Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме:
сочинение по картине "Дети ,бегущие от грозы"

Колчина Татьяна Александровна

Урок и презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
predmet.docx23.18 КБ
prezentaciya1.pptx298.96 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык
Учитель:
 Колчина Т.А.
Тема:
 Развитие речи.

Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Класс:4
УМК:
 «Школа России»
Продолжительность
: 2 урока

Цель урока:

Продолжить обучение написанию сочинений по картине

Ход урока 1.

I. Минуты поэзии

Дети читают наизусть стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза»

 

Федор Тютчев«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

II. Введение в тему урока

- С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? (ответы детей)

- Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово

«гроза» («Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»)

Очень многие композиторы, писатели, поэты и художники в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему.

III. Работа над новым материалом

1.Знакомство с творчеством художника. (Слайд 4)

Маковский Константинович (20.06.1839- 17.09.1915), русский художник К.

Маковский был старшим сыном в семье известного Московского художественного деятеля и художника – любителя Егора Ивановича Маковского. Все дети в этой семье, а их было четверо, воспитаны в духе любви к искусству. В Московском училище живописи и ваяния, куда Маковский поступил в 1851году, он учился легко и успешно, получая всевозможные награды.

2. Обсуждение содержания картины  

1. В какое время года можно наблюдать такую картину?
2. Сельский или городской пейзаж изображен на картине? Опишите его.
3.Как художник изобразил приближение грозы? Какие использует краски,

почему? 

4.Кто изображен в центре картины? Куда ходили дети? Расскажите о них.

5. Что рождает тревожное чувство?

3. Обобщающее слово учителя  

- Да, действительно. На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.

А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем

 

II. Подготовка к сочинению

1. Работа над памяткой

 

2. Выделение количества частей.  

- А теперь давайте определим, сколько частей будет в сочинении. (Три

части: вступительная, главная часть ,заключительная.)

- О чем вы напишете в первой части? (О художнике и его картине, о каком

событии рассказал художник.)

- О чем мы будем писать в основной части?

- Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о

своих впечатлениях о картине, выражая свое мнение?

3. Примерный план сочинения:

1. В лес за грибами.

2. Приближение грозы.

3. Гроза.
4. Скорее домой.
5. Мое отношение к картине.

4. Лексико-орфографическая подготовка (К этому моменту в листах –

помощниках у ребят уже имеются записи опорных слов)

1-я часть: удивительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли

лукошко, отправились в дальний лес.

2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.

3-я часть: тяжелые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний,

молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.

4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.

Слова с безударными гласными: лениво, бежали, затянуло, ослепительная,

посадила, удивительное и др.

Слова для справок: лукошко, пробормотал, проворчал, молния, собирали,

испуганные, тревожные и др.

III. Написание сочинений (Ребята записывают сочинения на черновик)

- Молодцы! Я вижу, вы уже начали пользоваться памяткой: во вступительной

части мы пишем по первому и второму пункту памятки.

- А сколько предложений вам понадобится для первой части? (Ребята

высказываются.)

- Да, мы запишем два или три предложения. (Ребята пишут первую часть.)

- А теперь подумайте, о чем будет главная часть. (О содержании картины.)

- Какие пункты памятки вам помогут передать содержание картины?

(Третий и четвертый.)

- Здесь вам понадобится не менее пяти предложений. Новую часть начинайте

с абзаца. (Ребята самостоятельно составляют описание картины.)

- И наконец, посмотрите на последний пункт памятки: о чем вы напишете в

заключении? (Напишем о том, почему нам нравится картина.)

-Да, эту мысль можно выразить одним - двумя предложениями. Запишите ее.

(Ребята работают над заключительной частью сочинения.)

V. Коллективный анализ работ

- А теперь посмотрим, что у нас получилось.

(В оставшееся на уроке время учащиеся прочитывают несколько сочинений с обсуждением. Остальные работы учитель проверяет, а на следующем уроке необходимо продолжить анализ детских рассказов. Пусть ребята сами оценят творчество своих одноклассников, отметят достоинства, укажут друг другу на недостатки, дадут советы по их исправлению.

1-я часть: удивительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли

лукошко, отправились в дальний лес.

2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.

3-я часть: тяжелые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний,

молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.

4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.

 

Слова для справок: лукошко, пробормотал, проворчал, молния, собирали,

испуганные, тревожные и др.

1-я часть: удивительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли

лукошко, отправились в дальний лес.

2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.

3-я часть: тяжелые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний,

молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.

4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.

 

Слова для справок: лукошко, пробормотал, проворчал, молния, собирали,

испуганные, тревожные и др.

1-я часть: удивительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли

лукошко, отправились в дальний лес.

2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землей, темное, огромное, грозное покрывало.

3-я часть: тяжелые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний,

молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.

4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.

 

Слова для справок: лукошко, пробормотал, проворчал, молния, собирали,

испуганные, тревожные и др.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


« СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Изучение русского языка – это великое дело.

Тема:

« Безударные гласные

в корне слова».

Первый гейм.

«Заморочки из бочки»

«Буква потерялась»

П __ ЛЯ

З __ МЛЯ

Т __ гровый

ПР __ МОЙ

ГР ___ ЧИ

О

е

И

Я

а

ГР ___ ЗА

В ___ СНА

ГР ___ БНОЙ

Р ___ БОЙ

С ___ ДЫ

О

е

И

Я

а

СТ ___ ЛЫ

Л __ СНОЙ

М ___ РЫ

Р ___ ДЫ

В __ РЕНЬЕ

О

е

И

Я

а

Второй гейм.

«Ты – мне,

Я – тебе»

Третий гейм.

«Тёмная лошадка»

Четвёртый гейм.

«Дальше,

дальше,

дальше…»

Пятый гейм.

« Спешите видеть»

Мультфильм.

Шестой гейм.

«Гонка за лидером»

Текст.

Весна.

Наступила в__сна. Стало т__пло. Пот__кли ручьи. На р__ке нач__лся л__доход. По__вилась з__лёная травка. На д__ревьях распустились м__л__дые л__сточки. Стали прил__тать птицы. Гр__чи вьют гнёзда на д__ревьях. Дети рады п__рнатым друзьям. Они сами м__стерят скв__речники для птиц.

е

е

е

е

а

е

я

е

е

о

о

и

е

а

е

е

а

о

Шарады.

СУММА

УГОЛ

СТОЛЯР

МАРТ _ МАРШ

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ!!!


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Тема: Развитие речи. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Класс:4УМК: «Школа России»Продолжительность: 2 урокаЦель урока:Продолжить обучение написанию сочинений по картинеХо...

конспект урока с презентацией по картине К.Маковского "Дети, бегущие от грозы"

В конспекте урока описана поэтапная работа над сочинением по картине. Приведены примеры детских работ. В презентации рас...

Сочинение по картине

Презентация к уроку русского языка сочинение - описание по картине...

Сочинение по картине Левитана, 3класс

Презентация к уроку Развития речи в3классе...

Сочинение по картине "Зимние забавы"

Урок  русского  языка  во  2  классе.  Сочинение  по  картине  "Зимние ...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Сочинение по картине"

Данная презентация подготовлена мной для урока развития речи в 4 классе по УМК "Школа РОссии" к сочинению по картине К.Ф...

Презентация к уроку "Сочинение по картине Кустодиева Б.М. "Масленица"

Презентация предназначена для использования при работе над сочинением по картине Кустодиева Б.М. "Масленица"...

Сочинение по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Презентация к уроку русского языка по теме: Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение по картине...

Сочинение по картине Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 2 кл

Очень трудная тема и без наглядности никак. Предлагаю презентацию к уроку развития речи....