  члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь различать главные и второстепенные члены предложения

Фронтальный опрос

Таблица, презентация

одиннадцать

3.

Признаки словосочетания

Связи в предложении. Словосочетание.

Комбинированный

Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

 Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации

Текущий

Презентация, карточки

4.

Виды текстов

Р.р. Текст. Виды текстов.

Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение.

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, выписывать словосочетания.

Тест

Презентация,

5.

алфавит

Звуки, буквы. Алфавит. Слоги.

Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов.

Знать смыслоразличи-тельную и форморазли-чительную роль ударе-ния.

Тест

Таблица, тест

Дорога, библиотека

6.

памятка

Р.р. Сочинение по рисунку и опорным словам

Опорные слова и рисунок.

Уметь правильно строить предложения,  передающие содержание рисунка.

презентация

7.

Состав слова

Работа над ошибками. Однокоренные слова. Корень слова.

Обобщающий

Части речи. Морфемный состав слова.

Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова.

Текущий

Таблица, схема-опора

аллея

8.

Приставка суффикс, окончание

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.

Роль каждой значимой части слова. Анализ слова.

Алгоритм разбора слова

9.

Способы проверки безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова

Правописание гласных и согласных в корне слов.

повторения

Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.

Знать правописание безударных гласных в корне слова и способы проверки.

Уметь применять знания на практике.

Текущий

Словарный диктант

Прекрасный, здравствуйте

10.

Упражнение в правописание гласных и согласных в корне слов.

Жёлтый, здесь

11.

Упражнение в написании корня слов

тест

Коллектив, пассажир

12.

Упражнение в написании слов с двойными и непроизносимыми согласными.

13.

Приставки и предлоги

Приставки и предлоги. Правописание приставок.

Повторения

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи.

Знать отличительные признаки приставок и предлогов. Уметь правильно их писать.

текущий

презентация

Тест

14.

значение разделительных Ъ и Ь знаков

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие.

Знать правописание Ь и Ъ знаков.

презентация

15.

Контрольный диктант

контроля

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант (текст 75-80 слов) с грамматическим заданием

16.

Красная строка, виды текстов

Р.р.     Структура повествовательного текста. Красная строка. Изложение зрительно восприня-того текста по само-стоятельно составлен-ному плану.

Практический

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь выделять основные части текста.

Текущий

Упр.44,стр. 25

17.

Состав слова

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Состав слова.

Повторения

Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. Части речи.

Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова.

Тест

18.

Части речи

Части речи (сопоставление). Род имён существите-льных.

 Общие сведения о сущ., прилаг., глаголах. Распознавание частей речи.

Определять род им сущ.

Знать признаки имени существительного. Уметь определять род, писать родовые окончания сущ-х.

Текущий

презентация

хозяйство

19.

падежи

Склонение имён существительных.

Склонение имен сущ-х. Разбор слова по составу.

Знать падежи. Уметь склонять имена существительные

Словарный диктант

20

Признакиим. прил. как части речи

Имя прилагательное.

повторения

Признаки имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам.

Знать лексико-грамматические признаки имени прилагательного

текущий

Презентация

Народ, назад

21

Признаки гл. как части речи

Глагол как часть речи

Признаки глагола как части речи. Время  глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Презентация

Потом, вчера, автомобиль

22

Контрольный диктант по теме: «Повторение».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации

диктант

23

Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе.

Комбинированный

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Текущий

Тест

потом

Однородные члены предложения. (10 ч.)

24

Синтаксический разбор

Однородные члены предложения. (общее понятие)

Изучение нового

 Особенности однородных членов предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

Текущий

презентация

комбайн

25.

Главные и второстепенные члены предложения

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

Однородные члены предложения.

26.

Р.р.  Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат»

Практический

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Текущий

Упр.82, стр. 43.

27.

союзы

Связь однородных членов предложения без союзов и с помощью союзов. Запятая между однородными членами

Изучение нового

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

Презентация, таблицы

28.

