План-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему:
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

Задачи урока: 

  • познакомить с  творчеством К.Ф.Юона;
  • учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;
  • привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
  • формировать умение строить текст;
  • формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
  • развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

( Работа рассчитана на одно занятие-45 минут)

Задачи урока:

познакомить с  творчеством К.Ф.Юона;

учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

формировать умение строить текст;

формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.

Подготовительная работа:

-Стихи;

- сообщения детей;

- Орфографическая подготовка на предыдущих уроках.

Оборудование: 

Презентационный материал по содержанию.

Картина  К.Ф. Юона «Волшебница зима»

материал о жизни и творчестве К.Ф. Юона и его портрет .

Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа (о художнике, стихи о зиме, задачи урока )
2. Представление компьютерной презентации ( подготовительная работа к написанию сочинения)
3. Письменная работа обучающихся над сочинениями.

                                                         Ход урока

1. Орг.момент.

2. Актуализация опорных моментов

- Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из ее направлений – написание сочинений. А сегодня эта работа связана с творчеством одного из замечательных живописцев Константина Федоровича Юона (на доске портрет художника. Слайд 1). Рассказ об этом художнике нам подготовила наша Дарья. Давайте ее послушаем.

3. О художнике ( выступление ученицы)

Константин Федорович Юон—один из известных русских художников. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима».( Слайд 2 ) Рисовать он начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и весне».

Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».

3. Подготовительная работа обучающихся.

Сегодня мы пишем сочинение по картине Юона «Волшебница зима». Обратите внимание, как он ласково называет зиму—волшебницей…

- Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают?  ( красавица, гостья, рукодельница, чародейка…)

- Приведите строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму… ( домашнее задание )

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.  (Ф.Тютчев)

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна. (С.Есенин)

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.  (А.Фет)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.   (И.Никитин)

4.Рассматривание картины. ( Слайд 3)  

5. Беседа по содержанию картины.

- Каковы ваши первые впечатления от картины?  Какие чувства вызывает настроение картины?  (Радость, легкость, очарование, праздник ,свежесть…)

– Перечислите то, что вы видите на картине.

(Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, мальчишки на коньках, собаки бегают)

– Этот вид очень напоминает строки А. С. Пушкина, стихотворение это мы учили в прошлом году, вспомните…

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

– Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?

(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

– Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

– Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?

(Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.)

– Зима – это, прежде всего, снег.

– Как изображает снег художник?

(Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветки деревьев. Снег лежит на крышах домов.)

– И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – "Волшебница зима".

– Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.

– Что еще создает образ волшебницы зимы?

(Разубранные инеем деревья. Большие сугробы. Мягкие пуховые перины. Ковры из пушистого снега. Ощущаем мягкий снег.  Свежий морозный воздух.)

– Что мы видим на заднем плане?

(Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.)

– Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима.

(Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила.)

– Если день солнечный и морозный, что будет происходить с зимними, покрытыми инеем деревьями? (Они будут блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца; будут падать длинные тени).

– Какой иней? (мохнатый, сверкающий, блестящий).

– На что он похож? (на алмазы, на разноцветный бисер, на мелкие

осколки зеркала, стекла).

Воздух (какой?) – прозрачный, легок, чист, пахнет снегом, свежий, морозный.

Солнце (какое?) – яркое.  Снег (какой?) серебристый, пушистый, белый.

Снег (что делает?) сверкает, играет, блестит, искрится, переливается.

– С чем можно сравнить снег?

Снег (как?) мягкая пуховая перина, ковер из пушистого снега, словно пуховый платок, пуховое одеяло.

6. Составление плана.  

Примерный план:

Волшебница-зима. (об авторе, о картине)

Сказочные деревья.

Зимние забавы.

Мои чувства и настроение от картины.

7. Письменная работа над сочинениями.

8. Презентация сочинений и работа над ошибками на следующем уроке русского языка. 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая ...

Тайны зеленого леса

Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому направлению....

Конкурсно-развлекательная программа "Наша дружная семья"

 Мероприятие проведено в 4 классе музыкального отделения ГОШ-И «Гимназия искусств при Главе  РК»...

Телевизор в жизни семьи и первоклассника

Материал для проведения родительского собрания...

игра "В здоровом теле - здоровый дух"

мероприятие для начальных классов....

Трудности адаптации первоклассников к школе

Материал к родительскому собранию в 1 классе...

Тәрбия эшендәге кыенлыклар

Балаларның, үсмерләрнең һәмяшьләрнең үз-үзләрен  тотышларындагы тупаслыклар,ке­шеләр белән аралашуындагы кимчелеклә...

Тәрбия эшендәге кыенлыклар

Балаларның, үсмерләрнең һәмяшьләрнең үз-үзләрен  тотышларындагы тупаслыклар,ке­шеләр белән аралашуындагы кимчелеклә...

советы родителям на 1 сентября

советы родителям на 1 сентября...

Питание школьника

Питание школьника...