Русский язык 1 кл. "Слово и его значение "
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Пантюхина Ирина Александровна

Разработка урока по русскому языку 1 класс УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.rar2.42 МБ

Предварительный просмотр:

1 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

Технологическая карта  

Тема

«Слово и его значение»

Цель темы

Расширить представление учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций: закрепить представление учащихся о слове как о двухсторонней языковой единице; расширить, уточнить словарный запас учащихся.

Основное содержание темы, термины и понятия

Точные слова как средство выражения мысли. Язык как средство общения, слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова, ключевые слова.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные: формирование умения общаться как умение говорить и слушать, читать и писать.

Регулятивные: освоение способов речевого общения.

Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.

Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

 

Организация пространства

Метапредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Окружающий мир (умение общаться с окружающим многообразным миром: миром людей, природы и вещей; умение выразительного чтения и рассказывания).

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Учебник «Русский язык». Рабочая тетрадь.

Методическое пособие.

Раздаточный материал.

Тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Оргмомент

Цель – мотивировать детей на начало урока.

Кто из вас мечтает быть образованным, культурным, грамотным? Что для этого вам потребуется? Не будем терять времени даром, я приглашаю вас на урок русского языка.

Девиз урока :  Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить.

 

Цель — мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте.

I этап. Мотивация к деятельности

Проблемная ситуация  Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока.

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

- Какова же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить?

- О словах?

 Что вы знаете о них? Попробуйте рассказать?.

 Все ли мы знаем об этом? Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить?

II этап.  Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на

 «знание» (З),  «понимание» (П),  «умение» (У)

Диагностические задания

1. Слово и его роль в нашей речи

Цель формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице.

Задание 1(П). Игра «Пойми меня»

Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь

-Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Даша, подойди, пожалуйста и подай мне этот предмет.

Я не могу этого сделать

Почему?

 Я не знаю какой предмет вы загадали

Как же быть ребята?  - назвать этот предмет

Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет?

( слово)

Я называю его? Клубок, подай мне его пожалуйста.

Что можно сделать с клубком? ( играть, вязать, бросать)

Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже что и с клубком? А что можно сделать со словом?( произнести, прочитать, услышать)

Чем отличается слово от предмета? ( с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести)

Задание 2 (З).Минутка чистописания.

Давайте запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться. Но прежде чем писать, назовите первый звук в этом слове .Какой буквой он обозначается?

Показ написания буквы Кк, дети пишут первую строчку

Показ учителем соединений в слове, написание слова

Какое задание можно выполнить с этим словом?( поставить ударение, разделить на слоги)

Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь., а по пути давайте попробуем выполнить задание на стр.15, упр.28

Задание 2 (З).  Моделирование

Учебник, с. 15, № 28.

- Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово.

- Слово состоит из звуков и букв.

Задание 3 (П)

- Можно ли  заменять или переставлять местами звуки в слове? Если нельзя, то убедите нас в том, что этого делать нельзя. 

- При перестановке букв или их замене может получиться совсем другое по значению слово или непонятная белиберда.

Давайте попробуем ответить на вопрос, который я вам задала в конце прошлого урока. Итак, является ли «кукарямба» словом?

Первая наша остановка – на лесной опушке (демонстрируется слайд с изображением лесной опушки).

К нам на опушку пришел Иван Иванович Самоваров, чтобы рассказать о словах. Давайте послушаем его. ( электронное приложение) Итак, можно ли словом назвать «кукарямбу»?

Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке?

Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам.

Каждая группа находит слова, которые отвечают на предложенный вопрос. ( 1гр. – кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой?_

Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит

Что обозначает каждая группа?

Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий  нас мир.

 

2. Слово и его значение

Цель — учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли.

Задание 2(З)  И снова в путь.

Демонстрация слайдов с изображением дороги. Следующая остановка – волшебная река, для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующее задание.

Подбери слово - предмет

Учебник, с. 16, № 29.  

- Подберите слова — названия предметов, изображённых на рисунке.  

Учебник, с. 16, № 30.  

- Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом.

Задание 4 (ЗП) Игра со словами.  (Работа в парах)

 Карточки.

 - Какое слово надо вставить в каждое предложение?

Задание 3 (ПУ)  Работа в рабочих тетрадях с.10, №5 или электронный носитель с упр.

- Какое слово допишете по смыслу?

Задание 3 (ЗП) Соответствие между словами и вопросами

Работа по электронному носителю «Помоги пауку»

Карточки

Миша собирает...

На полке стоит …

На дереве висит …

Мама печёт …

Папа вешает …

Вставь: пар  ки  мар

мартыш  ка  книж

бли  ны  карти

4. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

Цель — установить степень усвоения учащимися данной темы;

закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице.

Сравнение слова с орешком. 

На слайде пословица.

Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра.

 - О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова?  

  У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)
 Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: «Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч».  И т. п.

-  Запишите  пословицу  в  тетрадь

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель — учить самоорганизации при выполнении учебного задания.

Репродуктивное задание

О чем мы говорили сегодня? Что вы узнали о словах? Какую роль они выполняют?

«Проверь себя» Электронное приложение.( фронтальная работа)

Самоорганизация в деятельности

- Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.

Кто доволен свое работой на уроке?

Закончите предложение:

Я запомнил….

Я научился….

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка урока

«Слово и его значение»

Русский язык 1 класс

УМК «Перспектива»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Пантюхина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

Урок русского языка ( 3кл) « Слова, противоположные по значению»

Урок русского языка ( 3кл) « Слова, противоположные по значению»...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Технологическая карта. 1 класс. Русский язык. Тема: «Слово и его значение»

Технологическая карта составлена в соответствии с рабочей программой по русскому языку, 1 класс, УМК "Перспектива". Деятельность учителя на уроке способствует расширению представлений у...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...