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в  предложениях с однородными членами соединённые без союзов или  союзом и.

Комбинированный

Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые».

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

Карточки, таблица

29.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложения с однородными членами, соединёные союзами  а, но.

Предложения с однородными членами предложения. Разбор предложения по членам предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, сказуемых.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

презентация

30.

Однородные члены предложения.

Упражнение  в правильном построении предложений с однородными членами.

Построение предложений с однородными членами предложений. Употребление в речи предложений с однородными членами предложений.

Текущий

Словарный диктант (безударные гласные в корне)

31.

Обобщение знаний об однородных членах предложениях.

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Знать признаки однородных членов предложения. 

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Текущий

Презентация,

карточки

32.

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения»

Контр.

Уметь  писать под диктовку текст с  изученными орфограммами

33.

Анализ  диктанта. Закрепление по теме: «Однородные члены предложения».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Текущий

карточки

Текст. (4 ч.)

34.

Виды текста

Текст и основная мысль текста.

Комбинированный

Сопоставление темы и основной мысли текста.

Знать признаки темы и основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

Текущий

презентация

35.

Тексты и его составляющие

Заголовок текста.

Озаглавливание текста. Анализ содержания текста по опорным словам. Построение простых и сложных предложений.

Знать признаки темы и основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

карточки

36.

План текста.

Деление текста на смысловые части. Составление плана.

Знать признаки и оформление прямой речи на письме.

37.

Части текста

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.

практический

Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.107, стр. 58

Имя существительное (44часа)

  38.

падежи

Работа над ошибками в изложении. Склонение имён существительных.

Комбинированный

Изменение существительных по числам и падежам

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками

Текущий

презентация

  39.

падежи

Упражнения в склонении имён существительных и  в распознавании падежа.

Комбинированный

Изменение существительных по падежам.

Знать особенности несклоняемых имен сущ-х.

Уметь определять падеж имен существительных

презентация Письмо под диктовку.

40.

Распознавание падежей имен сущес-твительных. Несклоняемые имена существительные.

Изменение существительных по числам и падежам Несклоняемые имена существительные.

Текущий

карточки

шоссе

41.

Алгоритм определения падежа

Именительный падеж имён существитель-ных.

Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки именительного падежа имен сущ-х. Уметь его определять.

презентация

самолет

42.

Родительный падеж имён существитель-ных.

Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки родительгог падежа. Уметь его определять.

Текущий

карточки

43.

Дательный падеж имён существитель-ных.

Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки дательного падежа. Уметь его определять.

карточки

44.

Винительный падеж имён существитель-ных.

Комбинированный

Особенности имен сущ-х в винительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать отличия винительного и именительного падежей.

Текущий

Словарный диктант

жилище

45.

Творительный падеж имён существитель-ных.

Комбинированный

Особенности имен сущ-х в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки творительного падежа. Уметь его определять.

Текущий

презентация

агроном

46.

Р.р. Составление текста по серии иллюстраций

47.

Работа над ошибками. Закрепление знаний о творительном падеже имен существитель-ных.

Комбинированный

Изменение имен су ществительных по падежам и числам. Предлоги, их роль в речи. Чтение и пони мание учебного тек ста, формулировок заданий, правил, оп ределений

Знать признаки тво рительного падежа имен существитель ных. Уметь находить спо собы проверки напи сания слов, выпол нять работу над ошибками

карточки

48.

Предложный падеж имён существитель -ных.

Особенности имен сущ-х в предложном  падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки предложного падежа. Уметь его определять.

Текущий

карточки

49.

Повторение сведений о падежах существительных.

50.

Отличия имен. от винит. падежей

Распознавание именительного и винительного  падежей.

Изменение существительных по числам и падежам. Различие падежей по совокупности их признаков.

Знать отличительные признаки именительного, винительного и предложного падежей.

