План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
Сочинение по картине М.Васнецова "Богатыри"

Урок рассчитан на два часа. На первом уроке идет работа по картине, анализ картины, словарная работа, на второрм уроке дети пишут сочинение. Этот урок провожу в четвертом классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
sochinenie_po_kartine_m.vasnecova.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема:   Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Богатыри»  

  Цель: 1) обучение анализу образной системы данного живописного произведения

             2) формирование умений составлять рассказ по плану

             3) формирование навыков самостоятельной работы на сочинение по картине через разноуровневые задания

             4) закрепление навыков работы с памятками

             5) воспитание чувства гордости за свой край

Оборудование: 1) музыка  Бородина «Симфония №2. Богатырская»

                           2) картина В.М.Васнецова «Богатыри»

                           3) орфографические, толковые словари

                           4) памятка «Как составить рассказ по картине» (для детей, которые имеют трудности при написании сочинения)

                          5) дополнительный материал: «Краски, которые используют художники» и «Отношение к рисунку» (для детей, которые имеют трудности при написании сочинения)

I.. Организационный момент.

II. Тренировка орфографической зоркости (см. книгу Тоцкова «Орфография без правил»)

      Остановились                                         богатырская

     Палица                                                     серебро

    Кольчуга                                                  драгоценные

   Находчивость                                        колчан

III. Списывание.

      Под славным городом под Киевом

      На тех на степях на днепровских

      Стояла застава богатырская.

IV. Тема урока «Обучение связной речи по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На первом уроке проведем подготовительную работу по написанию сочинения по этой картине.

- Какие задачи будут стоять перед нами?

Мы должны описать содеожание картины и передать то, что хотел сказать художник своей работой, то есть замысел картины.

- Назовите синоним к слову «картина» (полотно).

- Найдите значение этого слова в толковом словаре.

- Сегодня мы работаем с вами над полотном художника В.М.Васнецова «Богатыри». Это произведение, как и произведение «Аленушка» относится к портретной живописи.

V. Беседа о художнике.

    В.М.Васнецов – великий русский художник.

-Какие еще его полотна вы знаете?

   Еще будучи юношей, он увлекся былинами, протяжными и неторопливыми, как дорога в степи.

-Чем былина отличается от песни?

  Слова былины ласковые, издалека идущие, похожи на задушевные песни его детства.  Только склад у былины другой, и герои её не добры молодцы, а богатыри-победители.

    На уроках истории, изучая древнегреческую мифологию, мы узнали, что героя Антея питала земля.

-А что общего у него с Ильей Муромцем?

    Обещают вещие странники, что станет Илья богатырем, когда выпьет росу, и напутствуют его такими словами: «Защищай вдов, сирот, малых деточек».

    Набравшись силы и мудрости отправляется Илья защищать Родину. Вместе с другими воинами стоит он на богатырской заставе,

    У каждого богатыря свое имя, свое прозвище, своя повадка.

    Этот былинный рассказ так понравился Васнецову, что он выписал его к себе в тетрадь.

             Под славным городом под Киевом

             На тех на степях на днепровских

             Стояла застава богатырская

             На заставе был богатырь Илья,

             Илья Муромец, сын Иванович…

             А и был на заставе Добрыня Никитич млад…

             А и был там Алеша Попович млад,

             Что из красна города  Ростова.

   Долго создавал художник свою картину. И лишь в 1898 году, накануне своего пятидесятилетия, Васнецов закончил свою главную картину.

VI. Рассматривание картины.

 - Посмотрите на картину В.М.Васнецова. Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?

-  Послушайте отрывок из музыкального произведения Бородина «Симфония №2».

-  Во время слушания подумайте. Почему композитор назвал симфонию «Богатырской»?

-  А если что – нибудь общего между симфонией и картиной, которую мы разбираем?

-  Сравните образ героев в музыкальном произведении с образами богатырей художника В.М.Васнецова.

(учитель дополняет: И художнику, и композитору удалось создать яркий былинный образ народной богатырской силы, которая способна защитить русскую землю от любого врага).  

VII. Анализ содержания картины.

- Чтобы понять образную систему данного живописного произведения, вам помогут вопросы и задания, записанные на доске.

- Внимательно прочитайте их про себя, затем опираясь на вопросы. Самостоятельно рассмотрите картину. (звучит музыка)

- Будем разбирать вопросы и сразу же выбирать опорные слова, словосочетания, которые можно использовать в сочинении.

- Из чего состоит богатырская сила? Художник не скупится на подробности. И каждая деталь в картине имеет свой смысл.

1. Как называется картина? Почему? («Богатыри», показывает силу, мощь русского народа).

2. Кого вы видите в центре картины?

3. Каким изобразил художник Илью Муромца? (сильным, смелым, храбрым богатырем; сила чувствуется в его богатырской фигуре; он полон огромной спокойной мощи).

4. Как автор передал мощь и силу Ильи Муромца? (спокойно, уверенно сидит на своем вороном коне, неторопливо всматривается в даль из-под руки; в глазах – твердость и уверенность; доброе лицо сурово; простой круглый шлем, крепкая стальная кольчуга и металлический шлем защищают его тело).

- Что такое кольчуга? Найдите толкование этого слова в словаре.

    Острое копье на красном древке  лежит поперек спины коня, видны стрелы в колчане.

- Встретилось старое или старинное слово колчан? Что означает? Обратимся к словарю.

Легко поднял он свою руку, на которой висит громадная тяжесть – тяжелая палица.

     По Ожегову палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.