Уметь безошибочно их определять

Текущий

презентация

гореть

51.

Распознавание винительного и предложного падежей.

карточки

52.

Контрольный диктант по теме «Склонение и имён существительных»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Текущий

53.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о падежах имён существительных

Ком-ный

Различие падежей по совокупности их признаков. Падежи. Склонение имен сущ-х.

Знать, как и  уметь определить падеж имени существительного. Уметь применять полученные знания на практике.

Текущий

презентация

54.

склонение

Три склонения имён  существительных в единственном числе.

Изучение нового

Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

карточки

55.

Алгоритмопределения склонения

Упражнение в определении склонений имён существительных.

Закрепление

Распознавание склонений сущ-х по роду и окончанию в именительном падеже.

Текущий

презентация

56.

Р.р. Структура повествовательного текста. Изложение по коллективно составленному плану.

Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.163, стр.86

57.

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

Изучение нового

Склонение имени сущ-го, если оно стоит не в именительном падеже.

Знать о склонении имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

карточки

58.

ударение

Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе.

Правописание безударных и ударных падежных окончаний  имен существительных 1 скл.

Знать о  1 склонении имен существительных.

Уметь распознавать тип склонения  имен существительных

презентация

горизонт

59.

три типа склонения

Проверка безударных падежных окончаний им. сущ. 1,2, 3-го склонения.  

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин
)

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных

Текущий

Текущий

карточки

60.

Алгоритм определения самой речи

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение имен существительных по падежам и числам

Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже.

Словарный диктант

около

61.

Текст -повествования

Р.р.  Повествовательный текст с элементами описания. Изложение текста-повествования.

Практический

Выделение в тексте существенного и точная передача содержания.

Знать виды текстов. Уметь их различать, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста

Текущий

Изложение

Упр.191, стр. 99 -100

62.

Вопросы родительного падежа

Работа над ошибками. Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже.

Комбинированный

Анализ допущенных ошибок в изложении. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже.

Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями им. сущ. в родительном падеже

Текущий

Презентация

таблица

Календарь, берег

63.

Вопросы дательного падежа

Правописание безударных окончаний сущ. в дательном падеже.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в  дательном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен существительных в дательном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже.

карточки

64.

Алгоритм определение падежа, способы проверки изученных орфограмм

Правописание безударных окончаний существительных в  родительном и дательном падежах.

Изучение нового

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном падежах.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном падежах

Текущий

презентация

65.

Сравнение окончаний сущ. 1-го и 3-го склонения  в родительном и дательном падежах.

Родительный и дательный падеж сущ-х 1-го и 3-го скл. Правописание окончаний сущ-х в родительном и дательном падежах.

карточки

66.

Контрольный  диктант по теме: «Правописание окончаний сущестивтельных».

Контроль

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

67.

Три типа склонения

Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений. Работа над ошибками.

Комбинированный

Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Способы постановки при распознавании падежа сущ-х 2-го скл. без предлога.

Уметь различать типы склонения имен существительных
(1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных в винительном падеже, употреблять предлоги
про, через, сквозь

Текущий

карточки

издалека

68.

Безударные гласные

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Изучение нового

Правописание имен существительных в творительном падеже.

Уметь писать окончания имен существительных в творительном падеже.

презентация

69.

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний.

Знать падежные окончания имен существительных в предложном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в предложном падеже. 

карточки

70.

 Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже

комбинированный

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Последовательность действий при написании окончаний.

Теку щий

Тест

шестнадцать

71.

Р.р.  Сочинение по картине Пластова «Первый снег»

Отличия письменной речи от устной. Составление плана текста и его написание.

Уметь находить способы проверки написания слов.

презентация

72.

Работа над ошибками Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы

орфографии и пунктуации

Текущий

карточки

73.

Алгоритм определения падежа им. сущ

Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ-х

Знать изученные падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.

Теку щий

карточки

адрес

74.

Упражнение в правописании окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Изменение имен существительных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.

карточки

вокзал

75.

Число им. сущ.

Множественное число имён  существительных. Именительный падеж множественного числа.

Склонение имен сущ-х во мн.ч. Особенности окончаний имен сущ-х в именительном падеже мн.ч.

Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе.

Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

Текущий

презентация

троллейбус

76.

Алгоритм определения падежа им. сущ.

Именительный и винительный падежи им. сущ. во множественном числе.

комбинированный

Употребление сущ-х во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей.

Знать различия именительного и винительного падежей имен существительных. Уметь правильно употреблять их в речи

Словарный диктант

Инженер, директор

77.

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Особенности окончаний имен сущ-х в родительном падеже мн.ч.

Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч.

Текущий

презентация

килограмм

78.

Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

Распознавание родительного и винительного падежей.

Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч. Уметь распознавать родительный и винительный падежи.

Текущий

карточки

восемь

79.

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.

Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ-х мн.ч. Правописание окончаний в данных падежах.

Знать окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах мн.ч.

карточки

80

Контрольный диктант по теме: «Множественное число имён существительных».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

81.

Им сущ и его существенные признаки

Обобщение знаний об имёни существительном Анализ диктанта и работа над ошибками.

повторения

Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления Анализ допущенных ошибок в диктанте. Имена существительные.

Знать окончания сущ-х в ед.ч и  во мн.ч.

Уметь отличать сущ-е мн.ч. в родительном падеже от винительного, писать и правильно употреблять имена существительные в речи..

Текущий

презентация

                                                 Имя прилагательное (33 часа)

82.

Р.р.   Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Практический

Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты

Текущий

Изложение

83.

Им. прил. как часть речи

Анализ изложения и работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

Комбинированный

Имя прилагательное, значение и употребление в речи

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных

84.

Род им. прил.

Родовые окончания имён прилагательных.

Повторение

Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных.

Уметь определять род и число имен прилагательных

Текущий

Тест

Электростанция, электричест-во

85.

Склонение им сущ

Склонение имён прилагательных.

Изучение нового

Приёмы распознавания падежа имени прилагательного. Склонение имен прилагательных в ед.ч.

Знать склонение имен прилагательных.

Уметь определять склонение имен прилагательных

Текущий

Словарный диктант

86.

Безударные гласные

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов

Текущий

медленно

87

падежи

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода.

Изучение нового

Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ.

Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

карточки

88

Свободный диктант

Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

89

Р.р.  Развитие речи. Письмо.

Изучение нов.

Структура и стилистические особенности письма.

Уметь  составлять письма, несложные монологические тексты.

Текущий

презентация

90- 91.

Алгоритм определения падежа у прилагательных

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

К.

Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

Текущий

карточки

презентация

92.

Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг.

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Изу чение нов.

Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

Теку щий

падежей Таблица

93.

Творительный и предложный падежи им. прилаг. мужского и среднего рода.

Комбинированный

Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных в данных падежах..

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

Текущий

94.

Творительный и предложный падежи им. прилаг. мужского и среднего рода.

 Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

Текущий

Словарный диктант

95.

Контрольный диктант по теме:  «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

Контроля

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

96

склонение

Анализ диктанта и работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода.

комбинированный

Анализ ошибок изложения и диктанта. Склонение

Имя прилагательное

Знать склонение имен прилагательных женского рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа

Текущий

презентация

Километр, расстояние

97-98.

Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Уметь определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов. Знать значимые части слова

Текущий

электровоз

99.

Различие безударных окончаний им. прил. женского и среднего рода.

Изучение нового

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

Знать окончания прилагательных. Уметь определять падежи имен прилагательных

Текущий

100.

Р.р.  Сочинение по картине В. М. Васнецова   «Богатыри»

Практический

Основные приемы передачи содержания иллюстрации.

Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные.

Текущий

презентация

101.

Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг.

Анализ сочинеий и работа над ошибками. Различие безударных окончаний им. прил.  женского рода и среднего рода.