5.  Каким показан конь Ильи Муромца? (конь под стать богатырю, такой же могучий, сильный и спокойный: вороной конь Ильи тяжел и могуч; конь стоит, точно в землю врос)

6. Как автор описывает Добрыню Никитича? (Добрыня – стройнее, моложе Ильи, его фигура более гибка и подвижна; правая рука добрыни уже вынимает меч, плечо его поднялось кверху, отчего его силуэт на фоне неба приобретает особую решительность. Добрыня Никитич приготовился к бою, во всей его фигуре – напряженная энергия)

7.  Как художник подчеркнул богатое происхождение Добрыни Никитича? (поверх тонокй серебряной кольчуги пластинчатая броня; на груди золотая цепь; шлем фигурный, щит красного цвета, на нем драгоценные камни, конь у него в нарядной сбруе).

- Дайте толкование слова сбруя.

8. Чем отличается Алеша Попович от других богатырей? (сидит на коне расслабившись, задумчив; одной рукой он держит лук со стрелами, а другой плетку. Алеша Попович не богатырского сложения, как Илья и Добрыня, видимо он сражается с врагами не богатырской силой, а смекалкой и находчивостью).

9. Какое выражение лица у богатырей? Как вы думаете о чес они размышляют? (суровое, полное решимости отстоять свою землю, они уже готовы дать отпор врагу)

10. Что можно сказать о природе, которая их окружает? (бескрайний простор полей, желтый ковыль, зеленые холмы; в небе клубятся белые тяжелые облака; пейзаж суровый, строгий; пасмурное осеннее небо; засыхающая трава;пейзаж природы создает впечатление стойкости воинов)

- На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны, суровы необъятные просторы Родины. Величественна, тревожна природа в минутуы опасности. Колорит картины, гармония красок усиливает настроение торжественности и боевой тревоги. В соседстве с темно-зелеными, приглушенными серыми тонами особенно выразителен неяркий красный цвет щита Добрыни Никитича, копья Ильи Муромца, одежды Алеши Поповича, флажка на его шлеме. Цветовая гамма создает праздничное настроение, оно радует глаз, вселяет веру в человека)

11. Какие чувства хотел пробудить художник у зрителей?

VIII. Словарная работа.

- Прочитайте, какие опорные слова мы выбрали, которые можно использовать в своей работе.

               Среди бескрайних просторов

              Богатырская фигура

             Палица тяжелая

            Конь под стать богатырю

           Щит горит и переливается

          Драгоценные камни

         Нарядная сбруя

        Находчивость, смекалка

-Замените близкими по смыслу словами изобразил   (написал, показал)

- Прочитайте орфоэпически. Как пишутся слова (карточки):

                 остановились               богатырская              палица

                кольчуга                       драгоценные                колчан

               находчивость              смекалка

IX. Составление плана.

- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

    В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»

- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).

-  О чем скажем в основной части? (опишем героев).

- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

                                           ПЛАН.

1. Художник и  картина.

2. Природа в картине.

3. Богатырь Илья муромец.

4. Нарядный Добрыня Никитич.

5. Находчивый Алеша Попович.

6. Мое отношение к картине.

- Составьте рассказ по плану, используя опорные слова (ответы 1-2-х учеников)

- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. вы можете описать героев по-своему.

- При работе пользуемся словарем.

X. Запись сочинения.

     Проверка работы.

XI. Итог урока.

- О том, как справились с работой, мы поговорим на следующем уроке.

(Приведу как пример работы двух учеников 4Р класса.

   Картину «Богатыри» написал знаменитый художник 19 века В.М.Васнецов. Эта картина рассказывает об истории, когда было необходимо защищать родину.

     В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Грозно смотрит он вдаль. Он сильный и могучий человек, с легкостью держит тяжелую палицу одной рукой, а другой – копье. Чувствуется, что это добрый и спокойный человек.

    От Ильи справа расположился на белом коне Добрыня Никитич, сын богатого князя. На нем серебряная кольчуга, а щит переливается драгоценными камнями. Конь его в нарядной сбруе. Полумесяцы на груди – символ победы, ведь Добрыня храбрый и отважный воин.

    А с другой стороны от Ильи Муромца сидит на огненном коне его побратим – Алеша Попович, сын попа ростовского. На картине он небольшого роста, мечтательный и хитрый. Одежда у него нарядная, в руках лук и колчан со стрелами, а к седлу прикреплены гусли яровчатые.

    За их спиной темные леса и курганы, над головой предгрозовое небо в тучах. Но наши богатыри победят своих врагов.

    Мне очень понравилась картина, потому что она учит любить и защищать свою Родину.    (Копырина Христина).

     Художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину «Богатыри». В ней он подчеркнул необъятные просторы земли русской и силу русского народа.

     Там, где лес граничит со степь., остановились три богатыря. В центре, на вороном коне. сидит Илья Муромец. В руках он держит палицу тяжелую. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.

     Справа от него Добрыня Никитич. По его кольчуге можно сказать, что он княжеского происхождения. И конь его в нарядной сбруе. И шлем отличный от других. А на щите переливаются драгоценные камни.

     Слева от Ильи – Алеша Попович. Гусли висят у него да колчан со стрелами – вот и все его оружие. Не силой он берет своих врагов, а находчивостью, смекалкой, хитростью, сообразительностью.

    Мне понравилась эта картина. Глядя на нее возникает чувство гордости за русский народ. Пока три богатыря стоят на страже, ни один враг не страшен.   (Щербинин Сергей).  


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

Внеклассное мероприятие ко Дню матери «Телепередача на телеканале «НТВ минус»- «Когда все вместе»

Цели:- способствовать сплочению детского коллектива, создать праздничное настроение,- развивать творческие способности у...

Организация коррекционно-развивающей работы в условиях школьного логопункта

Данная раздел раскрывает особенности логопедической работы в общеобразовательной школе. Для правильного отображения през...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

Третье склонение имен существительных.

Урок русского языка по УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...