Изучение нового

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных

Текущий

102.

Различие безударных окончаний им. прилагательных мужского  и  женского рода.

Комбинированный

Различие сходных по произношению окончаний.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных

Текущий

презентация

металл

103.

Алгоритм определения падежных окончаний у прилаг.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных  женского рода.

Ком бинированный

Различие сходных по произношению окончаний и их правописание.

Знать правописание безударных падежных окончаний прилагательных единственного числа. Уметь определять окончания имён прилагательных женского рода.

Теку щий

104.

Контрольное  списывание по теме:  «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе».

Практический

Отличие письменной речи от устной. Списывание текста

Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами

Текущий

списывание

105.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе.

Повторения

Анализ ошибок, допущенных в изложении и спсывании.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных.

Уметь определять

склонение и падеж имен прилагательных.

Текущий

презентация

106.

Число прилаг.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Изучение нового

Склонение

Имя прилагательное

Множественное число

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во  множественном числе

Текущий

Словарный диктант

Двенадцать, вагон, шофер

107.

склонение

Именительный и винительные падежи множественного числа имён прилагательных.

Изучение нового

Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Уметь склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч.

Текущий

108.

падежи

Родительный и предложный падежи мн. ч. имён прилагательных.

Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Текущий

презентация

109.

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Текущий

110.

Р.р.  Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.

Практический

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Знать правописание имен сущ-х и прилагательных.

Текущий

Упр.345, стр. 35

111.

Прилаг.  как часть речи

Анализ изложения и работа над ошибками. Повторение изученного об имени прилагательном.

Повторения и обобщения

Сходства и различия между данными частями речи.

Уметь сравнивать, делать выводы.

Текущий

презентация

112.

Им сущ, им прил

Обобщение  об имени существительном и имени прилагательном.

Сходства и различия между данными частями речи.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных и сущ-х.

Текущий

презентация

слева

113.

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

контроля

Склонение прилага тельных, кроме при лагательных на -ий, -ья, -ов, -ин

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных.

Уметь определять склонение имен при лагательных мужско го и среднего рода

114.

Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение пройденного.

Обобщения

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных и сущ-х.

Текущий

тест

направо

Местоимение (7 ч.)

115.

предлоги

Понятие о местоимении.

Изучение нового

Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление

Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии
и пунктуации

Текущий

презентация

116.

Личные местоимения 1, 2 и 3–его лица

Изучение нового

Личные местоимения, значение  и употребление  в речи

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Текущий

экскурсия

117.

Местоимения и предлоги

Правописание местоимений с предлогами.

Раздельное написание предлогов с личными  местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями

Текущий

презентация

118.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа

Знать признаки  и склонение личных местоимений.

Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений

Текущий

Словарный диктант

119.

Правописание местоимений с предлогами.

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Уметь писать личные местоимения с предлогами

Текущий

120.

Р.р. Композиция повествовательного текста. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Практический

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Знать правописание местоимений 1,2,3-го лица.

Текущий

Упр.390, стр.57-58

121.

Работа над ошибками. Закрепление пройденного.  

Повторения

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение  и употребление в речи

Знать о местоимении.

Уметь писать местоимения с предлогами.

Текущий

Тест

Глагол ( 37 ч.)

122.

Что такое глагол?

Глагол. Общее понятие.

Повторения

Глагол, значение и употребление в речи

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

Текущий

презентация

123.

Время глагола

Изменение глаголов по временам.

комбинированный

Существенные признаки глагола. Временные формы глагола.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь анализировать слово как часть речи

Текущий

карточки

124.

Изменение глаголов прошедшего времени  

Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

Текущий

125.

Неопределённая форма

Неопределённая форма глагола.

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы, задавать вопросы к глаголам

Текущий

презентация

126.

Неопределённая форма глагола.

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы

Текущий

карточки

корабль

127.

Неопределённая форма глагола. Начальная форма.

Изучение нового

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов

Текущий

Тест

Словарный диктант

желать

128.

Число и лицо глагола

Изменение глаголов по лицам и числам  (спряжение).

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь распознавать лицо глаголов.

Уметь определять время  глагола

Текущий

презентация

Газета, телевизор

129.

местоимение

2-е лицо глаголов единственного числа.

Изучение нового

Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. Уметь писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.

Текущий

карточки

130.

Р.р.  Сжатое изложение повествовательного текста.

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Уметь сжато передавать текст

Текущий

Упр. 490, стр 104

131.

спряжение

2-е лицо глаголов единственного числа.

Закрепления

Лицо глаголов. Окончания глаголов 2-го лица ед.ч.

Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.

Текущий

карточки

132.

I и II спряжение глаголов

Изучение нового

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

Знать признаки I и II спряжения глаголов.

Уметь определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени

Текущий

презентация

черный

133

Окончания глаголов I и II спряжения.

Закрепления

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

Знать признаки I и II спряжения глаголов.

Текущий

карточки

134-135.

Время глагола

Спряжение глаголов в будущем времени.

Изучение нов

Особенности спряжения глаголов в будущем времени.

Знать об окончаниях глаголов I и II спряжения.

Текущий

презентация

Путешествиекосмонавт

136.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Закрепление

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения).

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Текущий

Словарный диктант

137.

Неопределенная форма

Распознавание  спряжения глаголов по неопределённой форме.

Закрепление

Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов.

Уметь определять спряжение глагола по неопределенной форме

Текущий

презентация

справа

138.

Настоящее время

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

139.

Будущее и настоящее время

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Текущий

карточки

Сверху, снизу

140.

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Контроль

Безударных личных окончаний глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов. Состав  слова.

Уметь находить способ проверки написания слов

Текущий

Диктант

141.

Спряжение глаголов

Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение  по теме: «Спряжение глагола»

Повторения

Безударных личных окончаний глаголов.

Уметь находить способы проверки написания слов

Текущий

презентация

везде

142

Р.р. Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»

Практический

Отличие письменной речи от  устной

Уметь использовать приобретенные знания для создания в  письменной форме несложного текста

Текущий

Сочинение

143

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глагола.

Повторения

Анализ допущенных ошибок в диктанте и сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Текущий

Словарный диктант

144-145.

спряжение

Глаголы – исключения.

Изучение нового

Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окнчания глаголов.

Знать глаголы-исключения.

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Текущий

презентация

146.

Глаголы-исключения

Правописание глаголов – исключений.

Закреплен

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопределенной форме.

Текущий

Тест №13

147.

Обобщение пройденного о глаголе. Наблюдение над точным употреблением глагола в речи.

Повторения

презентация

148.

Прошедшее время

Правописание глаголов прошедшего времени

Повторения

Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени.

Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Текущий

149.

Признаки определения времени

Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.

Комбинированный

Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы.

Знать написание глагольных суффиксов. Уметь правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени.

Текущий

карточки

150.

время

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по временам

Уметь определять время  глагола

Текущий

презентация

151.

Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам

Безударные окончания глаголов. Спряжение глаголов. Временные формы глаголов.

Знать лексико-грамматические признаки глагола. Спряжения глаголов.

Уметь употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы.

Текущий

152.

Р.р. Текст описание. Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Использование в сочинении элементов описания.

Уметь точно употреблять в письменной речи имена прилаг., сущ.,  глаголы, самостоятельно работать..

Текущий

Сочинение презентация

153.

время

Анализ сочинений и работа над ошибками. Упражнение в изменении глаголов совершенного и несовершенного вида по временам

комбиинрованный

Изменение глаголов по временам

Уметь определять время глагола

Словарный диктант

154.

Глаголы-исключения

Повторение Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание без ударных личных окон чаний глаголов- исключений (I и П спряжения)

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунк туации

Текущий

презентация

155.

Личные окончания гл.

Упражнение в правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание без ударных личных окон чаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить спо соб проверки напи сания личных окон чаний глаголов

Текущий

карточки

156.

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

контроля

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов.

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами, анализировать слово, предложение

Диктант

157.

время

Анализ диктанта и работа над ошибками. Упражнение в образовании временных форм глагола.

Повторение и обобщение изученного

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Знать признаки глаголов.

Уметь употреблять, находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов

Текущий.

Тест

158.

Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Обобщение знаний о глаголе.

Текущий

презентация карточки

Повторение изученного за год   (11 ч.)

159.

предложение

Обобщение знаний о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания  в конце предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях
с однородными членами

Знать типы предложений  по цели высказывания  и по эмоциональной окраске. Знать признаки однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Текущий

Тест

сверкать

160.

Состав слова

Состав слова

комбинированный

Морфемный состав слова

Уметь разбирать слова по составу.

Текущий

презентация

161.

безударные гласные

Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании.

Проверяемые и непро веряемые гласные в корне слова. Правопи сание безударных гласных в корне слова

Уметь находить спо соб проверки напи сания слов (в том числе по словарю) с безударными глас ными в корне

карточки

162.

Р.р. Контрольное изложение «Медаль».

Осознанное использование изученных частей речи.

Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное.

Упр.502, стр 110

163.

Части речи

Анализ и работа над ошибками. Части речи (обобщение)

Грамматические признаки частей речи.

Части речи , значение и употребление

Знать признаки частей речи.

Уметь применять их на практике.

Текущий

карточки

164.

Итоговый контрольный диктант

контроля

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами

Диктант

165.

Им сущ

Анализ диктанта и работа над ошибками. Имя существительное как часть речи.

Различение имен су ществительных муж ского, женского и среднего родов. Изме нение по падежам и числам. Различение 1-, 2-, 3-го склонения имен существитель ных

Знать признаки имен существительных. Уметь различать род, падеж и число существительных, выполнять работу над ошибками

текущий

Презентация

карточки

оборона

166.

Им прил

Имя прилагательное

комбинированный

Имя прилагательное, значение и употребле ние. Изменение имен прилагательных по родам, числам и паде жам, согласование с именами существи тельными. Правописа ние безударных окон чаний имен прилага тельных

Знать признаки имен прилагательных.

Уметь изменять при лагательные по ро дам, числам, паде жам, правильно пи сать безударные окончания имен при лагательных

текущий

презентация карточки

167.

местоим

Местоимение.

Местоимение, значение и употребление.

Знать признаки местоимений.

Уметь их распознавать и употреблять в речи.

168.

глагол

Глагол как часть речи.

Существенные признаки глагола. Временные формы глагола.

Знать признаки глаголов.

Уметь употреблять глаголы и правильно писать

презентация карточки

Хлебороб,

До свидания

169.

Проверочное списывание

Виды текстов. Части речи. Правописание безударных гласных в корне слова.

Уметь безошибочно списывать данный текст

Списывание

170.

Урок КВН  Турнир знатоков русского языка

Совершенствование навыка письма по данным темам.

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Т.Г. Рамзаевой

Рабочая программа составлена в соответствиями с требованиями положения о рабочих программах. Указываются цели и задачи к...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (По учебнику Т.Г.Рамзаевой)

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса, по учебнику Т.Г.Рамзаевой...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой

Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г Рамзаевой

Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Рамзаевой Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., сос...

Учебная рабочая программа по русскому языку для 3 класса. По учебнику А.В.Поляковой

Учебная рабочая программа  по русскому языку для 3 класса составлена по учебнику А.В.Поляковой. Программа включает ...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Соловейчик для 4 класса

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование , рассчитанное на 4 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.

Рабочая программа по русскому языку к  учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е., 3 класс, с пояснительной запиской и ...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Зелениной.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Зелениной....